Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения "дошкольное образование"





Скачать 127.08 Kb.
НазваниеМетодическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения "дошкольное образование"
Дата публикации13.10.2013
Размер127.08 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
ГОУ СПО Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для самостоятельной работы студентов П -1У курсов

отделения "ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"


КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

усвоения знаний умений и навыков

по курсу "ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА".


Преподаватель Семеренко И.Г.

2007
Входной контроль.
ЦЕЛЬ.

Выявить представления студентов о детской литературе, ее авторах.

Скорректировать программу исходя из специфики работы со студентами в данной группе.

Настроить студентов на освоение материала по курсу детской литературы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ.
1 Что такое детская литература.
2. Назовите классиков детской литературы.
3. Перечислите художников-иллюстраторов детской книги.
4. Назовите теоретиков и критиков детской литературы.
5. Докажите роль книги в жизни ребенка.
6. Докажите связь детской литературы с другими науками.
7. Ваши любимые детские книги и авторы, почему.
8. Достаточно ли Вашей домашней библиотеки для изучения

курса "Детская литература”.
9. Что бы Вы хотели изучать на уроках.
10. Какие умения, навыки и знания Вам необходимы для

изучения курса.
11. Для чего нужен курс “Детская литература” для подготовки

специалиста в области дошкольного образования.
12. Хотите ли Вы заниматься детской литературой, почему.
Рекомендации к проведению и анализу входного контроля.

Контроль необходимо провести перед знакомством с перспективным планом работы по

курсу детской литературы.
Можно использовать работу на листочках в течение 5-7 минут с последующей сдачей их

преподавателю для анализа или ответы устно.

Эти вопросы можно задать устно с обсуждением в классе при участии всех студентов.
В конце работы необходимо подвести итог, исходя из поставленной цели и определить

перспективы на будущее.
После анализа письменных работ, необходимо подвести итог с примерами из письменной

работы студентов на следующем уроке.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ.
ЦЕЛЬ.
Проверить знания студентов, полученные по ходу изучения данных разделов.
Задачи:

Дать возможность студентам самостоятельно подготовиться к опросу на уроке,

подготовке домашнего задания, к взаимопроверке или самостоятельной проверке своих знаний.

Способствовать выработке практических навыков работы с детской и взрослой аудиторией.

Воспитывать интерес к самостоятельной творческой работе.
РАЗДЕЛ I:

ВВЕДЕНИЕ”.
1. Работа со словарем:

детская литература, детское чтение,

круг детского чтения, градация детской литературы,

гриф детской книги, паспорт книги.
2. Проверочные вопросы для индивидуального контроля:

- дайте определение детской литературы,

- докажите сходство д.л. с большой художественной литературой,

- специфика детской литературы, чем она обусловлена,

- докажите роль детской литературы в нравственном, умственном, эстетическом и физическом

развитии детей,

- что входит в понятие “детское чтение”,

- характеристика “круга детского чтения”,

- назовите произведения, входящие в круг детского чтения,

- кто из критиков впервые обратил внимание на градацию детской литературы,

- перечислите, что входит в паспорт детской книги.
3. Контрольные вопросы для зачета:

1 вариант.

- сравните понятия: детская литература и круг детского чтения

- докажите связь детской литературы с большой художественной

- градация детской литературы
2 вариант.

- сравните понятия: детское чтение и круг детского чтения

- доказать специфику детской литературы

- роль детской книги в развитии ребенка (по выбору студентов)
Ситуационные задачи.
Задача 1-4.

Докажите родителям ребенка роль детской книги в нравственном, умственном, эстетическом и

физическом воспитании.
Задача 5-8.

Докажите роль книги для развития ребенка. Для развития интеллекта, познавательных

психических процессов.
Задача 9-12.

Докажите роль книги в развитии речи ребенка. Развитие словаря, воспитание звуковой

культуры речи, формирование грамматически правильной речи, обучение грамоте.
РАЗДЕЛ II.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
1. Работа со словарем:

фольклор, искусство, детский фольклор, аллитерация, гротеск,

малые фольклорные жанры, сказка, антропоморфизм, кумулятивность.
2. Наличие конспектов:

К.И.Чуковский. “От 2 до 5” (о сказках),

М.Горький. “О сказках”, “Человек, уши которого заткнуты ватой”.

Высказывания о сказках великих людей.

Сравнительный анализ сказок разных видов.

Характеристика малых фольклорных жанров.
3. Чтение наизусть:

Малые фольклорные жанры (не менее 10)

Докучные сказки (3)

Высказывания о сказках.
4. Вопросы по ходу изложения материала:

- что такое фольклор,

- перечислите виды фольклора,

- определение фольклора М.Горького,

- доказать, почему фольклор является источником любой литературы, искусства,

- что такое детский фольклор,

- назовите характерные черты фольклора,

- какие группы произведений входят в детский фольклор,

- требования к подбору произведений устного народного творчества для детей,

- определение малых фольклорных жанров,

- виды малых фольклорных жанров,

- в чем заключается воспитательная ценность М.Ф.Ж.

- в чем заключается художественная ценность М.Ф.Ж.

- как вы понимаете что такое: аллитерация, антропоморфизм, кумулятивность, тавтология.
Ситуационные задачи.
Задача №1.

К вам обратились родители с вопросом, что такое детский фольклор.

Составьте план ответа на этот вопрос.
Задача №2.

В уголок для родителей своей возрастной группы вы хотите подобрать материал по фольклору.

Какие рубрики вы включите, какие произведения для ознакомления детей вы порекомендуете.
Задача №3.

Вы проводите консультацию для родителей о необходимости знакомить детей с малыми

фольклорными жанрами. Продумайте тезисы-доказательства.

РАЗДЕЛ III.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ.
1. Проверка самостоятельной работы с учебником “Детская литература” (основные этапы

развития детской литературы).
2. Контрольные вопросы:

- древнерусская литература для детей,

- предыстория русской детской литературы,

- характеристика поучений,

- характеристика житийных книг,

- характеристика исторических легенд и летописных сказаний,

- появление первых книг для детей (16-18вв.)

- духовная литература, ее место в детском чтении,

- первая рукописная книга,

- первая печатная Азбука Ивана Федорова,

- особенности формирования русской детской литературы 17в.

- детское стихотворство,

- зарождение прозы для детей,

- зарождение исторической литературы,

- стихи Симеона Полоцкого,

- лицевой букварь Кариона Истомина,

- характеристика роста культуры и просвещения при Петре I,

- книга “Юности честное зерцало” 1717г.,

- рост культуры и просвещения 18в.,

- анализ просветительской и педагогической деятельности Н.Новикова,

- издание первого детского журнала “Детское чтение для сердца и разума”.
3. Тестовый контроль:

а) Первая детская книга в России появилась:

в 14, 16, 17 веке.
б) Первая печатная книга была создана:

Карионом Истоминым, Симеоном Полоцким, Иваном Федоровым.
в) “Показание к житейскому обхождению” - это другое название книги “Домострой”,

“Юности честное зерцало”

или “Поучения Владимира Мономаха своим детям”.
г) Деятельность Н.Новикова относится к эпохе:

Петра I, Екатерины II, Александра I.
д) Житийная литература привлекает детей:

реалистическим, религиозным, сказочным содержанием.
е) “Лицевой букварь” К.Истомина назван так потому, что:

был адресован конкретному лицу, имел красивую обложку,

содержал много картинок.
ж) Кто из русских царей писал сказки:

Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Николай II.
з) Название первого детского журнала:

“Детское чтение для сердца и разума”,

“Задушевное слово”, “Пчелка”.
и) Книга “Юности честное зерцало” предназначалась:

для воспитания царских детей, дворян, купечества.
Ситуационные задачи.
Задача №1-3.

Родители ребенка среднего, старшего, младшего дошкольного возраста читают ему

“Жития святых”. Какие рекомендации вы можете дать им.

РАЗДЕЛ IV.

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ И КРИТИКИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В

РОССИИ.
1. Словарь:

теория, критика, просветители, статьи, рецензии, прогрессивность, реакция.
2. Вопросы и задания для индивидуального контроля:

- что явилось толчком для возникновения и развития теории и критики детской литературы в России,

- особенности теории и критики детской литературы в России в первой и второй половине XIX века,

- требования В. Г. Белинского к детской книге и детским писателям,

- требования Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и А. И. Герцена к детским писателям и

детской книге,

- анализ сказки В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” в свете требований В. Белинского к

детской литературе.
3. Дополнительные вопросы:

- что такое литературная теория и критика,

- назовите имена критиков детской литературы XIX века,

- назовите два направления в теории и критике детской литературы В. Г. Белинского,

- назовите статьи и рецензии на детскую литературу В. Г. Белинского,

- какие произведения написаны под псевдонимом “Дедушка Ириней”, почему так высоко ценил

В. Г. Белинский этого автора,

- какие книги для детей были написаны Н. Добролюбовым и Н. Г. Чернышевским, в чем их ценность,

- характеристика реакционной детской литературы в первой и второй половине XIX века.
4. Контрольный урок:

1 вариант.

Обоснуйте, почему наметился рост прогрессивных тенденций в детской литературе первой половины

XIX в.

Отражение взглядов В. Г. Белинского на детскую литературу и развитию их

Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым в новых исторических условиях.
2 вариант.

Особенности развития критики и теории детской литературы во второй половине XIX века.

В. Г. Белинский - основоположник теории и критики детской литературы.
5. Творческое задание:

Анализ сказки В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” или “Мороз Иванович”

(по выбору студента) с позиции их познавательности или занимательности (по выбору).
Ситуационные задачи.

Задача №1-3.

Встаньте на позицию современных критиков и докажите актуальност взглядов Белинского,

Добролюбова, Чернышевского.
Задача № 4.

Докажите воспитателю, что книга Одоевского не устарела и является образцом познавательной

литературы и в наше время.
РАЗДЕЛ У.

РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.
1. Словарь:

романтизм, реализм, басня, поэзия, лирика, гражданственность, сатира, гуманизм, библиография,

художественная проза.
2. Проверка тетрадей:

- наличие сведений о жизни и творчестве И. А. Крылова, В. А. Жуковского, П. П. Ершова,

В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, Н. Н. Некрасова,

- сравнительный анализ сказок В. Жуковского и А. Пушкина,

- характеристика стихотворений В. А. Жуковского для самых маленьких,

- аннотация сборника произведений К. Д. Ушинского для детей,

- анализ рассказов Л. Н. Толстого из “Азбуки”,

- анализ произведений Н. Н. Некрасова о родной природе,

- рецензия на сборник произведений Ф. Тютчева, А. Фета и др. (по выбору студента).
3. Представление творческой работы по художественной прозе:

С. Аксаков, А. Чехов, Гаршин, Д. Мамин-Сибиряк (по выбору студентов).
Методические рекомедации к написанию творческой работы
1. Краткие биографические сведения.
2. Особенности творческой манеры.
3. Характеристика произведений для детей.
4. Рекомендации для воспитателей, родителей по использованию произведений в работе с

детьми разного возраста (либо другое творческое задание).
Работа должна быть содержательной, эстетически оформленной, включать творческую часть,

основываться не менее, чем на 5 изученных источниках по данному вопросу.

Желательно наличие плана.
В конце работы указать список литературы.
Ситуационные задачи.
Задача № 1-6.

Подберите произведения Ушинского и Л.Н. Толстого для чтения и пересказа в своей возрастной

группе.
Задача№ 7.

Составьте рекомендации воспитателям и родителям по чтению поэзии детям.
Задача № 8-9.

Подберите произведения Тютчева, Фета для заучивания наизусть с детьми старшего дошкольного

возраста.
Задача № 10-11.

Продумайте план литературного досуга с детьми подготовительной группы по творчеству

А.П. Чехова, Д.Н. Мамина-Сибиряка.
РАЗДЕЛ VI.

СКАЗКИ ПИСАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.
1. Работа со словарем:

классицизм, патриотизм, утописты, мистика, буржуазность, обыватель, анималист, этика, эстетика.
2. Контрольные вопросы:

- классицизм - ведущее направление в искусстве Франции 17 века,

- литературные сказки Ш. Перро,

- романтизм в литературе 19 века,

- Э. Гофман, краткая биография,

- фантазия и реальность в сказке Гофмана “Щелкунчик”,

- В. Белинский о месте произведений Гофмана в детском чтении,

- Братья Гримм - великие филологи, ученые фольклористы, краткая биография.

- народность и самобытность сказок братьев Гримм,

- Г. Х. Андерсен - великий сказочник,

- характеристика сказок разного вида в творчестве Г. Х. Андерсена,

- Л. Кэрролл и его сказки для детей,

- Р. Киплинг, краткие биографические сведения,

- Р. Киплинг как выдающийся художник-анималист,

- поэзия Р. Киплинга, ее место в детском чтении,

- Э. Томпсон - ученый-зоолог, писатель, автор реалистических произведений.
3. Творческие задания:

- составить вступительное слово по творчеству одного из авторов для литературного досуга с детьми,

- придумать кроссворд по творчеству одного из авторов,

- придумать конкурсные задания детям на вечере досуга.

- составить конспект вечера развлечений с детьми.
4. Контрольная работа:

1 вариант

- сравнительный анализ волшебных сказок Ш. Перро и братьев Гримм,

- характеристика сатиры сказок Г. Х. Андерсена,

- парадоксы и иносказания в сказках Л. Кэрролла.
2 вариант

- сравнительный анализ сказок братьев Гримм и р.н.

- особенности морали сказок Ш. Перро,

- пародии и гиперболы в сказках Л. Кэрролла.
Общий вопрос: продумать вопросы к детям по произведениям (по выбору преподавателя).
Ситуационные задачи.
Задача №1-4.

Подберите для уголка книги в детском саду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

произведения зарубежных авторов, обоснуйте свой выбор.
Задача №5.

Продумайте программное содержание, материал и предварительную работу с детьми для занятия

по рассказыванию сказки Шарля Перро (по выбору студентов).
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
Проведение экзамена по курсу "Детская литература с практикумом по выразительному чтению".

Смотреть вопросы к экзаменам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconМетодические рекомендации к проведению кср по учебной дисциплине...
Методическая разработка предназначена для преподавателей психологии и раскрывает тематику, объем контролируемой самостоятельной внеаудиторной...
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconМетодическая разработка научно практической конференции для студентов...
Методическая разработка научно – практической конференции для студентов 1 курсов
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconЕ. Ю. Гордеева Язык и стиль рекламы
Методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (магистерская программа...
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
ЕН. 02. Информатика и информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического...
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)...
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" icon1 1: Text. Types of Proprietorship
...
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление затратами организации»...
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconМетодическая разработка по дисциплине «Статистика» (раздел «Социально-экономическая...
...
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconИ. М. Некрасова краткий учебный
Справочник предназначен для самостоятельной работы студентов I-II курсов заочного отделения педагогических вузов. Пособие содержит...
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconМетодическая разработка на тему: Рекомендации по организации внеаудиторной...
Рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Химия
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconАнализ работы за первое полугод
Методическая тема: Внедрение фгос. Разработка системы внеаудиторной самостоятельной работы
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предназначено для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 050710 Специальное дошкольное образование. Данное...
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов п -1У курсов отделения \"дошкольное образование\" iconМетодическая разработка по дисциплине "Деловое администрирование...
Обсуждена на заседании кафедры управленческого учета 28. 04. 09г., протокол №. 11 от 28. 04. 09г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск