Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп»





Скачать 146.9 Kb.
НазваниеКонспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп»
Дата публикации22.10.2013
Размер146.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Кошелева Л.Н.

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №12 с УИОП»

Класс: 4

УМК: «Школа России».

Учебный предмет: русский язык.

Авторы учебника: Зеленина Л.М, Хохлова Т.А, учебник «Русский язык».

Тема урока: «Написание повествовательного текста. Письмо. Его стилистические особенности».

Цели урока: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, магнитофон, дидактический материал со словами из орфографического словаря (Приложение №1.), технологическая кара (Приложение №2.), толковый словарик (Приложение №3.), слова для справок (Приложение №4.), презентация «Путешествие», музыка «Шум воды».

Структура (план) урока:

№ п\п

Этап

Содержание этапа

Время, мин



Организационный

Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

1



Подготовка к усвоению нового материала

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.

7



Усвоение новых знаний

Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися.

14 (3мин физпауза)



Закрепление новых знаний

Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика.

15



Итог урока, рефлексия

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

3



Информация о домашнем задании, инструктаж


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока

2


Ход урока:

  1. Организация класса.

- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по океану Русского языка. А на чём будем путешествовать, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

Ходит великан

На работу в океан. (Корабль.) Слайд 1.

  1. Словарная работа.

а) - Итак, отправляемся. Чей корабль стартует первым, мы узнаем, когда поработаем со словами из орфографического словаря. Приложение № 1.

весел(а.о), б(а,о)гаж, к(а,о)рабль, б(и,е)лет, п(о,а)…сажир, се…час, (до)свидан..я, инт(и,е)рес?ный, се(в,г)одня, пут(е,и)шествие, ру…ский …зык
б) Запись числа в технологической карте, чистописание. Приложение № 2.

в) Запись слов в технологической каре, в которых обучающиеся сделали ошибки.

г) - Составим и запишем предложение по теме «Путешествие» со словами орфографической минутки корабль, путешествие. Слайды 2,3. (Сейчас (сегодня) мы отправляемся в путешествие на корабле.)

- Какие правила нам встретились в этом предложении?

- Обратите внимание на слово путешествие! Что вы можете сказать о нём? (Сложное слово. Соединительная гласная буква - е.)

  1. Актуализация знаний.

- Первая остановка – остров «Угадай-ка». Слайд 4.

Кто стучится в дверь ко мне Слайд 5.

С толстой сумкой на ремне?

Это он, это он

Ленинградский …(почтальон).

- Это слово пришло к нам из Франции. Сейчас мы обратимся к толковому словарю и посмотрим лексическое значение слова почтальон. Работа с «Толковым словарём русского языка». (Разносчик почты, корреспонденции по адресам.) Приложение № 3.

Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах

Грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое, как птица,

Если захочешь –

За море умчится. (Письмо.)

- Молодцы!

III. Постановка учебной задачи.

- Скажите, пожалуйста, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О письмах.) Слайд 6.

IV. Открытие новых знаний.

А) И истории письма.

- Отправляемся дальше в путь. Теперь мы знаем цель нашего путешествия – научиться правильно писать письма. Вот перед нами остров «Узнай-ка!». Слайд 7.

- Когда-то люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на берёсте, на пергаменте. В Австралии коренные жители отправляли свои сообщения с помощью дыма от костра. В Африке передавали известия с помощью барабана. Не все понимали такие письма. Как вы думаете, почему?

Вывод: надо было договориться об одинаковом оформлении (начертании) писем.

- Люди придумали письменные знаки – иероглифы. Слайд 8.

- Что значит слово иероглиф? Работа с «Толковым словарём русского языка» (Иероглиф – фигурный знак в письме.)

- Иными словами, иероглиф – это письменный знак, условное обозначение или рисунок, выражающий целое понятие.

Иероглифы – это рисунки. Но ими тоже неудобно пользоваться. И в IX – VIII веках до нашей эры древние греки изобрели алфавит. А Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Этими знаками мы пишем и теперь. Слайд 9.

- Ребята, вы узнали об истории письма. Давайте сделаем вывод, что такое письмо?

Вывод: Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии.

- О чём можно сообщить в письме? (Предположения детей).

- А ещё информацию можно передавать во времени. Слайд 10.

(Сценическая композиция «Письмо с фронта».)

1 ученик: Здравствуй дорогая Наташа и сынок Андрюша. Шлю вам с сыном привет, обнимаю и крепко целую. Наташа, ты пишешь, что Андрюшка узнаёт на снимках папу. Это очень хорошо… Ты ему скажи, что я после войны никуда не поеду, а только поедем куда-нибудь отдыхать.

2 ученик: А ты вот знаешь, в каких условиях я нахожусь? Если эту картину

рассказать – будет жутко. Вот пишу, а стрельба идёт, слышно и арт-огонь и как пулемёты стрекочут. Вот так и живём. Воюем, бьём гадов, и неплохо. Но ты сама знаешь, что гвардейцы бьют только на «Хорошо» и «отлично».

3 ученик: Наташа, ты пишешь, что плохо дело обстоит с продуктами. Но что поделать, надо мириться. Вот и всё. Крепко целую тебя и Андрюшу. Пиши чаще, Наташа.

- Какие чувства у вас вызвало письмо?

- Как мечтал автор письма отправиться отдыхать со своей семьёй! Мы тоже проделали огромное расстояние. Следующий остров на нашем пути «Отдыхай-ка!». Слайд 11.

V. Физпауза. Слайд 12.

На себе волна качает (дети руками изображают волну)

Вправо, влево наклоняет. (наклоны)

Корабль весело бежит, (бег на месте)

Парус на ветру шумит. (Качают над головой руками)

Выше руки !Шире плечи!

Раз, два, три! Прилегли!

Закрыли глазки!

В океане мы, как в сказке!

(Звучит музыка «Шум воды».)

- Мы находимся в море. А лечебная сила моря известна с давних времён. В морской воде содержится огромное количество важных для поддержания здоровья человека микроэлементов: калий, кальций, магний, железо, бром, йод. Эти вещества проникают в наш организм через кожу и оказывают на него благотворное воздействие.

  • Магний активно участвует в расслаблении мышц.

  • Бром успокаивает нервную систему.

  • Йод регулирует гормональный обмен, заживляя кожу и слизистые.

А недавно учёные обнаружили в морской воде и ещё небольшой процент витаминов В2, В12, В6, С.

Вот и всё!

Открыли глазки!

Возвращаемся из сказки!

б) Этикет написания писем.

- Отправляемся в пут ь. Впереди пролив «Этикета написания писем». Слайд 13.

- Что такое этикет? Работа с «Толковым словарём русского языка». (Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.)

- Есть ещё и правила написания писем.

Письмо скажет о тебе больше, чем ты можешь себе представить! Для тебя главное, чтобы почерк был чётким. Чтобы твой адресат не тратил время и силы, пытаясь разобрать непонятные иероглифы. Лист бумаги должен быть аккуратным. Постарайся также не делать слишком много ошибок.

Письмо начинается с обращения «здравствуй», «добрый день», «привет». Эти обращения хороши для близких людей и друзей. А вот малознакомым пишут гораздо сдержаннее.

Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, надоевших общеизвестных шуток. Пусть письмо и шутки будут только твоими, «настоящими». Заканчивай письмо пожеланиями здоровья и удачи. Например: «всего доброго», «до свидания», «счастливо».

Теперь подпись и число. В письме к близким людям достаточно имени, а к малознакомым – имени и фамилии.

Потом надо подписать на конверте свой адрес и адрес того, кто это письмо получит. Теперь осталось заклеить конверт и опустить его в почтовый ящик.

в) Правила написания письма.

- Давайте сформулируем правила написания письма. (Коллективная работа.)

Слайд 14.




  • Обращение (уважаем…, дорог…)

  • Раскрывается основное содержание письма (хочу сообщить, хочу рассказать, хочу поблагодарить…)

  • Прощание (до скорой встречи, до свидания)

  • Концовка и подпись (с уважением, с любовью)


VI. Закрепление изученного материала.

Работа в группах:

- В мае наша страна отмечает великий праздник – День победы. Победы над жестоким и коварным врагом – немецко-фашистскими войсками. Нам нельзя забывать о тех людях, которые отстояли нашу свободу и независимость. Предлагаю написать письмо ветерану о вас, о вашей жизни, о вашем классе.

- Внимание! В письмах и поздравительных открытках местоимение Вы пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательным знаком. Слайд 15.

VII. Итог урока. Рефлексия. Слайд 16.

- Вот мы и добрались до конечного пункта нашего необычного урока. Прочитайте свои письма. (Дети зачитывают свои письма.)

- Молодцы! Мне приятно было с вами работать.

Определение эмоционального состояния обучающихся.

- Какое чувство у вас вызвал урок? (На столе лежат четыре кораблика с белым, синим, красным и жёлтым парусами. Посовещавшись, дети должны выбрать кораблик с определённым цветом паруса, который определял бы их эмоциональное состояние от урока.) Слайд 17.

- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

- А какие бывают письма ещё? (Электронные.)

- Все спасибо за творческую работу.

VIII. Домашнее задание.

- На следующее занятие принести с собой конверты. Будем учиться грамотно и аккуратно по всем почтовым правилам оформлять конверты.

-У меня три группы домашних заданий. Выберите то, которое вам под силу.

1 группа: дома поработайте редакторами своих писем – проверьте их, сверьте с этапами написания письма;

2 группа: 1) дома поработайте редакторами своих писем – проверьте их, сверьте с этапами написания письма; 2) напишите на конверте адрес школы;

3 группа: 1) дома поработайте редакторами своих писем – проверьте их, сверьте с этапами написания письма; 2) напишите на конверте адрес школы; 3) составьте памятку «Правила написания адреса на конверте».
Список используемой литературы:



  1. Детская энциклопедия. Этикет. – М., 2005. 84 с.

  2. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: 1998, 237, 575, 913 с.

  3. Соловейчик, М.С., Кузьменко, Н.С. К тайнам нашего языка. Учебник по русскому языку для 4 класса. Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век, 2008.


Самоанализ урока и методические рекомендации:

Данный урок проводится в четвёртом классе по УМК «Школа России» в соответствии с тематическим планированием.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

На уроке поставлена цель – развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи.

Задачи:

  • воспитание грамотного адресата;

  • сохранение физического и эмоционального здоровья обучающихся во время урока;

  • развитие коммуникативных качеств личности (умения работать в паре, вести учебный диалог);

  • воспитание патриотических чувств.

Для реализации поставленной цели использовались методы:

  1. коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога;

  2. познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала;

  3. преобразовательный метод, формирующий навык применения знаний и умений на практике.

В процессе подготовки к уроку я опиралась на принципы здоровьесберегающей педагогики:

  1. принцип наглядности, от которого зависит эффективность обучения;

  2. принцип доступности;

  3. принцип сознательности и активности с целью формирования устойчивого интереса и осмысленного отношения к учебной задаче;

  4. принцип оздоровительной направленности.

Все этапы урока направлены на достижение цели и задач с учётом особенностей класса.

Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:

  • вначале урока проводится актуализация имеющихся знаний у обучающихся, которые понадобятся им для изучения новой темы;

  • создана проблемная ситуация, побуждающий диалог-мотив для изучения учебного материала;

  • организована работа по закреплению нового материала.

При проведении организационного момента устанавливается эмоциональный контакт с обучающимися, позволяющий создать комфортную обстановку для учебной работы.

Загадки, слайдовые заставки и игровой момент позволяют заинтересовать, раскрепостить и настроить обучающихся на активную работу. Подходят в этом плане и соревновательные моменты. С этой целью я использовала задания с корабликами. На каждый ряд даётся карточка со словами из орфографического словаря. Дети заполняют карточку по очереди и передают дальше по ряду. Обучающиеся, заполнившие карточку первыми выигрывают. Далее организовывается работа по исправлению допущенных ошибок. Эффективна в этом плане работа с технологическими картами.

Образовательные задачи являются стержневыми на протяжении всего урока. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями. Активизируется пассивный запас речи.

В процессе урока обучающиеся практикуются в применении новых знаний: написании письма.

Развитие учащихся прослеживается на всех этапах урока. Они получают новые знания, анализируют и классифицируют учебный материал, учатся обобщать и строить предложения, самостоятельно получают и открывают новую учебную информацию. Коммуникативность обучающихся проявляется в умении вести учебный диалог, рассуждать и отвечать на поставленные вопросы, активно взаимодействовать в паре с товарищем.

В ходе урока используются проблемные и поисковые задания, осуществляются индивидуальные и групповые формы работы.

Эстетическому развитию способствует разнообразный наглядный материал.

Осуществляются межпредметные связи: с окружающим миром, с историей.

Работая над с здоровьесберегающей задачей, рекомендую использовать:

  1. звуковую, изобразительную наглядность, речь учителя для поддержания эмоционального настроя обучающихся;

  2. целевую физминутку, во время которой уточняются знания детей о лечебных свойствах морской воды,

  3. во время письменных работ не забывать контролировать правильную посадку учащихся.

Опыт моей работы показывает, что наиболее высокий результат достигается за счёт системы разнообразных заданий, преподнесённых в необычной форме, с использованием технических средств обучения, на уроках нетрадиционного вида.

Приложение № 1

весел(а.о),

б(а,о)гаж,

к(а,о)рабль,

б(и,е)лет,

п(о,а)…сажир,

се…час,

(до)свидан..я,

инт(и,е)рес?ный,

се(в,г)одня,

пут(е,и)шествие,

ру…ский …зык
Приложение № 2

Технологическая карта

по русскому языку

учении____ 4 класса «_____»

____________________________________________________________________

Тема урока: Повествовательный текст. Письмо. Его структура и стилистические особенности.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чистописание.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Словарная работа

Весел____, б____гаж, к____рабль, б___лет, п_____сажир, се___час, (до)свидан___я, инт___рес?ный, се___одня, пут___шествие, р___ский ___зык.


  1. Составь предложение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напиши письмо ветерану.

Правила написания письма.




  • Обращение (уважаем…, дорог…)

  • Раскрывается основное содержание письма (хочу сообщить, хочу рассказать, хочу поблагодарить…)

  • Прощание (до скорой встречи, до свидания)

  • Концовка и подпись (с уважением, с любовью)


(*Используй слова для справок.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 3

Что значит слово?
Толковый словарик

Иероглиф – фигурный знак в письме.

Почтальон - разносчик почты, корреспонденции по адресам.
Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии.
Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

Приложение № 4

Слова для справок: война, смерть, разруха, голод, знаю из рассказов (книг, кинофильмов), выстояли, спасли мир, победили, рискуя своей жизнью, совершили подвиг, память о Вас жива, яркое солнце, чистое небо, планета, мир
В письмах и поздравительных открытках местоимение Вы пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательным знаком.

Можно начать так:

Здравствуйте, уважаемый ветеран!

Пишет Вам учении___ 4 класса школы № __________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconСценарий урока онз по русскому языку в 3 классе по системе Л. В....
Автор: Тимофеева Ирина Викторовна, учитель начальных классов моу «Гимназия №5» г. Оренбурга
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconКонспект урока Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов,...
Конспект урока по геометрии в 7 классе с использованием электронного учебника бином
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconНазвание работы: Урок по русскому языку «Упражнение написания слов...
Келлер Ирина Александровна учитель начальных классов 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на...
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconКонспект урока обучению грамоте м. Н. Лёзова, учитель начальных классов моу «Усть-Кубинская сош»
Цель: Познакомить коллег с методиками закрепления школьного учебного материала на вокальных занятиях с 1-2 классами
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconКонспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1
...
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconКонспект открытого урока с использованием тестовых технологий по...
Перов В. Г. «Тройка», Архипов А. Е. «Девушка с кувшином», «Прачки», Пластов А. А. «Мама»
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составитель: Т. С. Макарова, учитель начальных классов, мбоу «Нижне-Бестяхская сош №2 с уиоп»
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconКонспект урока (фио) Вершинина Анна Владимировна учитель начальных классов мбоу «сош 76»
Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconКонспект урока трудового обучения с использованием икт тема: Дымковская...
Организует просмотр лекционного материала и беседу, фиксирует внимание уч-ся на элементах дымковских узоров, их цветном решении
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconКонспект урока по теме «Сложен ие и вычитание смешанных чисел». Каунова...
Каунова Галина Александровна – учитель математики мбоу «сош №13 с уиоп» г. Губкина Белгородской области
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconУрока природоведения по теме «Экологическая безопасность»
Автор: Кудряшова Ольга Валерьевна, учитель начальных классов моу сош п. Сайга Томской области
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconКонспект урока по литературному чтению во 2 классе Автор: Андриянова...
Автор: Андриянова Оксана Владимировна, учитель начальных классов, Московская обл., г. Клин, моу гимназия №15
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока с использованием эор «Предыстория информатики» (8 класс) Беликова Е. Н. учитель информатики моу наро-Фоминская сош...
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconМусафирова Рита Евгеньевна учитель начальных классов моу сош №8,...
Автор: Мусафирова Рита Евгеньевна – учитель начальных классов моу сош №8, г. Радужный, хмао – Югра
Конспект урока по русскому языку кошелева Л. Н. учитель начальных классов моу «сош №12 с уиоп» iconУрок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация...
Разработчик: Момотова Галина Германовна, учитель начальных классов мкоу сош с уиоп пгт Демьяново Подосиновского района Кировской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск