Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100»





Скачать 159.14 Kb.
НазваниеУрок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100»
Дата публикации15.10.2013
Размер159.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа - 2100».

Урок состоит из 12-ти этапов – или же 4-х разделов: 1) повторение и закрепление ранее полученных знаний по темам «Двойные согласные», «Словообразование»; 2) проверка домашнего задания; 3) постановка проблемы и работа над новым материалом; 4) закрепление и обобщение.

Автор: Альфина Римовна Валеева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназия №1 г.Туймазы Республики Башкортостан (РБ, г.Туймазы, ул.Зелёная, 4).

E-mail участника: alyaval@mail.ru
Данный урок рекомендуется проводить в классах, наученных работать в парах (с умением проверять и оценивать друг друга).


Автор (ФИО, ОУ, должность)

Альфина Римовна Валеева

МБОУ гимназия №1, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, руководитель методического объединения

Название

Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.

Форма

урок-презентация

Учебный предмет, класс

русский язык, 3 класс

Название темы или раздела учебного курса

Состав слова.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

использование пословиц, кроссворда, словарных слов, морфемного разбора, правило написания орфограммы (алгоритм), межпредметная связь (с окр. миром)

Цели, задачи дидактического материала

Цель – донесение информации удобным и доступным способом.

Задачи: - последовательность в добывании знаний и овладение способами действий;

- обобщение и систематизация знаний;

- обеспечение мотивации и интереса.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

тексты с применением слов с изученными орфограммами, задания-четверостишия для сообщения целей урока и при изучении нового материала, алгоритм определения орфограммы, названия семейств представителей животного мира




Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

графические изображения

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

литература

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);
- учащимися



- использование пословиц для воспитательного момента

- занимательное стихотворение для вызова интереса при усвоении нового материала

- использование алгоритма при выведении правила
- прочтение и запоминание текста для письма по памяти при работе со словарными словами

- задание с подбором приставки при работе над изучаемым материалом

- текст с расстановкой нужных букв при закреплении материала

- использование алгоритма для удобства при выведении правила


Тема: «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня».

Цели: 1) – знакомство с орфограммой «удвоенные согласные на стыке приставки и корня»;

– формирование умения отличать удвоенные согласные на стыке приставки и корня и в корне;

2) – развитие устной и письменной речи;

– развитие орфографической грамотности;

– развитие каллиграфического письма;

– развитие памяти, мышления, умения анализировать и делать выводы;

3) – воспитание коллективизма;

– воспитание заботливого и уважительного отношения к маме;

– воспитание доброжелательных отношений в семье.

Оборудование: слайды, минутка чистописания, кроссворд со словами, звуко-буквенный анализ, рас + ссориться = ?, карточки с заданиями, алгоритм.

I. Мобилизующее начало.

II. Минутка чистописания.

сс мм лл бб пп кк жж (жжёт, жгут – чередующ. согл.)

- Как вы думаете, для чего мы записали эти соединения?

* Словарно-орфографическая работа.

- Запишите по одному слову с каждым из этих удвоенных согласных. (Шоссе, грамм, коллекция, суббота, группа, хоккей, жужжит.) На доске по цепочке.

* Письмо по памяти. (Слайд.)

Наш классный коллектив дружный, весёлый, любознательный, трудолюбивый. (Сложные слова, все орфограммы.)

- Коллектив – это школьная семья. (Воспитательный момент.)

- Договорите пословицы. Какой общей темой они объединены?

* Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. (Слайд.)

* Один за всех, все за одного.

* Один в поле не воин.

* Друга ищи, а найдёшь береги.

* Друзья познаются в беде. (Только ли? А в радости?)

III. Проверка домашнего задания.

- Какое задание на дом вам было задано? (10 слов с удвоенной согласной.)

* Двое у доски звуко-буквенный анализ слов жужжит, шасси. * Выделить корень.

* Взаимопроверка в парах дом. задания. (Оценка на полях.)

IV. Актуализация знаний.

- В какой части слова находятся удвоенные согласные? Как это определить?

- Что такое корень? Какие ещё орфограммы встречаются в корне? Способы проверки. Привести примеры.

- Как называется орфограмма, которую можно проверить? А которую нельзя?

- Удвоенные согласные – это проверяемая или непроверяемая орфограмма?

- Какие ещё морфемы, кроме корня, вы знаете?

- Что такое приставка? Её мы не раз вспомним на сегодняшнем уроке.

V. Постановка проблемы.

- Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, выполните такое задание.








с

с













с

с













с

с



















с

с












с

с



















с

с






* Кроссворд.

- Расставьте слова в алфавитном порядке: (2) масса, (1) касса, (5) ссора, (4) рассол, (3) пассажир, (6) шоссе.

- Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

- Какое слово лишнее? (Рассол.) Почему?

VI. Сообщение темы и целей урока.

  • Всегда ли удвоенные согласные находятся в корне?

* Морфемный разбор слова «рассол» (на доске).

* Мой корень в «сказке» ты найдёшь, (Слайд.)

Даже если её не прочтёшь,

Приставка спряталась в «расписке».

Других частей нет в этом списке. (Рассказ – морфемный разбор.)

- Что вы заметили?

- Назовите орфограмму в приставке (безударная гласная).

VII. Поиск решения (подводящий диалог).

  • Почему в слове рассказ пишется удвоенная согласная? (Одной буквой с заканчивается приставка рас-, с другой с начинается корень сказ-.)

  • Как правильно определить в слове морфемы?

* Однокоренные – родственные слова. (Семья слов.)

- Я подобрала однокоренное слово – рассказик. (Анализ проблемы.) (Нужно подобрать множество однокоренных слов – с приставкой и без.)

- Как вы думаете, это орфограмма? Докажите. (Да, это орфограмма, потому что возникают варианты написания: две согласные или одна.)

  • Как она называется? Прочитайте на с. 108.

  • Что значит стык? (Место, где вплотную соединяются приставка и корень.)

- При каких условиях возникает эта орфограмма? (Когда корень слова начинается с такой же согласной, которой оканчивается приставка.)

- Уточните тему нашего урока.

VIII. Работа над изучаемым материалом.

* Рыдают буквы в каждой строчке: (Слайд.)

- От наших слов одни кусочки!

У нас отсутствует начало, не знаем мы, куда пропало.

Но если вы его найдёте, то сразу все слова прочтёте.

(от) толкнуть, тянуть, таять, точить; (под) делать, держать, давать; (рас) сказать, спросить.

* Упр. 158 (устно).

* Упр. 159.

- Что значит объяснить графически?

* Дополнительно: рас + ссориться = ?

  • Бывают ли в словах утроенные согласные? (Нет.)

  • Как поступить, чтобы «не обидеть» приставку и корень? (Рассориться.)

* Лексическое значение рассердился, рассвирепел.

Свирепый волк (когда волк становится свирепым?) – семья. (Слайд.)

Семьи животных – пара, стая, прайд. Забота внутри семьи, законы (а у людей традиции, обычаи).

* Упр. 160. Игра «Исследователи». (Слайд.)

По вариантам: 1 – в корне, 2 – на стыке.

(Объяснить орфограмму – удвоенную согласную.)

- Как доказать, в какой части слова (морфеме) удвоенная согласная?

- Какое однокоренное слово надо подобрать, чтобы точно убедиться, что в начале слова приставка? (Это слово должно быть без приставки.)

* Взаимопроверка.

IX. Закрепление.

- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. (Слайд.)

* Мой самый д_р_гой ч_л_век на з_мле – мама. Она всегда по__ержит в трудную м_нуту, ра__м_шит меня, когда у меня пл_хое настроение. Мама сильн_ ра__траивается из-за м_их неприятностей. Бе__порно – м_я мама самая лучшая!

* Беседа по содержанию. – Какова основная мысль текста?

