Организационный
Момент
Проверка д.з.
Подготовка к основному этапу
Усвоение новых знаний и сп. Действия
ОДЦ
ТИП
ТДЦ
| Прежде чем мы определим тему нашего урока, я предлагаю вспомнить выводы, сделанные нами на предыдущем уроке.
1. Каким представлено московское дворянство 10-20х годов XIX века в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
2. Сформулируйте жизненные принципы этих людей.
/личная выгода, карьера, почести, богатство; служение лицам, а не делу; ценность человека по его положению, состоянию/
таким образом, карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность – вот черты чиновничьего мира.
II. Удивительно, что уже давно исчезли с лица русской земли молчалины и скалозубы, фамусовы и репетиловы, горичи и тугоуховские, но до сих пор живет и процветает трусость и низкопоклонство, карьеризм и пустозвонство, бессмысленное существование, глупость и невежество. Невольно вспоминаешь: «Дома новы, да предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары!»
1. Как вы считаете, есть ли противоядие, сила, способная противостоять этому злу?
/сила в просвещении, прогрессе, которые несут обществу передовые, прогрессивные люди/
2. Какого человека, по вашему мнению, называют передовым, прогрессивным?
/с передовыми взглядами, с активной жизненной позицией, с высокими нравственными убеждениями, идеалами…/
Взгляды, жизненная позиция, идеалы – вот составляющие жизни передового, общественного деятеля /карточки: взгляды, позиция, идеалы/
Так ли это? Какой он, передовой человек? Чем живет, чем дышит?
В чем смысл активности человека, жизненных его усилий? – вот вопросы, ответы на которые я предлагаю найти, обратившись к образу главного героя комедии «Горе от ума».
/ в поисках ответов нам поможет ОСК, соавторами которой предлагаю стать каждому из вас/
III. В мертвую тишину дома Фамусова Чацкий врывается, как вихрь: «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног!» - восклицает герой, с жаром целуя руку Софьи.
Но еще до появления Чацкого мы узнаем некоторые факты из его жизни. Какие?
/сын покойного друга Фамусова, воспитывался в доме Фамусова, служил, имел связи с министрами, уехал путешествовать/
Конечно, особенности драматического произведения не дают возможности Грибоедову подробно рассказать, где учился Чацкий, как рос и развивался, но меткие, выразительные, точные реплики персонажей и героя во всей полноте раскрывают его личность, характер.
1. Используя цитаты из текста, определите одну из граней личности героя. Сформулируйте ответ и напишите на обратной стороне листа. (1мин.)
Какие грани личности вы выделили? /образованность, патриотизм, остроумие, независимость, чувство собственного достоинства, духовное богатство, высокая культура и глубина мышления, умный, красноречивый, деятельный, критическое отношение к действительности, активный/ Все верно, но читая произведение, мы находим и другие противоположные мнения о герое. Какие? / «карбонарий», «опасный человек», «вольнодумец», «сумасшедший»/
2. Используя выделенные нами особенности личности, дайте краткую характеристику герою.
3. Можно ли, по вашему мнению, согласиться с принятым в литературе мнением, что Чацкий – передовой человек своего времени.
Да, Чацкий - передовой человек своего времени, но почему Фамусов и его гости не принимают его?
«Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам»,- гневно произносит Фамусов. Что так пугает московское дворянство? /его взгляды, жизненная позиция, идеалы/
Выясним, против чего выступает Чацкий, а главное – что утверждает, выполнив задание на карточках.
Но прежде чем вы приступите к работе, хотелось бы уточнить, чем обусловлено появление таких героев? /эпохой, взглядами автора/ Поэтому, выполняя задание, найдите высказывания, поступки Чацкого, цитаты, тождественные требованиям устава декабристского «Союза Благоденствия» и записям из личных дневников декабристов Тургенева и Якушкина. Сделайте вывод. (5мин.)
Против чего выступает? /против крепостного права;
против бесчеловечной эксплуатации;
против преклонения перед иностранным;
против преклонения перед авторитетами;
против лицемерия, пустоты жизненных интересов/
Что утверждает? / за преобразование жизни;
за развитие национальной культуры;
за просвещение, науку, культуру;
за свободную личность/
Идеал? / свободная личность, чуждая рабской прин-сти/
Обобщая все сказанное и возвращаясь к главному вопросу, выделите главное, используя слова, и запишите ответ на вопрос: В чем смысл активности героя, его жизненных усилий? /обсуждение мнений/
IV. Читая комедию, мы становимся свидетелями трагедии героя, осложненной личной драмой. Он возмущен, подавлен, разочарован, оскорблен.
Душа здесь у меня каким-то горем сжата,
И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет! Я не доволен я Москвой!
Еще долго Чацкий в сенях фамусовского дома будет прощаться с прошлым, слушать вздор Репетилова, отрезвит себя позором Софьи и определит путь – «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок». Что это: признание поражения или победа? Но это уже тема следующего урока.
V. В заключении хотелось бы узнать вашу позицию. Выберите понравившееся высказывание и обоснуйте свой ответ.
Урок литературы «Образ А.А.Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (вступление к уроку)
- восприятие и первичное осознание учащимися нового материала
- изучение и первичное закрепление новых знаний
- включает три аспекта:
Образовательный аспект предполагает создание условий для
Закрепления знаний об особенностях жизни, воззрениях, принципах московского дворянства;
Понимания активной жизненной позиции главного героя;
Осознания идейного содержания и общечеловеческого смысла комедии на примере характеристики главного героя;
Применения знаний в измененной ситуации
Развивающий аспект предполагает создание условий для развития ОУУН логического мышления, навыков самостоятельной работы, а также развития и совершенствования речевых умений и навыков:
Развития умения использовать лексику со значением нравственных исканий;
Умения точно и кратко высказываться о личности героя, используя как простые, так и сложные синтаксические конструкции;
Умения сроить высказывания и соотносить их с жизнью;
Умения владеть лексическими формулами со значением противоречий личности;
Отработка навыка аналитического цитирования (введение цитат в высказывания, с помощью слов, указывающих на ее источник)
Воспитательный аспект предусматривает формирование дальнейшей жизненной активности, ценностных ориентиров.
|