Раздел I. Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г.) и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2009 г.). Количество учебных часов в год – 68 ч. (в неделю – 2 часа). Из них: уроков развития речи – 8 ч.; уроков внеклассного чтения - 8 ч.
Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 6 классе.
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
*воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
*развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
*освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
*овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих ЗАДАЧ:
*формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;
*обогащение духовного мира обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
*формирование умений находить в произведениях темы, проблемы, идеи;
*развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.
Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества – и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору.
Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).
Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу.
С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций. Обеспечивает прочную связь учебного материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.
Осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.
Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.
Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до 20 века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию.
Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе. Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы: • "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы); • "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов (культуроведческий подход);
• "Возможные виды внеурочной деятельности" (деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению).
Раздел II. Учебно-тематический план
-
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| 1
| Введение
| 1
| 2
| Из греческой мифологии
| 2
| 3
| Из устного народного творчества
| 3
| 4
| Из древнерусской литературы
| 2
| Из литературы XVIII века:
| 5
| М.В.Ломоносов
| 1
| Из литературы XIX века:
| 6
| В.А.Жуковский
| 1
| 7
| А.С.Пушкин
| 5
| 8
| М.Ю.Лермонтов
| 2
| 9
| Н.В.Гоголь
| 4
| 10
| И.С.Тургенев
| 1
| 11
| Н.А.Некрасов
| 3
| 12
| Л.Н.Толстой
| 2
| 13
| В.Г.Короленко
| 2
| 14
| А.П.Чехов
| 2
| Из литературы XX века:
| 15
| И.А.Бунин
| 2
| 16
| А.И.Куприн
| 3
| 17
| С.А.Есенин
| 1
| 18
| М.М.Пришвин
| 4
| 19
| Н.М.Рубцов
| 1
| 20
| Из поэзии о Великой Отечественной войне
| 1
| 21
| В.П.Астафьев
| 2
| Из зарубежной литературы:
| 22
| Восточные сказки. «Сказка о Синдбаде-мореходе»
| 2
| 23
| Братья Гримм
| 2
| 24
| О.Генри
| 1
| 25
| Дж. Лондон
| 2
|
| Уроки развития речи
| 8
|
| Уроки внеклассного чтения
| 8
|
| ИТОГО
| 68 часов
| |