* Взаимопроверка.

- Докажите только написание удвоенных согласных на стыке.

- Какое условие должно соблюдаться?

* Когда корень слова начинается с такой же согласной, которой оканчивается приставка. (Слайд.)

X. Обобщение.

* Попробуйте справиться со сложным заданием – оно будет одно на двоих. Откройте конверты. Обсудите в парах необходимость написания у2с. на стыке приставки и корня.

* Задание на карточке.

Т или ТТ? – О_РУБИЛ СУХУЮ ВЕТКУ ДЕРЕВА О_РУБИЛ ОТБОЙ

Д или ДД? – ПО_ДЕРЖАЛ ДРУГА В БЕДЕ ПО_ДЕРЖАЛ ЗА РУКУ

Д или ДД? – КОНКУРС ПО_ДЕЛОК ИЗБЕГАЙТЕ ПО_ДЕЛОК!
* Вывод: написание у2с. зависит от лексического значения. (Слайд.)

- Повторите, пожалуйста, два условия, от которых зависит написание у2с. на стыке.

XI. Подведение итогов (по результатам взаимопроверок).

XII. Домашнее задание: с.54 упр.105, 106 (дид.)


Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа - 2100».

Комбинированный урок состоит из 8-ми этапов. Используется коллективная, дифференцированная, индивидуальная работа, в парах, работа у доски.

Автор: Альфина Римовна Валеева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназия №1 г.Туймазы Республики Башкортостан (РБ, г.Туймазы, ул.Зелёная, 4).

E-mail участника: alyaval@mail.ru
Данный урок можно проводить в классах с разным уровнем усвоения изучаемого материала.


Автор (ФИО, ОУ, должность)

Альфина Римовна Валеева

МБОУ гимназия №1, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, руководитель методического объединения

Название

Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Форма

урок-презентация

Учебный предмет, класс

русский язык, 3 класс

Название темы или раздела учебного курса

Части речи.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

использование пословиц, таблиц, словарных слов, морфологического разбора, межпредметная связь (с окр. миром)

Цели, задачи дидактического материала

Цель – донесение информации удобным и доступным способом.

Задачи: - последовательность в добывании знаний и овладение способами действий;

- обобщение и систематизация знаний;

- обеспечение мотивации и интереса.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

использование регионального компонента, таблицы для обобщения и сравнения, образец морфологического разбора, стихотворение с использованием местоимений

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

графические изображения




Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

литература

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);


- учащимися



- использование пословиц для воспитательного момента

- использование регионального компонента при мобилизации учащихся
- текст с повторяющимся словом при открытии нового

- использование таблиц при обобщении и закреплении

- чтение стихотворения для самопроверки при закреплении изучаемого материала


Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Цели: 1) – знакомство с новой частью речи – личными местоимениями:

– формирование умения выделять местоимения в речи и правильно их употреблять;

– совершенствование умения производить морфологический, морфемный и синтаксический разборы;

– учить работать в парах;

2) – обогащение активного словаря;

– развитие зрительной памяти;

– развитие творческих способностей;

– развитие мышления, внимания;

3) – воспитание уважительного отношения к близким;

– воспитание заботливого отношения к животным;

– культура труда и организация рабочего места.

Оборудование: флаг РБ, слайды, карточки со словами «символика, этикет, прайд», эпиграф, местоимения, условие игры, деформированный текст, 2 карточки с образцом морфологического разбора, 2 предложения (об отце и матери), толковый словарь, пословица, цветок курая, солнце, мандарины.

Ход урока:

I. Мобилизующее начало.

- Где человек чувствует себя хорошо, уютно, где он любим и любит сам?

СЕМЬЯ. (Почему это слово мы выделили?) слайд.

Зачем нам клад, если в семье лад. Беседа воспитательного характера. СЛАЙД.

- Какие слова спрятались в этом слове?

- Как можно изобразить это слово? 7Я СЛАЙД.

Я Я Я Я Я Я Я – это один из героев нашего урока.

* Цветок курая – семь соцветий. Что обозначает?

II. Минутка чистописания. Яя (3 раза).

- Назовите буквы из слова «семья», которые обозначают согласные звуки: ся, мя.

Словарная работа.

- Словарные слова с «опасной» буквой я: язык, заяц, рябина.

- На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? Какая часть речи? Назовите лишнее слово. (Одуш., неодуш.)

III. Актуализация опорных знаний.

Закрепление имени сущ. по схеме: СЛАЙД.

Имя сущ. – это…

Отвечает на вопрос…

Обозначает…

Бывает…

Изменяется…

- Найти в предложении сущ., которое относится к семье. (По вариантам.)

1. Мать подарила нам жизнь и мир вокруг нас.

2. Отец всегда нас защищает и оберегает. СЛАЙД.

* (Двое у доски.) Морфологический разбор по образцу (взаимопроверка). СЛАЙД.

- Мы закрепили ваши знания об имени сущ., а о какой части речи сегодня пойдёт речь, вы скажете сами.

IV. Постановка проблемы, открытие нового.

Изучение нового материала.

Восприятие текста.

* Самое прекрасное слово на Земле – мама. Мама – добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет. СЛАЙД.

- О ком этот текст? (Воспитательный момент.)

- Какое слово повторяется? Можно ли заменить? Каким?

- Слова, заменяющие другие части речи – герои сегодняшнего нашего урока.

- Поиграем в игру «Вопрос – ответ». Условие игры: не называй имени. С записью в тетради. (Оставляем две строчки, сбоку место в 2 пальчика.)

  • Как ты говоришь о себе?

  • Как вы говорите о себе, когда вы все вместе?

  • Как ты обращаешься к своему товарищу?

  • Как ты обращаешься к учителю? Только ли? (Вежливость, культура, этикет - СЛАЙД.)

Так ещё обращаются к группе людей.

  • Как ты говоришь о своём друге, когда его нет рядом? О подруге?

  • Какого рода слово он, она, а какого рода не хватает?

  • Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом?










я

мы



ты

вы



он, она, оно

они

- В русском языке есть такие слова, которые употребляются вместо имени сущ. (или других частей речи), или, по-другому, они занимают место имени. (Соединение двух слов, добавить в конце е). Как называются такие слова? (Запись Местоимение на 1-ой строке)

Мы отдохнём вместе с нашими героями.

Физминутка. (Песня «Родина моя (Я, ты, он, она, …)» в исполнении С.Ротару)

Правило.

Прочитать хором по строчкам все местоимения.

* Сообщение темы и целей урока.

- Посмотрите на местоим. 1-го столбика, 2-го. Что заметили? Как изм-ся местоим.?

(Записать название двух столбиков Ед.ч., Мн.ч.)

- Как изменяются мест. 3-го лица ед.ч.?

- Задайте вопросы. На какие вопросы отвечают?

- Называет ли мест. предмет? Второе правило.

- Каждое местоим. указывает на лицо. Прочитайте 1-ю строчку. 1-е лицо и т.д.

В тетрадь дописывают сверху число, сбоку – лицо.

* Поэтому эти мест. назыв-ся «личные».

V. Первичное закрепление.

Работа с учебником.

* Упр.291 – беседа по содержанию: семьи животных – стая, пара, ПРАЙД. (Забота о животных!) СЛАЙД.

291. Прочитай текст. Найди местоимения. Какие существительные они заменяют? Выпиши эти существительные и местоимения.

Вот идёт белый гусь,

Это очень смелый гусь!

Он с гусёнком и гусыней

Плыл по речке синей-синей.

…Изгибаясь, как дуга,

Показались берега,

А на них шумят луга.

Гусь воскликнул: «Га-га-га!

Здесь, я вижу, нет ромашек,

Не растёт цветной горошек,

Как на том лугу моём.

Поедим заморских мошек,

Поглядим на диких кошек

И обратно поплывём

На лужок, где мы живём...» (Ю.Мориц)

* Назвать мест., выписать сущ. с мест., которые их заменяют. Определить число, лицо. * Однокоренные слова, морфемный разбор.

* Выписать предложение, в котором говорится о птичьей семье.

Синтаксический разбор. Роль мест. в предложении.

VI. Закрепление, обобщение.

Работа с деформированным текстом.

* Собрать текст в паре, заменить повторяющееся слово мест-ем, по вариантам указать число и лицо мест.

* Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней. СЛАЙД. Инсценировка. ДИАЛОГ.

* Звонок бабушки. Разговор с внуком. Найти мест., определить число, лицо.

- Алло! Это я. Ты слышишь? - Да, хорошо слышу.

- Мама дома? - Нет.

- А где она? - В парикмахерской.

- А папа. - Нет.

- Он где? - На работе.

* Обобщение. По таблице сначала только о мест-ии, потом сравнить с сущ-ым.

СЛАЙД.

* Герои нашего урока – это члены большой дружной семьи. Чтобы вы их не забыли, выполните дома упр.290, вставляя вместо многоточия мест. и найдите пословицы о семье.

- Дети, вы сегодня хорошо поработали, я очень рада, вы мне так понравились. От общения с вами на душе у меня тепло. Частичку этого тепла хочу вам подарить (мандаринки). Пусть это маленькое солнышко светит вам и вашей семье, а над всей страной сияет большое солнце (изготовленное на ватмане вывешивается на доску), даря нам мир и покой. Спасибо вам! (Раздача мандаринок.)

VII. Подведение итогов. Очень отличились своими хорошими ответами…

ОЦЕНИВАНИЕ.

VIII. Домашнее задание: упр.290 (по вариантам), найти пословицы о семье.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconУрок русского языка, математики, чтения в 1 классе по программе «Школа 2100»
Цель: ученик научится систематизировать знания по русскому языку, математике, чтению
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе)
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе
Русский язык. 1 класс [Текст] : первые уроки : [учебник для 1-го класса] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. 4-е,...
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconРабочая программа педагога штанько Лидии Фёдоровны первая категория...
Примерная основная образовательная программа под редакцией Д. И. Фельдштейна. Умк «Школа 2100». Программа «Технология», О. А. Куревина,...
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconНа уроках русского языка в 5-9 классах
Сыктывкара обучение русскому языку в 5-9 классах в целях обеспечения непрерывного и преемственного учебного процесса по Образовательной...
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconРабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями...
Т. Е. Демидовой, С. А. Козловой, А. П. Тонких, «Математика» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ «Образовательная...
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconРабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с законом «Об образовании»
Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100»), в соответствии с основной образовательной программой...
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconУрок изучения нового материала Класс: 1 класс умк «Школа 2100»
Учитель: Ребята, вы любите сказки? Сегодня на уроке мы отправимся в сказочное путешествие вместе с одной девочкой, а как её зовут,...
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconПрограмма по курсу «Окружающий мир»
«Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга...
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconУрок по природоведению в 5 классе «Происхождение человека». Образовательная...
Формировать умение объяснять особенности выполняемых функций кистью и стопой человека
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconПрограммам: Математика и информатика образовательная система «Школа 2000»
Изобразительное искусство образовательная система «Школа 2100». Учебник «Прекрасное рядом с тобой» 1 класс под ред. О. А. Куревиной...
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconКонспект урока по русскому языку во 2-м классе по программе «Школа 2100»
Методические рекомендации представляют собой первый раздел методической разработки по педагогической практике по дополнительной подготовке...
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» icon«Значение глагола в речи. Грамматические признаки глагола. Февраль...
Автор: Бурлакова Анна Александровна учитель начальных классов мобу гимназия №17 города Белорецка Республики Башкортостан
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconРабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Русский язык» Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка....
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа 2100» iconКонспект урока литературы в 9 классе
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования: образовательная система «Школа 2100»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск