Тгпу программа дисциплины





НазваниеТгпу программа дисциплины
страница1/5
Дата публикации27.09.2013
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ОПД.Ф.02 История мировой литературы и искусства (ОЗО)

Пояснительная записка
Курс «История мировой литературы и искусства» способствует расширению компетенции специалиста по связям с общественностью, так как предполагает изучение эстетических категорий, освоение знаковой сущности искусства, функционирования искусства, в том числе, и как инструментария выражения идей. На заочном отделении курс читается в трёх семестрах. Темы курса выстроены по хронологическому принципу, знакомят студентов с основными периодами отечественной и зарубежной истории искусства и литературы.
1. Цели и задачи дисциплины

- дать представление о тенденциях развития мирового искусства, о смене стилей, преемственности жанровых форм;

- познакомить студентов с произведениями мировой художественной культуры;

  • показать роль и значение искусства в жизни общества;

  • познакомить с основными искусствоведческими терминами и понятиями;

  • выработать навыки искусствоведческого и литературоведческого анализа.


2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В результате изучения данного курса студенты должны:

- научиться ориентироваться в мировом художественном пространстве;

  • обладать теоретической подготовленностью и развитым эстетическим кругозором для понимания различных эстетических систем;

  • владеть специальной (литературо- и искусствоведческой) терминологией,

  • иметь навыки анализа произведений литературы и других видов искусства.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы (ОЗО).

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

148

1

2

3

4

Аудиторные занятия

30

10

10

10

-

Лекции

30

10

10

10

-

Практические занятия

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа

118

40

38

40




Вид итогового контроля




-

Зачет

Зачёт

экзамен


4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




Темы

Виды работ

Лекции

Семинары

СРС

Часть 1 (первый семестр)

1

Искусство как феномен культуры.

1




4

2

Искусство и литература Античности

1




9

3

Искусство и литература средневековой Европы и Византии

1




9

4

Искусство и литература Ренессанса.

1




10

5

Европейская литература и искусство 17 и 18 веков

2




9



Темы

Виды работ

Лекции

Семинары

СРС

6

Древнерусское искусство и литература

2




9

7

Русское искусство и литература 18 века

2




9

Часть 2 (2 семестр)

8

Романтизм в европейской живописи и литературе

2




9

9

Реализм и натурализм в европейской литературе 19 века.

2




9

10

Романтизм в русском искусстве и литературе

2




10

11

Реализм в искусстве и литературе России 19 века

4




10

Часть 3 (3 семестр)

12

Европейское искусство и литература ХХ века

5




10

13

Русское искусство и литература ХХ века

5




11




Всего в семестре:

30

-

118


4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Искусство как феномен культуры.

Понятия «культура» и «искусство», «художественный приём», «художественное восприятие», «художественное творчество». Форма и содержание в искусстве.

Функции искусства. Специфика художественного образа. Художник и художественное оформление действительности.

Классификация искусств. Виды искусства (живопись, графика, фотография, архитектура, скульптура, музыка, литература, театр, кино), их эстетические основы. Литература как предмет истории культуры. Специфика литературы как искусства слова в ряду других искусств. Понятие «жанр» в искусствознании и литературоведении.

Принципы периодизации развития искусства; понятие «художественный стиль».

Искусство и средства массовой коммуникации.

Открытие первобытного искусства. Периодизация первобытного искусства. Специфика мировоззрения древнего человека. Художественный синкретизм. Религиозный характер искусства. Развитие театрального искусства, скульптуры («палеолитические венеры», анималистический жанр), живописи (наскальные росписи, орнамент), фольклора.

Архитектура. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи. Перекрытие и опора; возникновение стоечно-балочной системы. Стоунхендж.

2. Искусство и литература Античности.

Общая характеристика.

Периодизация культуры Древней Греции. Особенности мифологии (антропоморфность), её значение. Культы Диониса и Аполлона.

Специфика мифологического сознания. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»: особенности стиля и композиции. Лирические и эпические жанры древнегреческой литературы. Драматургия. Происхождение греческой трагедии. Жанр трагедии в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Связь драматургии с мифологией. Античное представление о судьбе. Понятие катарсиса. Комедии Аристофана.

Специфика изобразительного искусства. Краснофигурная и чёрнофигурная вазопись. Основные тенденции развития скульптуры (коры и куросы, произведения Мирона, Поликлета, Фидия, Праксителя, Скопаса и др.): от статики к динамике, к сложным ракурсам и психологической трактовке образов.

Архитектура: развитие ордерной системы (дорический, ионический, коринфский ордеры), типы храмов (периптер, диптер); синтез архитектуры и скульптуры. Афинский акрополь.

Периодизация искусства Древнего Рима. Роль греческой культуры в развитии искусства Древнего Рима. Отличие мировоззрения древних римлян и эллинов. Специфика мифологии. Жанры древнеримской литературы. Творчество Цицерона, Вергилия, Горация, Овидия, Апулея.

Архитектура: открытие новых строительных материалов (бетона), расширяющих архитектурные возможности; арочная конструкция, купольное перекрытие. Виды архитектуры: религиозная (Колизей, храмы: ротонда, периптер, диптер), зрелищная (амфитеатры), инженерная (акведуки, мосты), общественная (термы, базилики и пр.), жилая.

Массовые зрелища в культуре Древнего Рима.

Развитие скульптурного портрета; конная статуя Марка Аврелия.

Живопись: «фаюмский» портрет (техника, заимствованная из египетской культуры и положенная впоследствии в основу иконописи), фрески, мозаики.

3. Искусство и литература средневековой Европы и Византии

Смена исторической формации и принятие христианства как факторы формирования искусства Византии и Европы. Проблема поиска архитектурных форм и художественных образов, адекватных новому мировоззрению. Символизм нового искусства. Храм Святой Софии в Константинополе. Раннехристианская полемика об уместности зримого образа в христианской культуре (иконоборцы). Византийские мозаики, книжная миниатюра.

Историко-географические рамки западноевропейского Средневековья. Влияние на раннехристианское искусство традиций варварских племён и древнеримского искусства.

Центры культурной жизни: храм, монастырь, замок. Сложение первого общеевропейского стиля – романского (норманнского). Облик романского храма. Церковь-громада – идея Воинствующей Церкви в романскую эпоху. Архитектура средневековых замков.

Готика как переходный стиль от религиозного искусства к светскому. Интенсивное строительство городов, развитие городской архитектуры. Архитектура готики: идея Церкви-корабля, стремящегося к Богу: преобладание вертикали в архитектурном облике храма, синтез архитектуры и скульптуры. Архитектурные открытия, позволившие расширить пространство храма и существенно увеличить площадь окон (крестовый нервюрный свод, стрельчатая арка, аркбутана и контрфорс). Черты романского и готического стиля в Соборе Парижской Богоматери. Готические соборы: Шартрский, Реймский (архитекторы Жан д’Орбе, Жан ле Луп, Гоше де Реймс), Амьенский собор (архитекторы Робер де Люзаршем, Том и Рено де Кормонами). Собор в Руане – «пламенеющая» готика.

Генезис скульптуры в эпоху средневековья (от романского стиля к готике: от барельефа к горельефу и круглой скульптуре) и её функции (Библия для неграмотных, напоминание о Страшном Суде в рельефах над порталами).

Христианская византийская и европейская живопись (иконы, фрески, мозаики, энкаустика). Иконописные подлинники. Принципы художественного оформления храма.

Книжная миниатюра.

Средневековая европейская литература. Национальный героический эпос («Песнь о Роланде» – Франция, «Песнь о моём Сиде» – Испания, «Песнь о Нибелунгах» – Германия). Религиозные истоки рыцарства и культа прекрасной дамы. Место рыцарской литературы в культуре Средневековья. Лирические и эпические жанры рыцарской литературы. Особенности рыцарского романа: «Тристан и Изольда». Особенности городской литературы: жанры (фаблио, басни, сказки и пр., в драматургии – мистерии, миракли, фарсы), демократичность стиля (близость к разговорной речи), сатирическая направленность. «Роман о Лисе».«Божественная комедия» Данте Алигьери как произведение переходного периода: жанр, композиция, основные образы и мотивы.

4. Искусство и литература западноевропейского Возрождения.

Проблема периодизации культуры. Исторические причины слома средневекового мировоззрения. Гуманизм.

Южное Возрождение. Раннее Возрождение: особенности живописной манеры Джотто, Мазаччо, С. Боттичелли. Зрелое Возрождение. Образ Мадонны и библейские сюжеты в живописи Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Портреты: гармоничный человек в земном бытии.

Микеланджело – скульптор (Давид, Пьета) и архитектор (площадь Капитолия, Собор Святого Петра в Риме). Кризис ренессансного мировоззрения в его позднем творчестве. Венецианское Возрождение.

Специфика Северного Возрождения. Творчество Яна ван Эйка (Гентский алтарь). И. Босх – религиозно-нравоучительный пафос картин, эсхатологическая тема: «Воз сена», «Операция головы», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов» и др. П. Брейгель Старший: близость художественной манеры к народной лубочной живописи; отражение национальной культуры, Брейгель – мастер многофигурных композиций в бытовом жанре: «Пословицы», «Битва масленицы и поста», «Крестьянская свадьба»; философское осмысление библейских и античных мифов: «Вавилонская башня», «Падение Икара». А. Дюрер: портретная живопись (автопортреты) и графика (иллюстрации к «Апокалипсису»). Эль Греко – проблема определения стиля: черты маньеризма, готики, Ренессанса (Мученичество св. Маврикия, Погребение графа Оргаса, Святое Семейство, Тайная вечеря).

Литература Возрождения. Новаторство лирики Ф. Петрарки («Книга песен»). «Декамерон» Дж. Боккаччо: композиция, идейный замысел, проблематика.

Художественное своеобразие произведений национальных культур Возрождения: Э. Роттердамский «Похвала глупости» (Германия), Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (Франция); М. де Сервантес «Дон Кихот» (Испания); В. Шекспир «Сонеты», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» (Англия). Значение литературы Возрождения для мировой культуры последующих эпох.

Кризис Ренессанса в конце 16 века: маньеризм.

5. Европейская литература и искусство 17 и 18 веков.

Сложение нового стиля – барокко, своеобразно проявляющегося в национальных культурах Европы. Философско-мировоззренческая основа барокко – утрата спокойствия, гармоничности, цельности ренессансного человека, драматичное восприятие жизни, открытие многообразия, непостоянства, изменчивости мира, где многое случайно, хаотично, непредсказуемо. Барокко – идея синтеза всех искусств. Две тенденции: пышность, динамизм, монументальность, аллегоричность – в культурах, где заказчиком живописи оставалось дворянство, и камерность, реалистичность – в странах, где ведущим заказчиком становилась буржуазия.

Скульптурное творчество Дж. Л. Бернини: Экстаз святой Терезы, барочная трактовка образа Давида.

Архитектура барокко: витые лестницы и колонны, пышность форм, тяга к асимметрии, богатство интерьера: огромных размеров зеркала, окна, отделка золотом, драгоценными камнями.

Живопись: расцвет всех жанров (парадный, психологический, групповой портрет, исторический, мифологический, анималистический и бытовой жанры, натюрморт).

П. П. Рубенссоздатель фламандской школы барокко. Барочный идеал красоты («Шубка») и барочная мода («Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Автопортрет с Изабеллой Брант», «Автопортрет»). Своеобразие трактовки христианской и античной мифологии. «Союз Земли и Воды», «Война и мир», «Воздвижение креста».

Парадный портрет в творчестве Антониса ванн Дейка. Ф. Халс – мастер группового портрета.

Творчество Рембрандта ван Рейна. Психологизм и философичность творчества, не понятого современниками: «Ночной дозор», «Автопортрет», «Автопортрет с Саскией на коленях», «Даная», «Флора», «Возвращение блудного сына», «Авраам и Исаак», поздние портреты пожилых людей; офорты на библейские сюжеты.

Д. Веласкес. Глубокий психологизм образов. Образы королей и шутов. Веласкес – мастер сложных многофигурных композиций («Пряхи», «Менины»).

Значение барочных мотивов сна, иллюзий, утраты памяти / идентичности для культуры романтизма, модернизма и постмодернизма. Черты барочной эстетики в пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Кальдерон де ла Барка «Жизнь есть сон».

Классицизм во Франции. Основные черты эпохи абсолютизма. Личность Людовика XIV. Классицизм как стиль, выражающий идею монаршего величия. Опора на рационализм, философию Р. Декарта. Жанровая система в искусстве, связь с Ренессансом.

Архитектура Версаля: парковое искусство, барочный интерьер и классицистическая архитектурная конструкция (колонны, подчёркнутая крышей горизонталь). Живопись Н. Пуссена. Просветительский классицизм в живописи 18 века: Ж. Л. Давид. Рококо – интерьерный стиль. Основные черты (изящество, утончённость, причудливость, асимметричность, пасторальность, интимность). Творчество А. Ватто.

Эстетические принципы литературы классицизма. «Поэтическое искусство» Н. Буало как манифест классицизма. Расцвет драматургии, создание театра высокой морали. Жанр трагедии: Корнель «Сид», Расин «Федра». Жанр «высокой» комедии в творчестве Мольера. «Тартюф».

XVIII в. – эпоха Просвещения. Специфика Просветительского Классицизма: наличие черт реализма, антиклерикальные мотивы, проблема воспитания, анализ гуманистических ценностей, идеалов просвещения. Великие просветители: жизнь, судьба, творения. Д. Дидро, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо (Франция); Дж. Свифт, Д. Дефо (Англия). Д. Дидро «Монахиня», Вольтер «Кандид».

Сентиментализм. Эстетические и философские основы. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна.

Жизненный путь Гете. Жанровое своеобразие «Фауста» Гёте (диалогизированная эпическая поэма). Философское содержание поэмы. Фауст и Мефистофель: различия во взглядах на жизнь и на человека. И. В. Гете «Фауст» – эпилог Просвещения и пролог романтизма.

6. Древнерусское искусство и литература

Хронологические рамки древнерусского искусства. Исторический контекст: христианство, влияние культуры Византии; феодальная раздробленность (обусловившая наличие разных иконописных и архитектурных школ в отдельных княжествах: Новгородском, Суздальском, Московском и др.); внешние войны. Черты романского стиля в русской архитектуре (плоскость стен без декора, узкие окна, каменная архитектура). Деревянное зодчество.

Древнерусская живопись. Иконостас. Иконы и фресковые росписи Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Русское Предвозрождение. Глубина и объёмность замысла иконы «Троица» А. Рублёва; отход Рублёва от иконописного канона в трактовке сюжета.

Периодизация древнерусской литературы. Устное народное творчество. Специфика первых книг, переводная литература. Специфика житийного жанра: истоки, поэтические особенности. Житие протопопа Аввакума, Житие Сергия Радонежского и др.

Памятники древнерусской литературы: «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть временных лет» Нестора, «Слово о полку Игореве», «Домострой» и др. Городская литература: демократичность стиля, социальная сатира, основные жанры. «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче» и др.

7. Русское искусство и литература 18 века

Петровские реформы в области культуры и искусства (секуляризация, ориентация на западные образцы). Особенности архитектуры: преобладание классицистического стиля. Строительство Петербурга. Первые петровские пенсионеры-живописцы. Тенденции классицизма и рококо в русской живописи. Развитие жанров портрета (И. Никитин, А. Матвеев), городского пейзажа (Алексеев). Литература петровской эпохи.

Русский классицизм. Общая характеристика. Философская основа и поэтика русского классицизма. Роль канона в искусстве классицизма. Понятие долга: приоритетность общественных, государственных интересов над частными. Идеи Просвещения в русской литературе. Жанровая теория классицизма и основные жанры русской литературы этого периода. Жизнь и творчество М.В. Ломоносова. Творчество А. Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова.

Отражение эпохи в портретах Д. Левицкого.

Философская основа сентиментализма. Предмет изображения: частный человек, сфера чувств, субъективное восприятие. Жанры: дневники, путешествия, лирические повести. Реформы русского языка и демократизация литературы (деятельность Н. Карамзина). Повесть «Бедная Лиза».

Живопись сентиментализма: творчество В. Боровиковского. Пасторальные мотивы, женские образы.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тгпу программа дисциплины iconТгпу «Утверждаю» Ректор тгпу в. В. Обухов
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Тгпу программа дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Тгпу программа дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования
Тгпу программа дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи...
Тгпу программа дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Познакомиться с основными разновидностями современного культуризма (атлетическая гимнастика, волевая гимнастика Анохина, изометрическая...
Тгпу программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Тгпу программа дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Данный курс является естественно-научной базой, определяющей основной принцип целесообразного построения учебно-воспитательного процесса,...
Тгпу программа дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомить студентов с основными понятиями и положениями современной генетики (наследственность, изменчивость, ген и его свойства,...
Тгпу программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Программа...
Области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Тгпу программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Цель дисциплины- воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями...
Тгпу программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: подготовка специалистов со знанием основ маркетингового подхода в коммерческой деятельности,...
Тгпу программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Знание видов однородных и смешанных ансамблей и тембровой характеристики инструментов
Тгпу программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Тгпу программа дисциплины icon«томский государственный педагогический университет» (тгпу) Кафедра...
Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них
Тгпу программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
Тгпу программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск