КОНСПЕКТ УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО 450-ЛЕТИЮ ВХОЖДЕНИЯ БАШКОРТОСТАНА В СОСТАВ РОССИИ, ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ.
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с. Юмагузино муниципального района Кугарчинский район РБ Каразбаева Валентина Николаевна.
ТЕМА УРОКА: «Развитие речи. Описание одежды».
Цели урока:
- продолжить обучение такому типу речи, как описание; формировать способность находить особенности во внешнем облике человека, его одежде; развивать умение передавать описание одежды словами;
- развивать навыки монологической устной и письменной речи; развивать умение выступать перед аудиторией;
- воспитывать интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Оборудование: книги Кирея Мэргэна «Крыло беркута» и А.К.Толстого «Князь Серебряный»; репродукции деталей национальной одежды русских и башкир; репродукции картин художников И.Я.Билибина «Аленушка и братец Иванушка», В.М.Васнецова «Аленушка», А.Г.Венецианова «На жатве. Лето»; Р.Хабирова «Девушка в башкирском костюме». Оформление доски: Эпиграф: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». (Д.С.Лихачев). Толкование слова этнографический. Слова, обозначающие вид одежды. Репродукции.
ХОД УРОКА I. Вступительная беседа. Учитель: Ребята, какой великий юбилей празднует Башкортостан в 2007 году?
/ Это год 450-летия добровольного объединения Башкортостана и России /
Учитель: Известно, что в конце 1555 или начале 1556 года к русскому царю Ивану Грозному прибыли башкирские князья с просьбой добровольного вхождения в состав России. Какою была жизнь башкир того времени? Что толкнуло их к этому судьбоносному решению? Об этом вы можете узнать, прочитав книгу Кирея Мэргэна «Крыло беркута». А о времени Ивана Грозного повествует роман А.К.Толстого «Князь Серебряный». /Показать книги/.
Прочитав эти книги, вы узнаете, что это было тяжелое, смутное время. И два великих и сильных народа - русские и башкиры - объединились, чтобы стать еще сильнее.
При всех культурных, вероисповедальных различиях у русских с башкирами очень много схожего в отношениях к своему дому, семье, родному краю, в нравственных понятиях.
Сегодня я приглашаю вас посмотреть, как одевались люди в далекие времена. Одежда может многое рассказать о человеке, его социальном статусе, привычках, культуре. Не зря известная пословица начинается со слов: «По одежке встречают...»
Мы совершим заочное путешествие в этнографический музей. Помогут мне в этом экскурсоводы, роль которых будут исполнять ребята нашего класса.
Прилагательное этнографический образовалось от существительного этнография. Словарь С.И.Ожегова даёт такое толкование этого слова: этнография – 1. Наука, изучающая… материальную и духовную культуру, особенности быта какого-нибудь народа. 2. Особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа (народов).
II. Рассказ учеников о русском костюме.
/ Рассказы подготовлены заранее./
1 экскурсовод: На притяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне. Именно они сохраняли национальную русскую культуру. И русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм крестьянский, хотя было время, когда в нем ходили и купцы, и бояре, и другие сословия.
Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Рубаха считалась оберегом от злых сил. Поэтому детям шили рубахи не из новой ткани, а из старой одежды родителей. Девочкам - из рубахи матери, мальчикам - отца. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продаешь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.
Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длинной до пят. Её изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком - стойкой. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, аппликацией. Красный цвет в вышивке символизировал солнце, огонь, а черный - землю-матушку.
На Руси никогда не ходили «распояской». По поверью, подпоясанного человека бес боится, поэтому пояс был украшен символами защитного свойства, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберегом.
Поверх рубахи, особенно в праздничные дни, надевался сарафан и передник. Праздничные передники и сарафаны вышивались красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, о её желаниях, мечтах. В верхней, наиболее близкой к сердцу части передника вышивали то, что женщина просит у Бога. Ромбо-точечный орнамент был пожеланием плодородия и плодовитости, птицы были символами девочек, знаком верхнего мира, кони, связанные со средним, земным миром, были символами мальчиков.
2 экскурсовод: Обувью женщинам, как и мужчинам, служили лапти, которые носили с белыми, а иногда и с черными онучами или шерстяными вязаными и богато украшенными длинными носками. Была также и кожаная обувь - чоботы или коты, которые украшались спереди и поверху красным и желтым сафьяном.
Образ русской женщины невозможно представить без головного убора. С непокрытой головой женщине на Руси разрешалось ходить только до замужества, волосы необходимо было заплетать в одну косу - в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Конец косы девушки украшали накосником, он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем. Во время свадебного обряда подружки прощались с невестой, расплетали косу и плели две височные косы, которые укладывались вокруг головы и убирались под кичку, специальный головной убор.
По древнему обычаю замужняя женщина никогда при людях не ходила с непокрытой головой. Считалось, что волосы обладают магической силой, и выходя замуж, становясь членом чужой семьи, женщина должна была прятать волосы, чтобы не принести несчастья мужу и его родственникам. Спутанные волосы воспринимались в народе как принадлежность к колдовству. Поэтому Баба-Яга в сказках всегда со спутанными и всклокоченными волосами.
Самым распространенным головным убором девушки был платок. В платке было удобно работать, стирать, готовит, ухаживать за скотиной. Девушки могли украшать голову и лентой. По праздникам надевали разные головные уборы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. Их называли венцы, почелки, кички, перевязки, кокошники, коруны. Украшались они ряснами - подвесками в форме вертикальных полос, опускавшихся от кокошника вниз.
Дополняли костюм крестьянки нагрудные и шейные украшения из цветных бус, ожерелий, украшений из разноцветной шерсти, бисера, плетеной тесьмы. III. Работа с картинами И.Билибина и В.Васнецова.
Учитель: Художник Иван Яковлевич Билибин очень любил русские народные сказки и создал множество иллюстраций к ним. Давайте рассмотрим одну из них, нарисованную к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- Кого и что мы видим на картине?
/На фоне природы стоят Аленушка и Иванушка. Вдали виднеется лес, кони пасутся на лугу у реки./
- Как одеты Аленушка и Иванушка?
/Аленушка одета в классическую русскую, вышитую красными нитями рубаху и синий сарафан. По низу сарафан оторочен красной лентой. Девочка подпоясана красным же плетеным пояском. На голове Аленушки белый платочек повязан так, как повязывали его деревенские девочки. Братец Иванушка - в рубахе навыпуск и портах. Он тоже подпоясан. Оба босы, как всякие деревенские дети./
Учитель: На картине художника-сказочника Виктора Михайловича Васнецова Аленушка предстает перед нами в другом виде. Сам художник рассказал об этой картине так: «Аленушка, как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах!.. Каким-то особым русским духом веяло от нее!»
- А какую вы видите на картине Аленушку?
/Девочка сидит на камне, положив руки на колени и опустив на них голову. Грустный, печальный взгляд ее темных глаз прикован к воде. Фигура ее видна плохо, но можно увидеть, что одета она как деревенская девочка - в рубаху и пестрый сарафан. Сарафан подпоясан поясом, украшенном кистями. На сарафане нет вышивки и других украшений./
- Как вы думаете, почему волосы Аленушки растрепаны, а не заплетены в косу, как того требуют русские традиции?
/Растрепанные волосы говорят о том, как сильно ее горе, велика печаль. Она не думает ни о каких обычаях./ IV. О башкирском национальном костюме.
Учитель: А сейчас я хочу обратить ваше внимание еще на одну картину, где тоже изображена девушка в национальном костюме. Я показываю вам не всю картину, а только ее фрагмент - нижнюю часть. Можете ли вы сказать, девушка в каком национальном костюме изображена на этой картине?
/Эта девушка в башкирском национальном костюме. Об этом свидетельствуют нашитые на одежду серебряные монеты. Рукав одежды обшит полосами желтого, красного, зеленого цвета. Так украшали башкирский костюм./
Учитель: Да, перед вами репродукция картины Рашита Хабирова «Девушка в башкирском костюме». Послушайте сообщение о том, каков национальный костюм у башкирских женщин.
Экскурсовод: Старинные платья башкирских женщин в основе кроились так же, как мужские рубахи. Они были цельными или составными - с юбкой. Между верхом и юбкой обычно вставлялась поперечная полоска ткани - пояс. Платье имело воротник-стоечку. Около нагрудного разреза полукругом прикреплялись цветные полоски и ленты. В некоторых местах женщины надевали нагрудники, украшенные монетами, кораллами и ракушками.
Повседневной (в первую очередь, у пожилых) и праздничной одеждой являлся безрукавный камзол. Он одевался поверх платья и украшался монетами, вышивкой бисером или стеклярусом.
В северных и центральных районах носили цветные приталенные бешметы, в южных и восточных - темные просторные еляны. На елян из хлопчатобумажной или шерстяной ткани также делали нашивки из кораллов, бисера, серебра. Ворот, рукава и полы обшивали полосами красного, зеленого, синего и желтого сукна, узким и широким позументом. Некоторые еляны имели наплечную вышивку или наплечники из галуна с бахромой.
Меховая женская одежда имелась только в состоятельных семьях.
Обувь обычно изготовлялась из кожи, иногда в комбинации с сукном. Престижной обувью были сапоги, нарядные из добротно выработанной мягкой кожи. Они были на каблуках с подковами. Пожилые женщины предпочитали мягкие ичиги, которые за пределами дома носили с кожаными галошами. Была и другая обувь, а вот лапти у башкир не прижились.
Самым распространенным головным убором у женщин всех возрастов был платок. Его носили в расправленном виде, покрыв голову, плечи и верх спины, скрепляя два ближайших угла под подбородком в узел. Иногда поверх платка надевали меховую шапку, праздничный убор - кашмау, набрасывали шелковую или кашемировую шаль с бахромой.
Древним и самобытным убором является кашмау. Его основой был плотно охватывающий голову «шлем» с отверстием на макушке, длинной наспинной полосой, заканчивающейся бахромой. Красную ткань на войлочной или суконной подкладке покрывали монеты. Поверх них прикреплялись подвески - накосники. На наспинной узкой полосе выполнялся бисером орнамент в виде разноцветных ромбов, треугольников, квадратиков, полос. Использовались для украшения перламутровые пуговицы и раковины. Массивные подвески пристегивались к уголкам шлема у щек, закреплялся убор под подбородком изящной пряжкой.
Традиционный костюм дополняли украшения. Кольца, браслеты, накосники, ожерелья и небольшие нагрудники носили постоянно. «Звон серебра» считался охранным. В праздники, на свадьбу или в гости надевали все имеющиеся украшения. V. Творческая работа.
Учитель: Предлагаю вам рассмотреть картину Алексея Гавриловича Венецианова «На жатве. Лето» и описать одежду русских женщин, изображенных на этой картине, или же одежду девушки в башкирском костюме с картины Рашита Хабирова. В своем сочинении используйте слова, написанные на доске (рубаха, сарафан, пояс, кокошник, накосник, елян, кашмау, орнамент, подвески).
/Работа учащихся над сочинениями, чтение нескольких после их написания./
VI. Выводы и обобщения.
Учитель: Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева, взятые эпиграфом к нашему уроку? /Каждый человек должен знать историю родного края, свои корни, культуру народа, рядом с которым он живет. Только тогда человек может считать себя образованным, цивилизованным, культурным./
Используемая литература:
2. Учебно-методическая газета «Искусство» № 20, 2006.
1. Юсупов Р.М. и др. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. |