«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины





Скачать 384.94 Kb.
Название«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины
страница1/4
Дата публикации27.09.2013
Размер384.94 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

рабочая Программа учебной дисциплины

Б.3.В.12 История зарубежной литературы Ч. 2 (XIX–XX вв.)

Трудоемкость (в зачетных единицах) _____4________


Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки «Русский язык»


Квалификация (степень) выпускника бакалавр


  1. Цели изучения дисциплины:

Цель курса – ознакомление бакалавров с основными явлениями и тенденциями в литературе XIX–XX вв. Дисциплина «История зарубежной литературы» (XIX–XX вв.) нацелена на расширение представлений об общих закономерностях развития мировой культуры и углубления понимания таких существенных теоретических категорий, как стиль, жанр, художественное направление и т.д., в соотнесении с конкретным историко-литературным материалом.

При изучении курса ставятся следующие задачи:

- показать движение и взаимодействие литературных направлений (романтизм, реализм, натурализм, символизм и др.) в связи, с одной стороны, с процессами культурно-мировоззренческого характера, с другой – со своеобразием индивидуальных художественных манер крупнейших зарубежных писателей;

- проследить особенности бытования литературных родов в рамках изучаемого периода, охарактеризовать наиболее яркие и значительные достижения в прозе, поэзии, драматургии;

- продемонстрировать связь изучаемых литературных явлений с породившей их национальной культурой и их значение для русской культуры.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «История зарубежной литературы» (XIX–XX вв.) входит в вариативную часть профессионального цикла. В результате ее освоения бакалавры получают знания, необходимые для дальнейшего освоения историко-литературных курсов, у обучающихся закрепляются навыки анализа отдельного художественного текста и закономерностей развития литературного процесса в целом.

3. Требования к уровню освоения программы.

В результате освоения содержания данной учебной дисциплины у студентов формируются следующие компетенции, указанные в ФГОС ВПО:

ОК 1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК 3 - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ОК 14 - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

ОК 16 - способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

ОПК 1 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ПК 4 - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

СК 2 - готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры с учётом основных методологических направлений;

СК 3 - готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учётом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса;

СК 5 - владеет приёмами текстологического анализа;

СК 8 - владеет знаниями специфики основных видов искусства и навыками интерпретации произведений МХК;

СК 6 - владеет знаниями об основных академических школах фольклористики и литературоведения и разными методами анализа художественного текста.

В результате освоения дисциплины студенты должны:

  • осмыслить развитие литературы данного периода как внутренне закономерный процесс развития и взаимодействия художественных направлений и как диалог ярких творческих индивидуальностей;

  • понимать закономерности литературного развития; иметь представление о национальной специфике и об особенностях литературы разных периодов внутри изучаемого курса;

  • уметь излагать основные положения статей, монографий, входящих в список литературы по курсу; использовать навыки литературоведческого анализа текста.


4. Общая трудоемкость дисциплины (4 зач. ед.) и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость

(час)

Распределение по семестрам

(час)

Всего

2

Аудиторные занятия

54

54

Лекции

18

18)

Практические занятия

36

36

Семинары







Лабораторные работы

-




Другие виды аудиторных работ (интерактив)

12

12

Другие виды работ

-




Самостоятельная работа

73

73

Курсовой проект (работа)

-




Реферат

-




Расчётно-графические работы

-




Формы текущего контроля

Контрольная работа, тестирование, проверка конспектов

Контрольная работа, тестирование, проверка конспектов

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен


27



5. Содержание учебной дисциплины.

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

Семинары / интерактив

самостоятельные

1.

Романтизм как литературное направление. Особенности развития немецкого романтизма. Творчество Э.Т.А. Гофмана. Философско-эстетическое своеобразие английского романтизма. Творчество Дж.Г. Байрона. Поэтика исторического романа В. Скотта. Французский романтизм. Поэтика романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Национальная специфика американского романтизма.

6

10 /4

10

2.

Зарождение и развитие реализма в литературе ХIX века. Творчество О. Бальзака. Французская литература 1850–1860-х годов. Творчество Гюстава Флобера. Английская литература 1850-х гг. Творчество Чарльза Диккенса.

4

8 /2

10

3.

Натурализм. Э. Золя – теоретик натурализма. Эпопея Э. Золя «Ругон-Маккары».

2

2

6

4.

Новеллистическое и романное творчество Мопассана.




2

8

5.

«Новая драма»: общая характеристика. Драматургия Г. Ибсена. Драматургия М. Метерлинка. Драматургия Б. Шоу.

4

8 /4

10

6.

Эстетизм О. Уайльда. Роман «Портрет Дориана Грея».




2

9

7.

Символизм в поэзии. П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме

2

2 /1

10

8.

Особенности литературного процесса в западноевропейской литературе. Модернизм: основные течения и направления. Творчество Дж. Джойса.




2 /1

10


5.3. Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:

1. История западноевропейской литературы. ХIХ век. Франция. Италия. Испания. Бельгия / Учебник для вузов / Под ред. Т.В. Соколовой. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2003.

2. Белобратов А.В. и др. История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005.

4. История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1999, 2000.

5. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ в. / Учебное пособие для вузов / Под ред. В.М. Толмачевой. – М.: Академия, 2003.

6. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX– начала ХХ века / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2006.

7. История западноевропейской литературы. XIX век. Англия / Учебник для вузов / Под ред. Л.В. Сидорченко и И.И. Буровой. М.; СПб., 2004.

8. Кошечко А.Н. История зарубежной литературы (ХХ век): Учебно-методическое пособие. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. 135 с.

9. Зарубежная литература ХХ века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.М. Толмачев, В.Д. Седельник, Д.А. Иванов и др.; Под ред. В.М. Толмачева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

10. Кубарева Н.П. Зарубежная литература второй половины ХХ века. – М.: «Московский лицей», 2002.

6.2. Дополнительная литература:



  1. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. – М., 1998.

  2. Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века.– М., 1980.

  3. Грешных В.И. В мире немецкого романтизма. Ф. Шлегель, Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне: Учебное пособие. – Калининград, 1995.

  4. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Критический реализм. Хрестоматия / Под ред. Я. Засурского. М., 1979.

  5. Зарубежная и русская литература XIX в. Романтизм / Под ред. Т.Л. Шумковой. М., 2002.

  6. Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. – М., 1990.

  7. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия. Под ред. Я. Засурского. М., 1976.

  8. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997.

  9. Избранная проза немецких романтиков. Сост. А. Дмитриев. М., 1979. Т. 1-2.

  10. История английской литературы: В 3 т. М., 1953-1955. Т. 2.

  11. История зарубежной литературы XIX века. Под ред. А.С. Дмитриева и др. М., 2000.

  12. История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. М., 1982.

  13. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.П. Михальской: В 2 ч. М., 1991. Ч. 1.

  14. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Г.Н. Храповицкой, А.В. Коровина. М., 2002.

  15. История зарубежного театра: В 4 т. М., 1981-1987. Т. 2.

  16. История немецкой литературы: В 5 т. М., 1962-1976. Т. 3.

  17. История французской литературы: В 4 т. М.-Л., 1946-1963. Т. 2.

  18. История литературы США: В 4 т. – М., 1998-2001. Т. 2, 3.

  19. Краткая литературная энциклопедия. М., 1970. Т. 6. (статьи о романтизме).

  20. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

  21. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001 (статьи о романтизме).

  22. Писатели США. – М., 1990.

  23. Писатели США о литературе. Сост. и вступ. статья А. Николюкина. М., 1982. Т. 1.

  24. Соловьева Н.А. История зарубежной литературы. Предромантизм. М., 2005.

  25. Федотова Л.В. Европейский романтизм и его влияние на русскую литературу начала XIX века / Учебное пособие. – Армавир, 2005.

  26. Хомук Н.В. Г. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»: трансцендентализм и художественная онтология / Учебное пособие. – Томск, 2007.

  27. Храповицкая Г.Н. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм. – М., 2002.

  28. Хрестоматия по зарубежной литературе XIX века. Сост. А. Аникст. М., 1955. Виппер Ю.Б. Проспер Мериме – романист и новеллист // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990. С. 183–194.

  29. Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. Саратов, 1984.

  30. Гениева Е.Ю. «С насмешливым умом и добрым сердцем…» К 175-летию со дня рождения У. Теккерея // Иностранная литература, 1986. № 4.

  31. Гениева Е.Ю. Странная судьба У. Теккерея // У. Теккерей. Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания. М.,1989.

  32. Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов-на-Дону, 1982.

  33. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–ХХ веков. М., 2001.

  34. Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999 (или: Зенкин С.Н. Теофиль Готье и «искусство для искусства» // Вопросы литературы, 1990, № 11 / 12).

  35. Косиков Г.К. Т. Готье, автор «Эмалей и Камей» // Готье Т. Эмали и Камеи. М., 1989.

  36. Косиков Г.К. Ш. Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М., 1993.

  37. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

  38. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака (любое издание).

  39. Моэм С. Флобер и «Мадам Бовари» // Моэм Сомерсет. Искусство слова. М., 1989.

  40. Мюллер-Кочеткова И. Стендаль. Встречи с прошлым и настоящим. Рига, 1989.

  41. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1988.

  42. Нольман М. Шарль Бодлер. М., 1979.

  43. Парандовский Я. Король жизни // Парандовский Я. Алхимия слова. М., 1990.

  44. Резник Р. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, 1983.

  45. Реизов Б. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.

  46. Реизов Б. Французский роман XIX века. М., 1977.

  47. Урнов М. Вехи традиции. М., 1986.

  48. Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987.

  49. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994.

  50. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. – Иркутск, 1987

  51. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 2001.

  52. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX в. М., 1972.

  53. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж, 2004.

  54. Ботникова А.В. Э.Т.А. Гофман и русская литература (первая половина XIX в.). Воронеж, 1978.

  55. Брахман С.Р. «Отверженные» В. Гюго. М., 1969.

  56. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.

  57. Венедиктова Т. Поэзия У. Уитмена. М., 1972.

  58. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма / Ф.Р. Шлегель. Новалис. – М., 1978.

  59. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма / Гельдерлин, Шлейермахер. – М., 1989.

  60. Габитова Р.М. Эстетика немецкого романтизма. – М., 2000.

  61. Грешных В.И. Мистерия духа. Художественная проза немецких романтиков. Калининград, 2001.

  62. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления». – Л., 1991.

  63. Гусманов И.Г. Лирика английского романтизма. – Орел, 1995.

  64. Дейч Л. Судьбы поэтов: Клейст, Гейне. М., 1987.

  65. Дерналович М. Адам Мицкевич. – Варшава, 1981

  66. Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. М., 1975.

  67. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978.

  68. Дьяконова Н.Я. Китс и его современники. М., 1973.

  69. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.

  70. Евниева Е.М. В. Гюго. М., 1976.

  71. Европейский романтизм. М., 1973.

  72. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960.

  73. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

  74. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

  75. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. – СПб., 1996.

  76. Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. Материалы для характеристики Клеменса Брентано и Гейдельбергских романтиков. – М, 1919.

  77. Иванова Э.И. Беседы о немецком романтизме. – М., 2005.

  78. Карташова И.В. Этюды о романтизме. – Тверь, 2002.

  79. Карельский А. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

  80. Клеменко Е.И. Английская литература первой половины XIX в. – Л., 1971.

  81. Клумпьян Х.Д., Клумпьян Х. Генри Дэвид Торо. – Челябинск, 1999.

  82. Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л., 1972.

  83. Кожина Е.Ф. Романтическая битва. Л., 1968.

  84. Корнеева М.М. Романтическая поэтика Готорна // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

  85. Корнилова Е.Н. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. М., 2001.

  86. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. – М., 1993.

  87. Мендельсон М. Жизнь и творчество У. Уитмена. М., 1969.

  88. Мисюров Н. «Истинная церковь» немецких романтиков. Новые страницы в истории романтической школы в Германии. – Омск, 2004.

  89. Неупокоева Н.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX в. М., 1971.

  90. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность М., 1968.

  91. Николюкин А.Н. К истории понятия «романтический» // Русская литература, 1984. № 4.

  92. Фёдоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

  93. Фёдоров Ф.П. Эстетические взгляды Э.Т.А. Гофмана. – Рига, 1973.

  94. Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе. М., 1997.

  95. Шейнкер В. Исторический роман Дж. Купера. Иваново. 1980.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.


  1. Библиотека Гумер. Литературоведение [Электр. ресурс] http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/shmid/ (Дата обращения – 06.02.2012).

  2. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры xx века: ключевые понятия и тексты. – М.: Аграф, 2001 [электр. ресурс] http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm (Дата обращения – 06.02.2012).

  3. Ruthenia. Объединенное гуманитарное издательство. Кафедра русской литературы тартуского университета [электр. ресурс] http://www.ruthenia.ru/about/ (Дата обращения – 06.02.2012).

6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Романтизм как литературное направление.

Блок тест-вопросов

компьютеры

2

Зарождение и развитие реализма в литературе ХIX века.

Блок тест-вопросов

компьютеры

3

Французская литература 1850–1860-х годов.

Блок тест-вопросов

компьютеры

4

Английская литература 1850-х гг.

Блок тест-вопросов

компьютеры

5

Натурализм. Э. Золя – теоретик натурализма.

Блок тест-вопросов

компьютеры

6

«Новая драма»

Блок тест-вопросов

компьютеры


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая...
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цели и задачи дисциплины: Цель: приобретение студентами знаний, умений и навыков по аранжировке растений
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая...
Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М. В. Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины icon«томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа дисциплины
Рабочая программа предназначена для магистров химического факультета юфу. Её объём составляет 68 часов, из которых 34 часа лекции...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель данной дисциплины: дать современные научные представления о развитии органического мира на Земле и основных механизмах биологической...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целью дисциплины является изучение студентами материала по истории химической мысли и методологии науки на протяжении длительного...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о составе, строении, преобразованиях в процессе жизнедеятельности соединений, входящих...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Программа...
Области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель дисциплины: освоение студентам основных закономерностей наследования и изменчивости признаков организмов, их генетической основы...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»
Проректор по научной работе и информатизации А. Э. Калинина


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск