Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации22.12.2013
Размер0.76 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Федеральное агентство по образованию

Псковский государственный педагогический университет

им. С.М. Кирова


Н.Л. Вершинина

Д.И. Фонвизин

в школе

Конспекты уроков и методические рекомендации


Псков

2007
ББК

74.268.3

В 37
Печатается по решению редакционно-издательского отдела Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова.
Вершинина Н.Л.

Д.И. Фонвизин в школе: конспекты уроков и методические рекомендации. – Псков, 2007. – 68 с.

Книга содержит широкий историко-литературный и теоретический материал, необходимый учителю для подготовки к занятиям по творчеству великого русского драматурга Д.И. Фонвизина. Предложены разные варианты уроков и наиболее эффективные методические средства для применения представленного материала в школе. Составляющие книгу конспекты уроков по литературе и методические рекомендации к ним дифференцированы с точки зрения их использования в средних общеобразовательных учебных заведениях с углубленным изучением литературы, лицеях и гимназиях гуманитарного профиля.
ISBN 5-85143-023-0

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ТВОРЧЕСТВУ Д.И. ФОНВИЗИНА

Методическое введение

Изучение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» – это следующий (после темы «Классицизм» и рассмотрения жанра оды в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина) виток в осуществлении главной цели: выработать наиболее результативные, реально значимые методы освоения русской литературы XVIII в. как единого духовного пространства и художественной целостности. В соответствии с этим учитель должен каждый раз соизмерять «составляющие» конкретно взятой темы: её нравственный и эстетический, историко-литературный и историко-культурный, мировоззренческий и социальный компоненты – применительно к отдельному произведению как объекту изучения. Находясь в границах, заданных на первом, вступительном занятии по русской литературе XVIII в., где цитировались строки из итогового для эпохи стихотворения А.Н. Радищева «Осьмнадцатое столетие» (1801), освещающие её главное драматическое противоречие:

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,

Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех.

…………………………………………………………………

Но зри, две вознеслися скалы во среде струй кровавых:

Екатерина и Пётр, вечности чада! и Росс.

Мрачные тени созади, впередь их солнце;

Блеск лучезарный его твёрдой скалой отражён.

Там многотысячнолетны растаяли льды заблужденья,

Но зри, стоит ещё там льдяный хребет, теремясь;

Так и они – се воля господня – исчезнут растая,

Да человечество в хлябь льдяну, трясясь, не падет,

- учитель, обратившись к «Недорослю», выделяет те аспекты пьесы, которые актуализируются либо самим её создателем, либо условиями сегодняшней, современной жизни.

Это, прежде всего, аспект мировоззренческий, помогающий учащемуся уяснить своё место в мире и характер многообразных связей с ним: с точки зрения соотношений вещественного и духовного, стабильного и изменяющегося, универсального и личностного и, что особенно существенно, гармонического и хаотически случайного в себе и вокруг себя. Ученик должен узнать, что для «картины мира», присущей человеку в XVIII в., характерна вера в целесообразность, непреложность привнесения порядка в хаос общественных и бытовых отношений, вера, опирающаяся на разумную волю человека («Мрачные тени созади, впереди их солнце»), при непрерывной борьбе «света» и «тьмы». Отсюда необходимость присутствия в пьесе положительных героев и их организующая – на всех уровнях – роль, которая в итоге (как бы достигнутом в идеале) обеспечивает победу добра над злом, ума над глупостью, чести над бесчестием и т.д.

Невозможно представить пьесу без морально-этического аспекта, особо подчеркнутого Фонвизиным в постановке вопроса о подлинной ценности человека и её критериях: происхождению, богатству, положению в обществе и даже уровню образованности противопоставляются, как безусловные ценности, вневременные нравственные качества. Исходными являются тезисы Стародума: «… имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (д.3., явл.1) и «Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек – чудовище» (д.4, явл.2). Но если идея внесословной ценности человека являлась сквозной для эпохи Просвещения в целом, то вопрос о соотношении образованности и благонравия был выдвинут в центр именно автором «Недоросля», что породило и «обратный» вопрос – о значении предания, традиций, патриархальности не только как форм общежития, но и как основополагающих нравственных начал.

Приступая к изучению «Недоросля», учитель должен помнить, что от точного определения им главных проблем комедии, а также возможностей их современной огласовки зависит то, как будут осмыслены оппозиции «ума» - невежества в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, патриархальности в общественных нравах - личной нравственности в пьесах А.Н. Островского, и

конкретно - в драме «Гроза». Ретроспективная проекция – к «Недорослю» – позволит впоследствии обогатить анализ данных произведений, связав их с закономерностями развития национального самосознания.

С этическим аспектом неразделимо слит аспект эстетический, нацеливающий, в основном, на определение жанровой специфики текста («Недоросль» как «высокая», «общественная», «сатирическая», «народная» комедия), а также на выявление черт реалистичности в пределах системы классицизма и определение природы фонвизинского «смеха» и его функции, ведущей к феномену гоголевского смеха («Ревизор»).

Иные пути «вхождения» в мир Фонвизина и его пьесы, при всей своей бесспорной значимости, представляют в большей мере исторический интерес, однако и при их посредстве можно раскрыть культурную и общечеловеческую ценность комедии.

Отправной методологической установкой изучения пьесы – при любых, избранных педагогом подходах и индивидуальных приёмах – остается рассмотрение самого текста, подтверждающее развиваемую учителем концепцию его изучения и одновременно раскрывающее её неоднозначные, дискуссионные стороны, которые обнаруживает историко-литературный контекст.

Попутно закрепляются и уточняются основные понятия, связанные с поэтикой драмы: комедия, сатира, конфликт, персонаж, амплуа, резонёр.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск