Скачать 61.88 Kb.
|
Кустова И.Л., Чепкасова Е.М., учителя начальных классов МАОУ лицей «Синтон», г. Чайковский. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы методического объединения учителей начальных классов МАОУ лицей «Синтон») За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования. Сегодня нам, педагогам, необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках. Мы (учителя начальных классов лицея «Синтон») занялись изучением этого вопроса и поставили перед собой задачи:
Выбрав тип урока русского языка «сообщение новых знаний» для 2 класса, мы решили при составлении его не отходить от этапов урока соответствующим требованиям ФГОС второго поколения:
А также держали перед глазами классификацию УУД (универсальных учебных действий): личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. В ходе работы все участники методического объединения учителей начальных классов пришли к единому мнению о необходимости применения технологической карты урока для записи конспекта урока. Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Наш выбор остановился на такой технологической карте урока: 1 этап. «Самоопределение к деятельности. Организационный момент». Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе. 2 этап. «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности». Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. 3 этап. «Постановка учебной задачи». Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. 4 этап. «Построение проекта выхода из затруднения». Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). 5 этап. «Первичное закрепление». Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. 6 этап. «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. 7 этап. «Рефлексия деятельности (итог урока)». Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. После составления технологической карты урока (конспекта урока) составляется карта наблюдения урока. Вот какая карта наблюдения урока у нас получилась:
Осталось только показать открытый урок. Каждому учителю, присутствующему на открытом уроке, была выдана заполненная технологическая карта урока (чтобы каждый учитель мог отметить все получившееся и не получившееся на каждом этапе урока) и карта наблюдения урока. Урок прошел успешно и соответствовал новым федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, за исключением одного недочета , отмеченного учителями начальных классов МАОУ лицей «Синтон»: не была введена самооценкф учащихся на каждом этапе урока. Самооценивание как один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. Второй урок русского языка для 1-го класса был составлен намного быстрее, чем первый. При составлении этого урока были учтены все недочеты. На каждом этапе урока и при выполнении каждого задания была введена самооценка учащихся. На уроке четко прослеживались все виды универсальных учебных действий, соответствующие ключевым целям общего образования. В результате работы МО учителей начальных классов лицея «Синтон» над темой «Современный конспект современного урока» педагоги повысили свой профессионализм и освоили новые формы работы, отвечающие современным задачам образования:
Таким образом, учителя начальных классов лицея «Синтон» сделали вывод о необходимости продолжения такой работы методического объединения по освоению и применению УУД в учебном процессе в следующем 2012 – 2013 учебном году на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира. |
Технологическая карта как форма перспективного планирования учебного процесса Таблица позволит структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание... | Технологическая карта урока Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Презентация – как методологическая форма педагогического взаимодействия учителя и ученика на уроках мхк» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эти взаимодействия может отразить технологическая карта урока «обобщённо-графическое выражение сценария урока, основ его проектирования,средство... | ||
Технологическая карта урока Приветствие учителя. Проверка подготовленности своего рабочего места к учебному занятию | Технологическая карта урока открытия новых знаний по фгос Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя | ||
Конспект урока по фгос второго поколения. Технология. ( из опыта... России, организован и проведен региональный этап конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технологическая карта урока литературы учителя моу сош №6 г. Шарьи Аслямовой Елены Николаевны | ||
Как определить гласные звуки? Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Школа России» (1 вариант). Хочева О. В | Приложение. Если тема проходится в виде блочно-модульного способа... Продолжить формирование понятия о том, что в основе всего живого лежит клетка; развивать приемы учебной деятельности | ||
Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе... | Технологическая карта урока | ||
1. Технологическая карта урока | Урока Тема урока Тип урока Технологическая карта темы: «Советский Союз во второй мировой войне (1941 – 1945гг.)» | ||
Технологическая карта урока Технология проектного обучения Урок географии в 7 классе Тема урока Оборудование: Карта природных зон южной Америки (ЮА), компьютер, плазма (проектор и экран), рисунки животных и растений. Электронная... | Технологическая карта урока Вступительное слово: я хочу вам предложить тему урока «Спасите наши уши». Какие вопросы вызывает тема урока? |