Скачать 79.41 Kb.
|
Открытый урок риторики в 3 А классепо теме: "Вежливое общение"(Программа "Школа-2100")Сидорова Ольга Михайловна, учитель начальных классов. Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение. Задачи:
Оборудование:
На уроке будь старательным, Будь спокойным и … (внимательным). Всё пиши, не отставая, Слушай, … (не перебивая). Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … (понятно). Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать). На математике считают, На перемене … (отдыхают). Будь прилежен на уроке, Не болтай, ты не … (сорока). Если друг стал отвечать Не спеши … (перебивать). А помочь захочешь другу – Подними спокойно … (руку). Знай: закончился урок, Коль услышал ты … (звонок). Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда … (готовым). Чтоб не тревожились врачи, На переменах не … (кричи). II. Актуализация знаний – Какие средства общения можно применить? (Работа по цепочке) (Дети говорят, что "улыбка") – Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить, рот поглощать пищу, глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.
– Улыбнитесь друг другу. – Улыбнитесь мне. Улыбнитесь гостям. – Как стало на душе? (Радостно) III. Постановка учебной задачи – А вот Виталию Григорьеву почему-то нерадостно. Давайте поможем. 1. Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся” Я не знаю, как мне быть – Начал старшим я грубить. Скажет папа: – Дверь открой! Притвори ее, герой! – Я ему в ответ сердито Отвечаю: – Сам закрой! За обедом скажет мама: – Хлеб, лапуся, передай! Я в ответ шепчу упрямо: – Не могу. Сама подай! Очень бабушку люблю, Все равно я ей грублю. Очень деда обожаю, Но и деду возражаю... Я не знаю, как мне быть – Начал старшим я грубить, А они ко мне: – Голубчик, Ешь скорее, стынет супчик! А они ко мне: – Внучок, – Ляг, лапуся, на бочок! Я такое обращенье Ненавижу, не терплю, Я киплю от возмущенья И поэтому грублю. 2. Анализ стихотворения. – Почему Виталию нерадостно? Отчего он грубит. Вот нам предстоит открыть эту проблему. Ответы детей: – Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости. – Он всем грубил, так как был избалованным. – Виталя стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой. – А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение. Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды. IV. Открытие детьми нового знания – Так какая задача нашего урока? (Вежливое общение.) – Что такое вежливость? (Ответы детей.) – А вот как думают друзья Гены-крокодила. ( у ребят на партах высказывания разных героев) – Какой тебе ответ больше понравился? – Как бы ты ответил (а) на вопрос Гены? – А вот так дается объяснение слова вежливость в словаре по этике. Ученик: “Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”. Учитель: (читает отрывок из стихотворения В. Солоухина “Слово о словах”) Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. – Какие же вежливые слова рождают тепло души? (Спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините...) – С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела. Физминутка:
Итак, добрые слова – добрые дела. С 116 № 130, 131, 132, 133. Работа по учебнику. V. Первичное закрепление 1. Самостоятельная работа в группах. Игра “Собери цветок”. У доски!!!
– что значит учтивый……………………………………… (На партах – карточки со словами из словаря синонимов.) – Как вы понимаете смысл слова невежливый! От какого слова образовано? А слова вежливый? Самостоятельно изучите объяснение. – А вот так дает объяснение толковый словарь. В древнерусском языке слово “вежа” – знаток. Следовательно, “вежливый” – знающий, как себя вести; “невежда” – необразованный, малосведущий человек, “невежа” – грубый, невоспитанный. – У меня еще осталось 3 лепестка. – Куда их прикрепить? – Посмотрите и подумайте. образованный знающий грамотный (Ответы детей.) Вывод: Они лишние. Это другие качества личности. 4. Игра “Подарок Вежливости». –Нужно найти слова Вежливости. Слова на доске: Красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчение – почему вы не взяли другие слова?– Это отрицательные качества. VI. Самостоятельная работа. Тест “А ты вежлив? С. 121 №134 VII. Домашнее задание – творческое. На солнышке, которое подарю каждому, подумать и написать ваши добрые слова и добрые дела. VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Итог урока. – Что нового узнали про себя или для себя? –Скажите мне доброе слово. Самооценка собственной деятельности на уроке. – У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твёрдый характер. Про такого говорят: – Этот человек умеет сам себя воспитывать. «Доскажите словечко» Слова коротенькие эти Повсюду слышатся с утра. Они живут на белом свете, Запомнить их давно пора. Растает даже ледяная глыба От слова теплого.., (спасибо). Зазеленеет старый пень, Когда услышит:... (добрый день). Если больше есть не в силах Скажем маме мы... (спасибо). Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь:... (здравствуйте). Когда нас бранят за шалости, Говорим:... (простите пожалуйста). И во Франции, и в Дании На прощанье говорят... (до свидания). «Словарь – синонимов». Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми. Корректный – тактичный, вежливый, учтивый. Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику. Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый. Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый. Галантный – изысканно вежливый, любезный. Словарь по этике «Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими» Самостоятельная работа в группах Игра «Собери цветок» Задание: I подгруппа – подобрать синонимы к слову вежливый II подгруппа – подобрать антонимы Слова: I подгруппа – подобрать синонимы к слову вежливый II подгруппа – подобрать антонимы III подгруппа – составить из данных слов словосочетания Любезный Вопрос Невежливый Взгляд Предупредительный Жест Галантный Поступок Некорректный Вид Любезный взгляд Невежливый поступок Предупредительный жест Галантный вид Некорректный вопрос Тест Да/иногда/нет Я Родные 1. Здороваешься ли ты с соседями по дому? 2. Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (завтрак, ужин)? 3. Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя? 4. Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул? 5. Папа (дедушка, мама....) помог тебе решить трудную задачу. Благодаришь ли ты его (ее)? 6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь? 7. Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру... с праздником 8 Марта? 8. Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними?
|
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя... | Урока литературного чтения в 3 классе по теме: Взаимоотношения людей и животных Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа-2100». Это шестое занятие в системе уроков по теме «Животные... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная... Урок риторики, 2 класс. (Программа «Школа 2100». Учебник «Детская ритрика в рассказах и рисунках», авторы Т. А. Ладыженская, Н. В.... | Урок русского языка во 2- а классе по теме Развитие умения делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение по умк «Школа 2100» | ||
Урок математики в 1-м классе по теме: "Решение задач" ("Школа-2100") Цели: закрепить умения составлять задачи по схеме, знание состава чисел, развивать память, логическое мышление, аналитические способности,... | Урок в Образовательной системе «Школа 2100» Использование технологии проблемно – диалогического обучения для формирования универсальных учебных действий младших школьников в... | ||
Урок математики в 1 классе по умк «Школа 2100» Тема: Признаки предметов. Цели Карветская Олеся Александровна учитель Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа... | Программа «Школа 2100», урок математики в 1 классе по учебнику «Математика»... | ||
Рабочая программа педагога штанько Лидии Фёдоровны первая категория... Примерная основная образовательная программа под редакцией Д. И. Фельдштейна. Умк «Школа 2100». Программа «Технология», О. А. Куревина,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок литературы, русского языка, риторики и изобразительного искусства в 7 классе по теме: «Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерального инновационного проекта рао и ос "Школа 2100" по теме «Реализация фгос и достижение нового образовательного результата... | Конспект урока по теме: "Глобус модель Земли" школа 2100 Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление... | ||
Урок русского языка, математики, чтения в 1 классе по программе «Школа 2100» Цель: ученик научится систематизировать знания по русскому языку, математике, чтению | Конспект занятия по теме " Урок вежливости " Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение... | ||
Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа-2100» Оборудование: учебник Бунеева Е. В., Бунеев Р. Н., 3 таблицы с ключевыми словами, карточки с заданиями для групповой работы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Этот урок проводится в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон «Общеобразовательная программа «Школа 2100» |