Скачать 111.01 Kb.
|
МОУ гимназия №28 города Костромы Дорофеева О.К. (учитель русского языка и литературы) Конспект урока по творчеству Исаака Бабеля: Анализ главы романа «Конармия» («Переход через Збруч») (технология развития критического мышления) Цель: изучение идейно-художественного своеобразия романа Исаака Бабеля «Конармия» на примере чтения главы «Переход через Збруч», эмоциональное погружение в эпоху гражданской войны, в психологию человека того времени. Образовательные задачи: - познакомить с творчеством И.Бабеля и своеобразием его писательской манеры; - дать понятие об орнаментальной прозе как о возможной характеристике языка романа Исаака Бабеля; - ввести учеников в мир романа «Конармия», дать необходимые разъяснения о своеобразии композиции и образной структуры этого произведения; - сделать вывод об особенностях изображения гражданской войны в романе «Конармия». Развивающие задачи: - развивать умение литературоведческого анализа текста в единстве его формы и содержания; - развивать навыки поискового чтения, критического слушания; - развивать умение наблюдать лингвистические явления, изучать их, делать литературоведческие выводы; - учить чувствовать своеобразие языка и творческого мировосприятия автора. Воспитательные задачи: - воспитывать нравственное неприятие насилия и антисемитизма; - воспитывать уважение к другим людям, сознание необходимости внимательного к ним отношения, неприемлемости эгоцентризма; - воспитывать понимание ценности семейных уз и любви близких; - развивать в сознании учеников ощущение преемственности и непрерывности исторического процесса, сознательного отношения к эпохе, в которой выпало жить; - воспитывать понимание ценности человеческой жизни, свободы, ощущение богатства и красочности «прекрасного и яростного» мира. Тип урока: объяснение нового материала. Метод: технология развития критического мышления. Методическое обоснование: данный урок – первый в ряду уроков, посвященных прозе о гражданской войне (далее будут изучаться произведения А.Фадеева, М.Шолохова, М.Булгакова и др.). Необходимо не только интеллектуальное освоение материала, но и глубокое погружение в эпоху гражданского раскола общества. Глава романа Бабеля «Переход через Збруч» дает прекрасную возможность эмоционального погружения в эпоху. Произведение обладает не столько сюжетной динамикой, сколько психологической наполненностью. Чтобы избежать беглого чтения, к которому склонны старшеклассники, чтобы преподать ученикам урок ценности вдумчивого проникновения в мир художественного произведения, используем технологию развития критического мышления с актуализацией имеющегося у учеников личного опыта, заставляя учащихся проживать прочитанное, ощущая внутреннюю связь с повествователем. Приемы: лекция, эвристическая беседа, выполнение упражнений творческого характера, языковой эксперимент. Формы работы: критическое чтение, слушание, говорение. ПЛАН УРОКА
Домашнее задание к уроку: не предполагается. ХОД УРОКА
Дополнительный комментарий Домашнее задание призвано организовать анализ прочитанной главы в единстве формы и содержания. Так как на уроке преобладало эмоциональное освоение текста, домашняя работа носит аналитический характер, способствуя оформлению выводов и повторению важных литературоведческих понятий: «конфликт», «проблема», «идея» произведения. Выполняя домашнее задание, ученики так или иначе придут к мысли о том, можно ли в дни страшных гражданских потрясений сохранять в душе гуманность, «оставаться человеком»? После проверки домашнего задания рекомендуется прочитать (весь текст полностью, без деления на фрагменты) еще одну главу романа «Конармия» - «Начальник конзапаса», где мы найдем яркое свидетельство тому, что человечность (не только по отношению к людям, но и по отношению к животным) в дни самых жестоких испытаний возможна. Оценки на уроке: выставляются по результатам устных ответов во время эвристической беседы. Ожидаемые результаты урока: осуществляется глубокое погружение в текст романа, эмоциональное сближение с повествователем, погружение в эпоху гражданской войны. Преодолевается привычка беглого чтения с отслеживанием лишь особенностей сюжета. Восприятие произведения становится более вдумчивым, что обеспечивает более качественное постижение его идейно-художественного своеобразия и прозы о гражданской войне в целом. |
Давид Эфраим Творчество Исаака Бабеля в автобиографическом, мемуарном и иудейском контекстах Института филологии и истории федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | Конспект открытого интегрированного урока по чтению, изо и музыке.... Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому... | ||
Конспект урока. Самая русская баллада В. А. Жуковского «Светлана».... Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать... | Конспект урока литературы в 6 классе В. А. Жуковский. «Светлана» Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать... | ||
Конспект занятия Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать... | Конспект итогового занятия по художественному творчеству в подготовительной группе «Почемучка» Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | ||
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую... ... | Конспект урока виртуальная экскурсия по творчеству М. Ю. Лермонтова... Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока по ручному творчеству для учащихся 4 класса гбоу скош 8 вида №486 цоуо мдо на тему | Конспект Вводное занятие Дата Вид занятий: вводное занятие Тема урока:... Цель: развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных способов изображения и побуждение интереса к... | ||
Конспект урока Закрепить правописание гласных в приставках пре-при;Обогащать... Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011 | Конспект Итогового мероприятия по творчеству Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков | ||
Классный час утренник Тема: "Сказка-Родина чувств" (по творчеству Г. Х. Андерсена) ... | Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Внеклассное мероприятие по творчеству В. П. Астафьева "Память жива"... Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова |