К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок





Скачать 65.12 Kb.
НазваниеК. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок
Дата публикации21.10.2013
Размер65.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект открытого урока по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево».

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы попытаемся войти в мир нашей русской природы, увидеть, услышать ее глазами художников, поэтов, композиторов. Очень хочется, чтобы вы почувствовали, как воедино сливаются три вида искусства: краски художника, живое слово поэта, звуки композитора. Приглашаю вас совершить сегодня еще одно путешествие- экскурсию в природу, в одно из лучших ее времен года. Итак, начнем свое путешествие с матушки- зимы.

Тема нашего урока: подготовка к сочинению – описанию по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачево».

Цель урока: продолжить обучение словесному описанию картины,

выявить собственное видение красоты; прививать любовь к искусству и родной природе.

Задача: умение правильно передать содержание картины средствами языка.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, репродукции картин известных художников, детские рисунки о зиме, музыка П.И. Чайковского, А.Вивальди.

На уроках литературы мы не раз говорили о том, как описывают красоту родной природы замечательные русские поэты. Давайте вспомним поэтов- классиков, их видение зимы.

Чтец: В. Брюсов «Первый снег». Серебро, огни и блестки,-

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно - голые вчера.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Кто же еще из русских поэтов посвятил поэтические строки этому чудесному времени года?

С. Есенин «Пороша», А. Пушкин «Чародейкою-зимой…», И.А. Бунин «Белым снегом все вокруг запушено»…

Учитель: Каким теплом, задушевностью проникнуты есенинские и пушкинские строки! Замечательные русские поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в ней, но и ярким эмоциональным языком описать виденное, выразить свое собственное отношение к природе.

Эти же звуки мы можем уловить и в чудесной музыке. Назовите композиторов, посвятивших музыку этой прекрасной поре? ( Чайковский П.И. «Времена года», Антонио Вивальди… (звучит фрагмент музыки Чайковского «Февраль», А.Вивальди «Зима». Чудесная мелодия.

А не подобные ли чувства испытываем мы, восхищаясь картинами наших живописцев.

(На экране картины известных художников.) Посмотрите, как точно передано состояние природы талантливыми мастерами.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством К.Ф.Юона.

А что вам известно об этом художнике?

К.Ф.Юон жил и работал в основном в Москве и подмосковном местечке Лигачево, занимался изучением истории и теории искусства, являлся доктором искусствоведения. Лауреат Государственной премии, секретарь союза художников. Любил пейзажи, лучшие пейзажи о родной природе написал в Лигачево.

Перед вами репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачево».

А теперь рассмотрим картину более внимательно.

1. Какие слова и из каких произведений можно взять в качестве эпиграфа к сочинению по этой картине? ( А.С.Пушкин: »Мороз и солнце! День чудесный», «Под голубыми небесами, великолепными коврами…»; С.А.Есенин: »Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна»…, И.А. Бунин «Белым снегом все запушено», Ф.И. Тютчев: «Чародейкою зимою…», В.Я. Брюсов » Серебро, огни и блестки,- целый мир из серебра…» ( запись на доске и в тетради эпиграфа.)

2. Когда будете писать сочинение по картине - пейзажу, какой тип речи вы будете использовать? Вспомним, что такое описание? (идея)

Открыли тетради. 1 составим коллективно план (прилагается) и запишем ключевые слова.

3 Как бы вы начали описание картины. (Ребята называют ключевые слова)

( Сказочная зима, зима - добрая колдунья, ясная зимняя погода, земля покрылась пушистым блестящим снегом, на улице тихо, морозно, все бело, свежо, сплошное царство снега, мороз и солнце. День чудесный, стоит таинственная тишина, зима красуется, как будто говорит: »Какой я бываю красавицей», нарядный денек, земля в серебряном наряде, Какое великолепие и спокойствие, земля покрыта пушистым белым покрывалом. ( Рабочие материалы как образец, запись в тетрадь.)

4. Какие тона использует мастер холодные или теплые. Какой цвет преобладает в картине? (вся картина написана в голубовато- серебристом цвете, серые, белые с оттенками фиолетовыми, зеленые)

5. Что мастер показал на переднем плане, что с первого взгляда поражает в картине? Конечно, обилие снега. Посмотрите внимательно на снег? Подберите ключевые слова. Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, используйте художественные средства (запишите самостоятельно) (белый, пушистый, серебристый, долгожданный, тихо слетают снежинки, все покрыто блестящим инеем) (запись в тетрадь)

6. Ребята, какие изобразительные приемы использовали вы при описании природы? (Эпитет, олицетворение, сравнительный оборот, метафора.)

7.Подберите эпитеты к существительным: день ( чудесный), (морозный) (свежий прозрачный воздух, небо (свинцовое, серое)

8. Теперь опишите лес, деревья, изображенные на картине художника. Что сразу бросается в глаза. Березки. Где стоят березки, опишите их. ( Среди всех деревьев выделяются величавые, гордые русские березки (вспомните стихи Есенина) «белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.., березки словно укутаны кружевом, сплетенным волшебной рукой, иней звездочками сверкает на них, березка очень дружна с зимой, она прибавляет ей красоту, зима нарядила ее словно невесту, березка прекрасна в любом наряде, ( Есенинская березка «Пороша» На пушистых ветках снежною каймой, распустила кисти белой бахромой…)

Зима - кудесница, окутавшая все деревья снежной бахромой. Волшебница окутала деревья в праздничный наряд, только мохнатые сосны зеленеют, деревья точно сказочный терем раскинулись вокруг, куда так и хочется войти, полюбоваться всей этой красотой, справа, около 2-х березок, приютились крошечные елочки. Они радостно протягивают свои нежные веточки вверх, но тяжелый снег нижние веточки нагнул к земле. (запись в тетрадь ключевых слов)

10.Ребята, Как же удалось художнику наполнить картину солнечным светом, не показывая самого солнца?

11.Итак, благодаря изобразительно – выразительным средствам у нас получается словесное описание картины.

12.А что еще мы видим на картине помимо природы? Давайте опишем занятия самых маленьких героев. Как показал художник заинтересованность ребят этим зимним временем года? (подбор ключевых слов)

Суровая зима не испугала сильными морозами и обилием снега. На улицу высыпало много детворы. У всех веселое, бодрое настроение. Неугомонные ребятишки играют в снежки и катаются с горки на санках. Вдали дети собираются лепить снежную бабу. А я смотрю на эту картину и думаю: »Как же хорошо зимой», так и хочется перенестись в места, изображенные художником и поваляться в сугробе ( ключевые слова, запись в тетрадь).

Словарные слова. (Запись на доске).

13.А кого еще художник изобразил рядом с детьми? Даже собаки и те рады приходу зимы, они бегут впереди детворы и лаем приветствуют наступление зимы. А я думаю, что дети, изображенные на переднем плане, идут кататься на лыжах в лес, который находится рядом.

14.А что изобразил художник справа? ( На небольшом бугорке мы видим дома, крыши, которых покрыты белой мохнатой шапкой.)

А чем по – вашему занимается взрослое население? Взрослые заняты своими трудовыми делами. Мы видим лошадей, запряженных в сани, слышим скрип саней, наверно, мужчины поедут в лес за дровами, а может, и за продуктами. Женщины занимаются хозяйством, готовят вкусный обед.

15. Представьте себе, что вы стоите рядом и видите этот мир наяву. Какими звуками наполнилась бы эта картина? ( скрипом снега, пением птиц, стуком дятла по дереву, шелестом ветвей, даже потрескиванием сильного морозца, лаем собак, похрапыванием лошадей, скрипом дверей…)

16 Можно ли сказать, что художник любит и хорошо знает русскую природу?

Ученик. Думаю, да, картина написана в подмосковной деревне, где художник многие годы жил и работал, где ему были знакомы и любимы каждая березка, каждая сосенка и избушка. Мастер превосходно знал русскую природу и горячо ее любил. И все тонкости ярко, точно описывал в своих картинах.

17. Понравилась вам картина?

Ученик: Мне, например, очень понравилась. Я люблю зиму, а на картину смотришь и такое ощущение, что ты сам находишься в этом местечке с мальчишками, лепишь с ними бабу снежную. Да и просто хочется поваляться в этом снежном сугробе, потрусить деревья, чтобы и тебя запорошило снегом.

А мне очень грустно, потому что такие зимы у нас бывают очень редко. И мы можем насладиться такой красотой только на картине или увидеть в кино.

Учитель (на фоне музыки) Да, в каждом времени года есть свое очарование. И поэты, и художники, и живописцы не могли не заметить, как удивительна зима.

К.Ф.Юон - настоящий знаток родной природы. Недаром его называли поэтом русского пейзажа. Такие пейзажи заставляют внимательно присматриваться к окружающему миру, еще больше любоваться и восхищаться им.

Ребята! Сегодня на уроке вы смогли еще раз убедиться, как же воедино сливаются живопись, музыка и поэзия.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Написать сочинение по картине.

Приложение 1.

План.

  1. К.Ф.Юон - замечательный мастер русского пейзажа.

  2. Волшебница – зима:

а) снег;

б) цвета;

в) деревья;

г) дети радуются приходу зимы;

д) занятость взрослых.

3.Чем понравилась картина.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconУрока по литературе
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Это урок милосердия, чуткости, доброты
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconУрока по математике в 1 «А» классе Тема: «Числа от 1 до 10»
Сегодня, ребята, мы с вами проведём не совсем обычный урок. А необычен он тем, что мы сегодня в гостях в Шеморданском лицее, и у...
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок icon«Человеческие расы. Несостоятельность расизма»
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, мы постараемся совместить на ваш взгляд несовместимые вещи, но на самом деле неразрывно...
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconУрок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений»
Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости, и я надеюсь, что мы не разочаруем
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и...
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок математики. Мы с вами отправимся в прошлое нашей страны. И проходить он будет под девизом:...
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня у нас первый урок после летних каникул. Вы пятиклассники. Давайте вспомним, что вы изучали в начальной школе. Но урок у нас...
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconУрок Алгебра 8 класс Тема урока: Квадратный корень из произведения и дроби
Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Посмотрите на наших гос
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconУрока: «Откуда берутся снег и лёд?» Цели урока
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы будем выполнять практическую работу. Работу организуем в группах (организуются 3...
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте, ребята! Сейчас урок чтения. Но как видите, этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconЗдравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся...
...
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня наш урок не совсем обычный. На нём мы все вместе совершим заочное путешествие в пространстве и времени по Японии и Китаю
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок у нас сегодня не обычный. Мы отправляемся в путешествие в страну «Орфография»
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconШальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского...
Учитель: Сегодня урок русского языка не совсем обычный: нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном...
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconПрезентация Ход мероприятия звучит песня Т. Боковой «Библиотека»
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок библиотечный. И помогут его провести Настя и Никита. В нашей школьной библиотеке...
К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок iconУрок предмет: история Тема: «Пылающий над Волгой Сталинград»
Сегодня у нас необычный урок истории. Я не прошу вас достать учебники и открыть тетради. Сегодня у нас урок памяти. Потому, что сегодня...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск