Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе





Скачать 82.22 Kb.
НазваниеКонспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе
Дата публикации25.09.2013
Размер82.22 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
КОНСПЕКТ УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО 450-ЛЕТИЮ ВХОЖДЕНИЯ БАШКОРТОСТАНА В СОСТАВ РОССИИ, ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ.

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с. Юмагузино муниципального района Кугарчинский район РБ Каразбаева Валентина Николаевна.

ТЕМА УРОКА: «Развитие речи. Описание одежды».

Цели урока:

- продолжить обучение такому типу речи, как описание; формировать способность находить особенности во внешнем облике человека, его одежде; развивать умение передавать описание одежды словами;

- развивать навыки монологической устной и письменной речи; развивать умение выступать перед аудиторией;

- воспитывать интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Оборудование: книги Кирея Мэргэна «Крыло беркута» и А.К.Толстого «Князь Серебряный»; репродукции деталей национальной одежды русских и башкир; репродукции картин художников И.Я.Билибина «Аленушка и братец Иванушка», В.М.Васнецова «Аленушка», А.Г.Венецианова «На жатве. Лето»; Р.Хабирова «Девушка в башкирском костюме».
Оформление доски: Эпиграф: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». (Д.С.Лихачев). Толкование слова этнографический. Слова, обозначающие вид одежды. Репродукции.






ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа.
Учитель: Ребята, какой великий юбилей празднует Башкортостан в 2007 году?

/ Это год 450-летия добровольного объединения Башкортостана и России /

Учитель: Известно, что в конце 1555 или начале 1556 года к русскому царю Ивану Грозному прибыли башкирские князья с просьбой добровольного вхождения в состав России. Какою была жизнь башкир того времени? Что толкнуло их к этому судьбоносному решению? Об этом вы можете узнать, прочитав книгу Кирея Мэргэна «Крыло беркута». А о времени Ивана Грозного повествует роман А.К.Толстого «Князь Серебряный». /Показать книги/.

Прочитав эти книги, вы узнаете, что это было тяжелое, смутное время. И два великих и сильных народа - русские и башкиры - объединились, чтобы стать еще сильнее.

При всех культурных, вероисповедальных различиях у русских с башкирами очень много схожего в отношениях к своему дому, семье, родному краю, в нравственных понятиях.

Сегодня я приглашаю вас посмотреть, как одевались люди в далекие времена. Одежда может многое рассказать о человеке, его социальном статусе, привычках, культуре. Не зря известная пословица начинается со слов: «По одежке встречают...»

Мы совершим заочное путешествие в этнографический музей. Помогут мне в этом экскурсоводы, роль которых будут исполнять ребята нашего класса.

Прилагательное этнографический образовалось от существительного этнография. Словарь С.И.Ожегова даёт такое толкование этого слова: этнография – 1. Наука, изучающая… материальную и духовную культуру, особенности быта какого-нибудь народа. 2. Особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа (народов).

II. Рассказ учеников о русском костюме.

/ Рассказы подготовлены заранее./

1 экскурсовод: На притяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне. Именно они сохраняли национальную русскую культуру. И русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм крестьянский, хотя было время, когда в нем ходили и купцы, и бояре, и другие сословия.

Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Рубаха считалась оберегом от злых сил. Поэтому детям шили рубахи не из новой ткани, а из старой одежды родителей. Девочкам - из рубахи матери, мальчикам - отца. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продаешь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.

Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длинной до пят. Её изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком - стойкой. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, аппликацией. Красный цвет в вышивке символизировал солнце, огонь, а черный - землю-матушку.

На Руси никогда не ходили «распояской». По поверью, подпоясанного человека бес боится, поэтому пояс был украшен символами защитного свойства, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберегом.

Поверх рубахи, особенно в праздничные дни, надевался сарафан и передник. Праздничные передники и сарафаны вышивались красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, о её желаниях, мечтах. В верхней, наиболее близкой к сердцу части передника вышивали то, что женщина просит у Бога. Ромбо-точечный орнамент был пожеланием плодородия и плодовитости, птицы были символами девочек, знаком верхнего мира, кони, связанные со средним, земным миром, были символами мальчиков.

2 экскурсовод: Обувью женщинам, как и мужчинам, служили лапти, которые носили с белыми, а иногда и с черными онучами или шерстяными вязаными и богато украшенными длинными носками. Была также и кожаная обувь - чоботы или коты, которые украшались спереди и поверху красным и желтым сафьяном.

Образ русской женщины невозможно представить без головного убора. С непокрытой головой женщине на Руси разрешалось ходить только до замужества, волосы необходимо было заплетать в одну косу - в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Конец косы девушки украшали накосником, он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем. Во время свадебного обряда подружки прощались с невестой, расплетали косу и плели две височные косы, которые укладывались вокруг головы и убирались под кичку, специальный головной убор.

По древнему обычаю замужняя женщина никогда при людях не ходила с непокрытой головой. Считалось, что волосы обладают магической силой, и выходя замуж, становясь членом чужой семьи, женщина должна была прятать волосы, чтобы не принести несчастья мужу и его родственникам. Спутанные волосы воспринимались в народе как принадлежность к колдовству. Поэтому Баба-Яга в сказках всегда со спутанными и всклокоченными волосами.

Самым распространенным головным убором девушки был платок. В платке было удобно работать, стирать, готовит, ухаживать за скотиной. Девушки могли украшать голову и лентой. По праздникам надевали разные головные уборы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. Их называли венцы, почелки, кички, перевязки, кокошники, коруны. Украшались они ряснами - подвесками в форме вертикальных полос, опускавшихся от кокошника вниз.

Дополняли костюм крестьянки нагрудные и шейные украшения из цветных бус, ожерелий, украшений из разноцветной шерсти, бисера, плетеной тесьмы.
III. Работа с картинами И.Билибина и В.Васнецова.

Учитель: Художник Иван Яковлевич Билибин очень любил русские народные сказки и создал множество иллюстраций к ним. Давайте рассмотрим одну из них, нарисованную к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

- Кого и что мы видим на картине?

/На фоне природы стоят Аленушка и Иванушка. Вдали виднеется лес, кони пасутся на лугу у реки./

- Как одеты Аленушка и Иванушка?

/Аленушка одета в классическую русскую, вышитую красными нитями рубаху и синий сарафан. По низу сарафан оторочен красной лентой. Девочка подпоясана красным же плетеным пояском. На голове Аленушки белый платочек повязан так, как повязывали его деревенские девочки. Братец Иванушка - в рубахе навыпуск и портах. Он тоже подпоясан. Оба босы, как всякие деревенские дети./

Учитель: На картине художника-сказочника Виктора Михайловича Васнецова Аленушка предстает перед нами в другом виде. Сам художник рассказал об этой картине так: «Аленушка, как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах!.. Каким-то особым русским духом веяло от нее!»

- А какую вы видите на картине Аленушку?

/Девочка сидит на камне, положив руки на колени и опустив на них голову. Грустный, печальный взгляд ее темных глаз прикован к воде. Фигура ее видна плохо, но можно увидеть, что одета она как деревенская девочка - в рубаху и пестрый сарафан. Сарафан подпоясан поясом, украшенном кистями. На сарафане нет вышивки и других украшений./

- Как вы думаете, почему волосы Аленушки растрепаны, а не заплетены в косу, как того требуют русские традиции?

/Растрепанные волосы говорят о том, как сильно ее горе, велика печаль. Она не думает ни о каких обычаях./
IV. О башкирском национальном костюме.

Учитель: А сейчас я хочу обратить ваше внимание еще на одну картину, где тоже изображена девушка в национальном костюме. Я показываю вам не всю картину, а только ее фрагмент - нижнюю часть. Можете ли вы сказать, девушка в каком национальном костюме изображена на этой картине?

/Эта девушка в башкирском национальном костюме. Об этом свидетельствуют нашитые на одежду серебряные монеты. Рукав одежды обшит полосами желтого, красного, зеленого цвета. Так украшали башкирский костюм./

Учитель: Да, перед вами репродукция картины Рашита Хабирова «Девушка в башкирском костюме». Послушайте сообщение о том, каков национальный костюм у башкирских женщин.

Экскурсовод: Старинные платья башкирских женщин в основе кроились так же, как мужские рубахи. Они были цельными или составными - с юбкой. Между верхом и юбкой обычно вставлялась поперечная полоска ткани - пояс. Платье имело воротник-стоечку. Около нагрудного разреза полукругом прикреплялись цветные полоски и ленты. В некоторых местах женщины надевали нагрудники, украшенные монетами, кораллами и ракушками.

Повседневной (в первую очередь, у пожилых) и праздничной одеждой являлся безрукавный камзол. Он одевался поверх платья и украшался монетами, вышивкой бисером или стеклярусом.

В северных и центральных районах носили цветные приталенные бешметы, в южных и восточных - темные просторные еляны. На елян из хлопчатобумажной или шерстяной ткани также делали нашивки из кораллов, бисера, серебра. Ворот, рукава и полы обшивали полосами красного, зеленого, синего и желтого сукна, узким и широким позументом. Некоторые еляны имели наплечную вышивку или наплечники из галуна с бахромой.

Меховая женская одежда имелась только в состоятельных семьях.

Обувь обычно изготовлялась из кожи, иногда в комбинации с сукном. Престижной обувью были сапоги, нарядные из добротно выработанной мягкой кожи. Они были на каблуках с подковами. Пожилые женщины предпочитали мягкие ичиги, которые за пределами дома носили с кожаными галошами. Была и другая обувь, а вот лапти у башкир не прижились.

Самым распространенным головным убором у женщин всех возрастов был платок. Его носили в расправленном виде, покрыв голову, плечи и верх спины, скрепляя два ближайших угла под подбородком в узел. Иногда поверх платка надевали меховую шапку, праздничный убор - кашмау, набрасывали шелковую или кашемировую шаль с бахромой.

Древним и самобытным убором является кашмау. Его основой был плотно охватывающий голову «шлем» с отверстием на макушке, длинной наспинной полосой, заканчивающейся бахромой. Красную ткань на войлочной или суконной подкладке покрывали монеты. Поверх них прикреплялись подвески - накосники. На наспинной узкой полосе выполнялся бисером орнамент в виде разноцветных ромбов, треугольников, квадратиков, полос. Использовались для украшения перламутровые пуговицы и раковины. Массивные подвески пристегивались к уголкам шлема у щек, закреплялся убор под подбородком изящной пряжкой.

Традиционный костюм дополняли украшения. Кольца, браслеты, накосники, ожерелья и небольшие нагрудники носили постоянно. «Звон серебра» считался охранным. В праздники, на свадьбу или в гости надевали все имеющиеся украшения.
V. Творческая работа.

Учитель: Предлагаю вам рассмотреть картину Алексея Гавриловича Венецианова «На жатве. Лето» и описать одежду русских женщин, изображенных на этой картине, или же одежду девушки в башкирском костюме с картины Рашита Хабирова. В своем сочинении используйте слова, написанные на доске (рубаха, сарафан, пояс, кокошник, накосник, елян, кашмау, орнамент, подвески).

/Работа учащихся над сочинениями, чтение нескольких после их написания./


VI. Выводы и обобщения.

Учитель: Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева, взятые эпиграфом к нашему уроку? /Каждый человек должен знать историю родного края, свои корни, культуру народа, рядом с которым он живет. Только тогда человек может считать себя образованным, цивилизованным, культурным./

Используемая литература:

2. Учебно-методическая газета «Искусство» № 20, 2006.

1. Юсупов Р.М. и др. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока математики, посвященного 450- летию добровольного...
Оборудование: карточки, наглядное пособие – дерево, изготовленное из картона с номерами задач (для игры “Зажги салют”), плакаты с...
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока Основ военной службы, посвященного 450-летию добровольного...
Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов
Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconПоложение о проведении Эстафеты искусств, посвященной году Великобритании...
Содействовать развитию творческих способностей молодых москвичей, в том числе с ограниченными возможностями, пробудить интерес к...
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока по русскому языку на тему: «сочетания жи-ши, ча-ща,...
Цель урока: формирование иноязычных речевых умений в различных видах деятельности
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...

Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока по русскому языку с использованием эор в 4 классе...
Цель урока: систематизация знаний учащихся, повторение и закрепление изученных орфограмм в 3 классе
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе по теме «Слово есть поступок.» (А. Н. Толстой) Особенности...
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока по русскому языку в 4 классе
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconРабочая программа по русскому языку для 10 класса моу «Сайгатинская...
Она составлена на основании Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,...
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Что значит писать и говорить на тему?
Цель урока: возбудить внимание учащихся к содержательной стороне сочинения, предупредить ошибки от отступления от темы
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока по русскому языку в 1 классе Тема: «Русский алфавит»
Цель урока: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умение пользоваться алфавитом


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск