Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации27.02.2014
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

к курсу «История зарубежной литературы 20 века» для студентов 4 курса факультета филологии и журналистики (отделение журналистики)

РОСТОВ-НА-ДОНУ

2006

Методические материалы подготовлены профессором кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики Люксембургом А.М.

Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ. Протокол № 6 от 18 мая 2006 года.

Ответственный за выпуск - к.ф.н. Гайбарян О.Е.


В В Е Д Е Н И Е

Курс истории зарубежной литературы XX в. завершает изучение студентами отделения журналистики цикла учебных дисциплин по истории мировой художественной словесности с древнейших времен (античности) до наших дней. Курс рассчитан на два семестра и включает в себя значительный фактический материал, еще не отстоявшийся, не отсортированный историей и подверженный самым различным, почти взаимоисключающим интерпретациям. Уже одного этого достаточно, чтобы вызвать у слушателей ряд объективных трудностей.

Вместе с тем радикальные перемены, произошедшие после августа 1991 г. в нашей стране и мире, весьма основательно сказались на концепции курса. Возвращение к принципу превалирования общечеловеческих ценностей, деполитизация искусства, растущее уважение к эстетическим факторам литературного произведения, часто приносившимся ранее в жертву его социально-критической направленности, - все это ведет к изменениям в расстановке акцентов, к несколько иной шкале ценностей, чем та, которая господствовала в отечественном литературоведении на протяжении ряда предшествующих лет. Схема, согласно которой социалистический реализм противопоставлялся реализму критическому, а тот, в свою очередь, - модернизму перестала быть адекватной сложному конгломерату явлений, составляющих литературный процесс нашего столетия.

Были “рассекречены” и изданы многочисленные неизвестные у нас ранее выдающиеся произведения XX в., которые замалчивались и скрывались от отечественного читателя по эстетическим, а подчас по политическим и идеологическим соображениям. В их числе, например, такое явление, как антитоталитарная антиутопия (“Мы” Е. Замятина, “О дивный новый мир” О.Хаксли, “Приглашение на казнь” В. Набокова, «1984» Дж. Оруэлла), ряд бесспорных шедевров прозы XX в., отличающихся сложной художественной формой и требующих значительной культурной подготовки от читающей публики (“Улисс” Дж.Джойса, “Миссис Дэллоуэй” и “На маяк” В.Вульф, “В поисках утраченного времени” М.Пруста, “Замок” и “Америка” Ф.Кафки, “Игра в классики” Х.Кортасара, новеллы и эссе Х.Л.Борхеса, “Человек без свойств” Р.Музиля и многие др.). Стали доступны многие тексты писателей-экзистенциалистов (произведения А.Камю, Ж.П.Сартра, А.Мальро), представителей абсурдистского театра (С.Беккет, Э.Ионеско, С.Мрожек, Г.Пинтер, Э.Олби) и школы “нового романа” (А.Роб-Грийе, Н.Саррот, К.Симон, М.Бютор), достаточно полно оказались представленными в русских переводах книги писателей Латинской Америки (Г.Гарсиа Маркес, К.Фуэнтес, Х.Кортасар, Х.Л.Борхес, А.Карпентьер и др.), “рассекречиваются” сочинения писателей-эмигрантов из стран Восточной Европы, которые побуждают принципиально по-новому взглянуть на литературный процесс в этом регионе (В.Гавел, С.Мрожек) и др. Иначе говоря, в наших представлениях наблюдается смена вех, которую необходимо отразить в данном курсе, дабы он не потерял связи с реальностью.

Следует, однако, отметить, что многие учебники и учебные пособия, которые могут быть использованы студентами при изучении материала курса, безнадежно устарели (одни - в большей мере, другие - в меньшей). Нет практически ни одной темы, которая бы интерпретировалась в них достаточно объективно и верно. В одних случаях в угоду политической тенденции замалчиваются существенные стороны творчества писателей, ряд их произведений, специфика взглядов, в других превозносятся книги второстепенные и искаженно трактуются главные. Опущены целые литературные пласты, многие шедевры мировой словесности не упоминаются вообще или же о них говорится скороговоркой, зато подробно анализируются и вопреки фактам превозносятся книги примитивные или вульгарно-тенденциозные. Более того, в концептуальном плане эти учебные пособия не выдерживают критики, им недостает широты подхода и аналитичности, в них нет и намека на тот плюрализм оценок, суждений и мнений, который необходим во всех сферах жизни современного цивилизованного правового государства.

Все вышесказанное и побуждает построить настоящее пособие с таким расчетом, чтобы он помог студентам сориентироваться в нынешний сложный и переходный момент и организовать свою самостоятельную работу таким образом, чтобы компенсировать дефицит отвечающих требованиям дня учебников и научиться аналитически воспринимать сложные и нетрадиционные явления в художественной культуре настоящего столетия.

Помимо этого пособие отражает нетрадиционную структуру читаемого на факультете филологии и журналистики РГУ курса истории зарубежной литературы XX в., в которой изучение отдельных национальных литератур комбинируется с анализом явлений, получивших распространение в мировом масштабе. Это позволяет и экономить время, и показать те мощные взаимосвязи, которые сегодня существуют между различными национальными культурами. К тому же реальность XX в. препятствует жестокому распределению писателей по “национальным квартирам”.

Ирландец Дж.Джойс был подданным Великобритании, а творил в Триесте, Париже, Цюрихе. Школа “драматургии абсурда” создавалась полурумыном-полуфранцузом Э.Ионеско, ирландцем С.Беккетом (писавшим и по-английски, и по-французски) и потомком эмигрантов из России А.Адамовым. Новая латино-американская проза колумбийца Г.Гарсия Маркеса, перуанца М.В.Льоса, аргентинцев Х.Кортасара и Х.Л.Борхеса, мексиканца К.Фуэнтеса объединена не только единым языком - испанским, но и равноправно функционирует и читается в испаноязычных странах и цементируется сходством культурных и эстетических пристрастий данных авторов. Немецкоязычных писателей: гражданина Германии Т. Манна, швейцарца Г. Гессе и австрийцев Р. Музиля и Г. Броха - большее связывает, чем разделяет. Начинавший писать по-русски В.Набоков стал одним из самых почитаемых писателей в англоязычных странах, а также одним из родоначальников постмодернизма. Все эти и многие другие соображения объясняют избранную модель курса.

Пособие имеют следующую структуру. За введением следует список учебной литературы, за ним идет подробная рабочая программа, составленная по темам, затем - библиография, знакомство с которой будет способствовать преодолению студентами органических недостатков учебных пособий. Завершают пособие вопросы для подготовки к зачету (7-ой семестр, зимняя сессия) и экзамену (8-ой семестр, летняя сессия), соответствующие той экспериментальной системе контроля знаний, которая уже 10 лет применяется на факультета филологии и журналистики по данному курсу.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для подготовки по данному курсу рекомендуется учебное пособие:

История зарубежной литературы ХХ века / Под. ред. проф. Л.Г. Андреева. М., 1997 (и более поздние издания).

Дополнительный материал теоретического характера в книге:

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997 (и более поздние издания).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА “ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века” (1918-2006)

Общая характеристика

литературного процесса в XX в.

Основные направления и черты литературного развития

Периодизация курса. Первая мировая война и Октябрьская революция в России - главные вехи, разделяющие период рубежа XIX-XX вв. и собственно XX в. в истории мировой культуры. Изменение политической карты мира в результате Первой мировой войны. Крушение старых идеалов. Распространение представлений о закате цивилизации (О.Шпенглер и др.) и их влияние на социо-культурную ситуацию.

Поляризация мировоззренческих позиций среди художников слова. Распространение ряда взаимоисключающих тенденций в подходе к перспективам мирового развития и связанных с ними вариантов понимания задач искусства. Оптимистическая вера в быструю реализацию социалистических идеалов на базе классической гуманистической традиции. Анархистское бунтарство, проповедь разрушения старого искусства, призывы к созданию нового искусства, революционного по духу, отвергающего и старые (“буржуазные”) нравственные ценности, и старую (“буржуазную”) художественную форму; левачество, формализм. Крайний скептицизм, представление о мире как о царстве абсурда, о художнике слова - как хроникере и интерпретаторе абсурда. “Национальная идея” - стержень официального искусства тоталитарных государств фашистского толка. “Классовая идея” в коммунистическом искусстве.

Сложность и противоречивость XX в. как особой эпохи в истории человечества. Огромные надежды и разочарования, грандиозность социальных экспериментов, рост благосостояния развитых стран, прогресс науки и техники. Вместе с тем - развитие устрашающих вооружений, приближение к ядерной катастрофе, экологический кризис, мировые войны и множество локальных конфликтов. Возникновение тоталитарных режимов, концентрационных лагерей, тотальной пропаганды, фашизма и сталинизма.

Воздействие эпохи на литературу, отражение ею противоречивых обстоятельств времени. Политизация значительной части литературы XX в., и, напротив, деполитизация другой ее части. Воздействие ускорения темпа жизни человека XX в. на художественную словесность. Коммерциализация искусства. Аудиовизуальные средства и литература.

Реализм и модернизм - два основных направления в литературе нашего столетия.

Реализм XX в., его черты и особенности

Основные трактовки реализма в отечественном и зарубежном литературоведении. Два основных варианта реализма в литературе XX в. Традиционный реализм. Характерная для него описательность, тяготение к созданию больших полотен общественной жизни, использование возможностей большой формы. Эпопеи, эпические циклы и т.д. “Семейные хроники” (“Сага о Форсайтах” Дж.Голсуорси, “Семья Тибо” Р.Мартен дю Гара, “Семья Буссардель” Ф.Эриа, “Семья Резо” Э.Базена и др.). Многотомные социально-политические панорамные эпические повествования (Ж.Ромэн). Возможности присутствия в многотомном реалистическом повествовании классического типа нетрадиционных элементов (“Чужие и братья” Ч.П.Сноу).

Реализм XX в., его отличия от традиционного реализма. Модификация задач реалистического искусства в художественных экспериментах Дж.Конрада и Г.Джеймса. Основные специфичные свойства реализма XX в. Усложнение структуры повествования, интеллектуализация, использование моделирования, уменьшение значимости внешнего правдоподобия и усиление роли художественной условности (фантастическое, сказочное, мифологическое в романе), психологизация, внутренний монолог и “поток сознания”, анализ объективного через субъективное, исчезновение всезнающего повествователя, использование приема смены точек зрения, роль подтекста, документализация и социологизация (документ и псевдодокумент в структуре произведения, сознательная установка автора на социологический анализ) и др.

Теория “реализма без берегов” (Р.Гароди) и ее отзвуки в понимании проблемы реализма в наши дни.

“Социалистический реализм”. Его традиционное истолкование и интерпретация в литературоведении 1980-1990-х гг. А.Синявский о “социалистическом реализме”. Нормативность социалистического реализма и особенности искусства тоталитарного государства.
Модернизм, его черты и особенности

Эволюция отношения к модернизму в отечественном литературоведении и его восприятие сегодня. Термины “декаданс”, “модернизм”, “авангардизм”, “неоавангардизм”, “постмодернизм” и соотношение между ними. Соотношение категорий формы и содержания в модернистской литературе; формализм. Проблема отражения объективных свойств мира в субъективной ткани модернистского искусства; субъективизм. Абсурдистский тип мировосприятия, концепция абсурдного мира. Многовариантность модернистской литературы, течения внутри модернизма, его периодизация и классификация.

Две основные разновидности модернизма.

I. Высокий (“серьезный”, “проблемный”) модернизм. Развитие в нем идеи элитарности, замкнутости искусства. Дж.Джойс, М.Пруст, Ф.Кафка: проявление в их творчестве основных свойств модернистского искусства.

Творчество Дж.Джойса (1882-1942). Отношение к “Ирландскому Возрождению”. Ранние эксперименты в прозе писателя, “епифании”. Книга “Дублинцы” и эксперимент с жанром новеллистического цикла.

Роман “Портрет художника в юности”. Традиции “романа воспитания”, их развитие и преодоление в произведении. Субъективизация повествования. “Портрет” человека искусства, история жизни, данная как история стадий развития его сознания. Эстетическая программа Стивена Дедала.

“Улисс” - главное произведение Дж.Джойса, первый роман-миф XX в. Актуальный и символический пласты повествования. Джойс и Гомер. Тема “Одиссеи” и причины обращения писателя к ней. Джойсовский эпос повседневности в соотношении с классическим эпосом древности. Структура “Улисса” - соответствия между его 18 эпизодами и песнями “Одиссеи”. Многослойность и многосоставность повествования Джойса: гомеровские, шекспировские, христианские параллели, эротическая символика, символика цвета. Образ Дублина. Ирландская столица - символ и воплощение цивилизации, единый живой организм. Философский смысл финала романа.

“Поток сознания” - новый прием изображения внутреннего мира человека, разработанный Дж.Джойсом. Истоки “потока сознания”: Л.Стерн, Л.Н.Толстой и др. Запись потока мыслей человека в максимальном приближении к реальному ходу мыслительного процесса. Особенности техники “потока сознания”, синтаксиса, оформления, пунктуации. Опора на фрейдовский психоанализ. Использование ассоциаций. Словотворчество Дж.Джойса, его “грубость”. Элементы сатиры в романе, ее специфика. Соотношение формы и содержания в романе, тяготения писателя к формалистическому эксперименту (см., например, эпизоды “Быки Гелиоса” и “Итака”). Усиление элементов формализма в “Поминках по Финнегану”.

Значение творчества Дж.Джойса для мировой литературы XX в., влияние его открытий на художественную практику ведущих мастеров слова. “Поток сознания” в прозе современных писателей.

Марсель Пруст (1871-1922). Специфика метода Пруста. Своеобразие его биографии, воздействие особых обстоятельств жизни писателя на некоторые специфичные свойства его прозы. “В поисках утраченного времени” - главное произведение М.Пруста, его структура, своеобразие повествовательной техники. Принцип свободной ассоциации. Категория времени, Пруст и Бергсон. Специфика “спонтанной памяти”. Объективный мир и его субъективное выражение. Пруст и Бальзак. Стилистика прозы писателя, своеобразие синтаксиса. Ортега-и-Гассет о Прусте.

Метафорическая проза Франца Кафки (1883-1924). Посмертная слава писателя, своеобразие судьбы его литературного наследия, специфика повествовательной манеры. Правдоподобие деталей, мыслей, поведения отдельных людей, предстающих в фантастических и абсурдных сочетаниях. Архаичность и простота языка, его нарочитое несоответствие описываемым событиям. Одинокий деперсонализированный герой в кафкианском мире. Новеллы “Превращение”, “В исправительной колонии”. Романы “Процесс”, “Замок”. Мир реальный и мир кафкианский. Варианты интерпретации романа “Процесс” (Г.Гессе, Э.Фромм, А.Камю, Э.Канетти). Образ Замка - прообраз тоталитаризма. Кафка - хроникер абсурдного мира.

II. Авангардизм. Авангардистские течения в западноевропейских литературах 1900-1930-х гг.: футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др. Политическая и социальная активность литературно-художественного авангарда, его отношение к традициям культуры, художественной классике, роли искусства и художника, к обществу, власти, государству. “Культурный нигилизм” авангардистов, их концепции “революционного искусства”. Следствия политизации искусства авангарда, его политическое размежевание: итальянский футуризм и фашизм; дадаисты, сюрреалисты и экспрессионисты между сталинизмом и троцкизмом.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск