№
п/п
| Изучаемый раздел.
Тема урока.
|
|
| Дата проведения
|
|
| Виды контроля, измерители
| Элементы дополнительного (не обязательного) содержания.
/НРК, экология,
подготовка
к
ЕГЭ/
| Примерное домашнее задание
| Кол-во часов
| Тип урока
| По плану
| факт
| Планируемые результаты освоение материла.
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1-2
| Введение. Русская литература ХХ века. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века
|
| Урок изучения нового материала
|
|
| Знание основных тем, поднимаемых писателями ХIX века. Знание особенностей взглядов Л. Толстого и тем, поднимаемых им в произведении. Знание особенностей творческой манеры А. Чехова.
| Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя.
| Развитие устной монологической речи учащихся. Составление тезисного плана.
| Проверка записей тезисов в тетрадях (выборочная). Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Оценка материала, изложенного учащимися по творчеству _ Л.Н. Толстого, - А.П. Чехова (Д/з). Фронтальный опрос (элементы).
| «Вечные» темы русской классики. Отображение в литературе исторической эпохи. Пути развития татарской литературы в начале ХХ века. Взаимодействие литературных направлений. Литература и искусство начало ХХ века.
|
| 3
| И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь. Размышление о России в повести И. Бунина «Деревня».
|
| Урок знакомства с биографией.
|
|
| Знание основных фактов биографии Бунина. Общественно – политическая обстановка в России на рубеже ХIX – ХХ веков, ее влияние на развитие литературы.
| Письменный ответ на вопрос 2. с. 26. Совершенствование навыков тезисной записи.
| Развитие умения анализировать и оценивать устное сообщение другого учащегося и аргументировать свою точку зрения.
| Проверка тезисов (выборочная). Оценка рецензии на ответ одноклассника. Фронтальный и индивидуальный опрос.
| Традиции Л. Толстого в творчестве И. Бунина. Связь с историей России рубежа
ХIX – ХХ веков. Александр Лаврентьев, сын Бунина, в войне против татар был убит под Казанью Упражнения для глаз; природа, врачующая душу
|
| 4
| «Господин из Сан – Франциско». Острые чувства кризиса в рассказе.
|
|
|
|
| Раскрыть философское содержание рассказа Бунина.
| Развитие умения выделять художественные детали и навыков анализа.
|
| Проверка письменных ответов. Оценка анализа рассказа «Легкое дыхание». Работа в группах.
| Традиции И. Тургенева и А. Чехова в бунинской прозе. Лирический пейзаж в прозе И. Бунина и в живописи М.В. Нестерова.
Ф. Амирхан
«Принесите мне цветы».
|
| 5
| Рассказы И. А. Бунина о любви «Легкое дыхание», Темные Аллеи».
|
|
|
|
| Знание содержания рассказа..
| Углубить знания учащихся о реалистических и символических чертах художественной изобразительности.
|
| Ответы на вопросы. Оценка индивидуальных домашних заданий. Фронтальный опрос.
| Упражнения для глаз; природа, врачующая душу.
Тест по творчеству И.А.
Бунина
|
| 6.
| В. Ч. Анализ рассказов Бунина «Грамматика любви», «Солнечный удар».
|
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7
| Зачет по творчеству Бунина.
|
| Урок контроля знаний
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
| Жизнь и творчество А. Куприна. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
|
|
|
|
| Биография писателя, знание текста рассказа. Теоретические сведения: роль детали в произведении. Очерковая проза. Символика, детали.
| Навык анализа прозаического текста. Комментированное чтение
|
| Мини – сочинение:
«О чем заставил меня задуматься рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет?» Характеристика героев; ответы учащихся на вопросы; хронологическая таблица по биографии и творчеству автора. Запись лекции учителя, индивидуальная работа, выразительное чтение фрагментов текста, фронтальный опрос, сообщения учащихся.
| Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций. Ностальгия. Это болезнь физическая или нравственная? Выскажите своё мнение, используя факты биографии А. Куприна
Тест на восприятие прочитано
го.
|
| 9
| Изображение кризиса армии, как кризиса русской жизни в повести «Поединок».
|
|
|
|
| Знание текста произведения и умение комментировать отдельные эпизоды.
| Характеристика героев. Навык анализа прозаического произведения; комментированное чтение.
|
| Тесты, ответы учеников на вопросы, характеристика героев. Фронтальный опрос, выразительное чтение, комментированное чтение, записи в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения.
| Толстовские мотивы в повести А. Куприна «Олеся» Упражнения для глаз
|
| 10
| Талант любви в рассказе Куприна «Гранатовый браслет».
|
|
|
|
|
| Самостоятельная подготовка к уроку. Определить конкретно – историческое и общечеловеческое содержание произведения. Оценить идейно- художественные искания писателя в контексте эпохи; анализировать поступки человека, связно излагать мысли.
| Умение учащихся исследовать, высказать собственные суждения.
| Устный контроль. Беседа, комментированное чтение. Сообщения учащихся, работа с текстом, беседа.
| Мотив дуэли в русской классике. Отражение нравственного противостояния героя и среды в русской литературе.
Тест на восприятие прочитано
го.
|
| 11-12
| Подготовка к сочинению. Сочинение по творчеству И. Бунина и А. Куприна.
|
| Урок- обобщение
|
|
| Развитие монологической речи. Обобщение.
|
|
|
|
|
| 13
| М. Горький. Очерк жизни и творчества. Композиция романтических рассказов. Ранние произведения М. Горького.
|
|
|
|
| Жизненный и творческий путь М. Горького. Ранее изученные произведения писателя. Литературно – исторические места в Казани, связанные с именем М. Горького. Читательские способности учащихся (рассказы). Знание теории литературы: жанр – рассказ. Литературные направления – романизм. Русские писатели – предшественники Горького.
|
| Развитие речи учащихся (аргументированные ответы, разные точки зрения, умение вести беседу и отстаивать свою позицию).
| Хронологическая таблица жизни и творчества писателя. Фронтальный опрос; запись лекции учителя и выступлений учащихся; видеозаписи.
Индивидуальная и коллективная работа, устная и письменная форма опроса.
| М. Горький и писатели объединения «Среды». Горький и Шаляпин. Горький и Чехов. Казанский период жизни писателя (факты и документы); 3-я ч. автобиогр. трилогии – «Мои университеты»;изображение встречи М. Горького с группой татарских писателей в поэме Х. Такташ «Письма в грядущее»; переписка с К. Наджми. Романизм в произведениях Пушкина и Лермонтава. Экранизация ранних рассказов Горького (к/ф «Табор уходит в небо»).Отражение казанского периода жизни в рассказах «Коновалов», «Супруги Орловы».
Тест на восприятие прочитано
го.
|
| 14
| Особенности жанра и конфликт в пьесе «На дне».
|
|
|
|
| Знание традиций классической литературы; умение обобщать и делать выводы.
| Совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы; развитие коммуникативной культуры личности.
|
| Сообщения учащихся; устные ответы на вопросы; контроль записи в тетрадях.
| «Новый» герой в новых исторических условиях. Связь с татарской литературой.
|
| 15
| Во что веришь – то и есть. Роль Луки в раме «На дне».
|
|
|
|
| Чтение по ролям с комментированием. Выборочный пересказ отдельных сцен в пьесе «На дне». Составление плана к отзыву об одном персонаже пьесы.
| Чтение по ролям (трактовка персонажа); характерные особенности драмы – поиск доказательств; составление словесных портретов героев.
|
|
| М. Горький и МХАТ.
И. Анненский о драматургии Горького («Книги отражений»). Горький и Чехов (письма, воспоминания). История постановки пьес «На дне» и «Мещане» Горького на сцене драматического театра в Казани. Тест на восприятие прочитано
го.
|
| 16
| Вопрос о правде в драме Горького «На дне».
|
|
|
|
| «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение; трактовка образов Сатина и Луки (разная интерпретация игры актёров). К.С.
| Сообщения учащихся об обитателях ночлежки (по выбору). Критическая оценка поступков героев; использование цитат для аргументированных ответов;
| Умение соблюдать правила общения (умение спорить).
| Фронтальный опрос; комментирован ное чтение; тесты.
| Актёры МХАТа (разные поколения) о пьесе «На дне». Сопоставление с пьесами Г. Камала «Несчастный юноша» и
Г. Кулахметова «Молодая жизнь». Выполнение теста (внимательное чтение: детали, характеризующие героев, раскрывающие идею произведения).
|
| 17
| В. Ч. Обзор романа М. Горького «Мать».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18-19
| Сочинение по творчеству М. Горького.
|
|
|
|
| Уровень начитанности. Анализ художественного произведения. Коммуникативная грамотность. Правописная грамотность
| Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе.
|
| Составление плана (сложного, тезисного, цитатного).
|
|
| 20
| Традиции русской сатиры в прозе А. Аверченко.
|
|
|
|
| Знание биографии и творчества писателей.
|
| Умение работать со справочными материалами
|
|
|
| 21
| Серебряный век русской поэзии. Символизм. Старшие символисты.
|
|
|
|
| Биография и творчество поэтов Серебряного века, особенности эпохи, характерные черты и признаки модернистских направлений.
Знать новые понятия: декадентство, символизм, акмеизм, футуризм
| Сообщения учащихся – искусствоведов (инд.) Составление тезисов лекции (групп.)
иметь навыки выразительного чтения, дискутирования.
| Умение конспектировать, работать со статьёй учебника
| Ответы учеников, чтение и анализ стихов,
| Традиции русской литературы пушкинской эпохи. Поэтические открытия Фета. Символизм в русской живописи (В.Э. Борисов – Мусатов, М. А. Врубель, К.С. Петров – Водкин). Символизм в музыке (А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский). Поэзия Золотого века (Фет, Некрасов).
Стихи – бальзам души.
Тест по поэзии Серебряно
го век
| а
| 22
| Поэзия младосимволистов.
|
|
|
|
| Краткая хар- ка поэтики и мировоззрения младосимволистов.
|
|
|
|
|
| 23
| В.Я. Брюсов
|
|
|
|
| Биография В.Я. Брюсова, особенности его поэтики, образы – символы в стихах поэта, умение анализировать стихотворение.
| «Слово» о поэте и его художественном мире; выявлять при меты стиля творчества поэта, давать оценку произведения
| Развитие исследовательских навыков.
| Фронтальный опрос, индивидуальная работа, чтение и анализ стихотворений. Контроль за составлением тезисов (самоконтроль).
| Традиции формы посвящения в русской литературе (В.А. Жуковский «Вяземскому» и «Пушкину», А.С. Пушкин «К другу стихотворцу», «Поэту»).
Упражнения для глаз
|
| 24
| «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта.
|
|
|
|
| Биография поэта;
умение анализировать лирические произведения, чтение наизусть.
| Анализ стихотворения «Фантазия». Самостоятельная интерпритация лирического текста.
|
| Запись лекции учителя, тезисы выступлений учащихся. Лекция, сообщения учащихся, фронтальный опрос, индивидуальная работа.
| Общность мотивов стихотворений Бальмонта и Некрасова. Мемуарные очерки В. Ходасевича и М. Цветаевой. С. Прокофьев « Мимолётность», репродукции полотен В. Борисова – Мусатова.
|
| 25
| Новаторство поэзии И. Ф. Анненского.
|
|
|
|
| Биография Анненского., умение анализировать лирические произведения. Повторение основных понятий символизма; обращение к поэтике Анненского.
|
|
| Фронтальный и индивидуальный опрос. Урок – эвристическая беседа с элементами анализа лирического текста. Индивидуальная работа.
| Творчество Анненского и поэтика символизма Упражнения для глаз
|
|
| 26
| Путешествие за «Золотым руном» А. Белого.
|
|
|
|
| Представление о личности литературном творчестве писателя.
|
| Особенности поэтики.
|
|
|
| 27
| Акмеизм.
|
|
|
|
| Понятие об акмеизме. Краткая характеристика поэтов акмеистов.
|
| Выделение основных черт поэтики.
|
|
|
| 28
| Мир образов Н. С. Гумилева.
|
|
|
|
|
| Сообщение на тему «Образное воплощение творческого поиска». Составление конспекта урока. Чтение и анализ стихотворений
| Умение вести диалог, отличать преходящие и вечные ценности.
| Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Н. Гумилёва.
| Н. Гумилёв и А. Блок о сущности поэзии. Герой – маска. Лирика Н. Гумилёва
|
| 29
| А. А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Ранняя лирика.
Тема Родины в творчестве Ахматовой.
|
|
|
|
| А. Ахматова и Н. Гумилёв. Образ Ахматовой в живописи. Раннее творчество Ахматовой.
Выразительное чтение, анализ стихотворений Ахматовой. Знание биографии поэта.
| Составить хронологиче-
скую таблицу о жизни и творчестве А. Ахматовой. Совершенствование умение и навыков анализа поэтического текста. Сообщение «Образ Ахматовой в живописи». Сообщения учащихся. Доклад, подбор цитат.
| Развитие умений и навыков связной речи, развитие логического мышления, умение цитировать.
| Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы. Запись тезисов доклада, дополнительных цитатами из статьи учебника; чтение наизусть. Оценка ответов на вопросы в процессе анализа стихов. Анализ поэтического текста. Запись плана лекции.
| Псевдоним Ахматовой (фамилия бабки-татарки). Происхождение Ахматовой; труды сына Гумилёва об этносе татар, переводы Г. Тукая. Тема «Дом – родина» в произведениях русских писателей.
|
| 30
| Футуризм. «Эгофутуризм» И. Северянина.
|
|
|
|
| Дать понятие о футуризме. Знакомство с личностью и поэзией Северянина.
| Обзор творчества поэтов - футуристов.
|
|
|
|
| 31-32
| Сочинение «Мой любимый поэт серебряного века».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 33
| А. А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир Блока.
|
|
|
|
| История и современность, тема России в цикле стихотворений «На поле Куликовом». Образ России в произведениях русских писателей.
| Сообщение на тему «На поле Куликовом» как вершина исторической темы в творчестве А. Блока». Анализ стихотворения «На поле Куликовом» и навыки анализа стихотворений.
|
| Составить вопросы по данному сообщению. Устный анализ стихотворения «Россия». Ответы на вопросы.
| Упражнения для глаз
|
| 34
| Стихотворение Блока «Незнакомка»
|
|
|
|
|
| Сообщение учащихся
|
| Урок лекция, анализ произведения по вопросам учителя.
| Тест по биографии и творчеству Блока.
|
| 35.
| Тема Родина в творчестве Блока.
|
|
|
|
| Знакомство с произведениями о России.
|
| Чтение и анализ произведений.
|
|
|
| 36
| Старый и новый мир Блока в поэме «Двенадцать».
|
|
|
|
| Поэма «Двенадцать» как «венец трилогии вочеловечения». Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать». Младосимволисты.
| Анализ сюжета и образной системы «Двенадцать» с использованием статьи Блока «Интеллигенция и революция». Связь цикла «На поле Куликовом» с поэмой «Двенадцать». Многоплановость тревог и ожиданий поэта.
|
| Комментированное чтение поэмы «Двенадцать». Ответы на вопросы.
| Иллюстрации Ю. Анненкова к поэме Блока «Двенадцать». Сопоставление произведений А. Пушкина «Бесы» и А. Блока «Двенадцать».
Тест на восприятие прочитано
го.
|
| 37
| Символика поэмы «Двенадцать» и проблема финала
|
|
|
|
| Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать». Загадка финала поэмы А. Блока.
| Задание по группам: раскрыть символичность образов в поэме, дать толкование их смысла. Навыки письменного отзыва о произведении.
|
| Как приём контраста, образы – символы, жанровое, лексическое и ритмическое многообразие поэмы помогают Блоку передать «музыку революции»? Дискуссионное обсуждение финала «Двенадцати» с привлечением различных его трактовок.
| Фрагмент статьи
А. Блока «Интеллигенция и революция». Упражнения для глаз.
Тест по творчеству
А. Блока
|
| 38
| Поэма А. Блока «Соловьиный сад».
|
|
|
|
| Основные периоды творчества поэта
| Сообщения учащихся (по группам). Анализ поэмы. Навыки выразительного чтения, анализ произведения.
|
| Индивидуальный опрос, Урок – лекция; анализ произведения по вопросам учителя; обдумывание вопросов, нахождение главной мысли.
| К. Чуковский о творчестве А. Блока.
Тест по биографии и творчеству А . Блока
|
| 39-40
| Новокрестьянские поэты .Поэзия Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина.
|
|
|
|
| Дать понятие о «Новокрестьянской поэзии», показать ее истоки, обзорно рассмотреть их творчества,
| Уметь показать их общее мотивы и различия.
|
|
|
|
| 41
| Сергей Есенин как национальный поэт.
|
|
|
|
| Познакомить с особенностями творческого метода поэта, показать народность творчества.
|
| Лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
|
|
|
| 42
| Любовная лирика Есенина.
|
|
|
|
| Показать динамику развития любовной лирики.
|
| Лекция с элементами беседы
|
|
|
| 43-44
| Поэма «А. Снегина»
|
|
|
|
| Показать, что Снегина, одно из выдающихся произведений русской литературы.
|
| Лекция с элементами беседы
|
| Вопросы из тестов ЕГЭ.
|
| 45
| Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В. Маяковского.
|
|
|
|
| Дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере.
|
| Лекция с элементами беседы, доклад ученика.
| Анализ стихотворений.
|
|
| 46
| Поэма «Облако в штанах».
|
|
|
|
| Показать логику развитий идеи произведения.
|
| Чтение поэмы.
|
|
|
| 47
| Маяковский и революция.
|
|
|
|
| Показать творчество Маяковского советского периода, как отражение революции.
|
| Лекция с элементами беседы, анализ стихотворений
|
|
|
| 48
| Настоящее и будущее в пьесе «Клоп».
|
|
|
|
| Разобраться, что является объектом сатиры в пьесе.
|
| Беседа.
|
|
|
| 49
| В\Ч. Маяковский пьеса «Баня».
|
|
|
|
|
| Беседа.
|
|
|
| 50
| Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30 годы.
|
|
|
|
| Знать основные темы затронутые в литературе 30 годов.
|
| Лекция.
|
|
|
| 51
| Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Сатира Булгакова.
|
|
|
|
| Знакомство с биографией Булгакова, сложной судьбой его произведений ,
| прояснить цели булгаковской сатиры.
|
| Обзор ранних сатирических произведений.
|
|
| 52
| Роман «матер и Маргарита» . три мира в романе.
|
|
|
|
| Рассказать о значении рома, его судьбе, понять замысел писателя
| Определять особенности стиля.
|
| Работа с текстом.. анализ стилевых особенностей романа.
|
|
| 53
| Любовь и творчество в романе. Подготовка к сочинению .
|
|
|
|
| Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности; проверить знания содержания романа
|
|
| Комментарии учителя, работа с текстом.
| Вопросы из сборников ЕГЭ.
|
|
| | |