Скачать 0.55 Mb.
|
I Пояснительная записка
Владение русским языком – основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности, а потому основная задача преподавания русского языка в школе – обеспечить учащимся наличие такой основы. Для чего необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока и тем самым поднять сам процесс преподавания на новый качественный уровень. Учебный предмет «Русский язык», имеющий, с одной стороны, познавательно-практическую направленность, с другой – выполняет и общепредметные задачи, ибо призван сформировать языковую, коммуникативную, лингвистическую и отчасти культурологическую компетенции учащихся. Место предмета в базисном учебном плане. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Деятельно-системный подход в обучении, направленность на трёхсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы и функционального назначения) пронизывает весь курс обучения родному языку Курс русского языка направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
Главные цели обучения русскому языку в 9 классе: Цель курса: речевое и языковое развитие школьников с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих знаний. Задачи курса:
Учебное и учебно-методическое обеспечение по русскому языку помогает подготовить учащихся к сдаче ГИА. На изучение русского языка в 9 классе по программе отводится 68 часов по 2урока в неделю, по учебному базисному плану - 102 часа. В связи с необходимостью организовать подготовку к экзамену в процессе обучения русскому языку в 9 классе в распределение часов на изучение тем курса внесены некоторые уточнения. Дополнительные 34 часа, добавленные из регионального компонента, отведены на развитие речи обучающихся (21 час) и повторение изученного материала ( 13 часов) в целях подготовки к ГИА. В тематическом планировании выделены специальные часы на подготовку к экзамену: обучение сжатому изложению, контроль за формированием умения подробно и сжато излагать текст и анализ соответствующих контрольных работ. Кроме того, учитель по своему усмотрению может использовать для подготовки к экзаменационной работе резервные часы. Цель данного тематического планирования: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению русского языка, организация работы по овладению прочными осознанными знаниями Реквизиты программы: Программы общеобразовательных учреждений. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы. Львова С.И. (Москва «Мнемозина», 2008.) Виды и формы контроля: - диктант (с заданием, словарный, подготовленный, объяснительный, предупредительный, терминологический); - комплексный анализ текста; - осложнённое списывание; - тест; - составление сложного и простого плана к тексту; - изложение текста (подробное, сжатое, выборочное); - составление диалога на заданную тему; - составление текста определённого стиля и типа речи; - сочинение (описание пейзажа, помещения); - составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста; - редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок); - работа с деформированным текстом. Планируемый уровень подготовки обучающихся: в результате изучения русского языка в основной школе ученик должен знать:
ученик должен уметь:
соблюдать:
II Содержание программы Русский литературный язык (4 ч) Повторение пройденного в 5 - 8 классах (10 ч + 2+1 ч) Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение ( 1ч) Сложносочиненные предложения (6ч +1 ч) Сложноподчиненные предложения (14 ч +5+2ч) Бессоюзные сложные предложения (8 ч + 2+1 ч) Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (8ч.+1+1) Синтаксические конструкции с чужой речью ( 6ч+2+1) Повторение изученного в 9 классе (16ч.+7+1) В программе специально выделены часы на развитие связной речи – 21 час и текстоведение – 13 часов, которые равномерно распределены по четвертям: Текстоведение. Развитие речи Текст и его признаки. Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацев, достоверность фактического материала. Изложение «Лебедь». Сочинение по данному тесту «Грустная история» Основные средства связи предложений в тексте. Изложение «Лувр». Сочинение по данному тексту «Садово-парковое искусство». Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста. Изложение «Памятник Петру Великому» Сочинение по картине В.А.Тропинина «Памятник Пушкину». Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста. Сжатое изложение «Моя первая учительница». Контрольное сжатое изложение «Земля наша справедлива во всем» Основные этапы создания текста. Сочинение по картине И.И.Левитана «Тихая обитель». Сочинение по данному тексту «Признание в 6любви родному краю». Рассуждение как тип речи и его виды. Изложение «Портрет Шаляпина». Сочинение «Два портрета». Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише) Рецензия на книгу. Сочинение «Остановись, мгновение!» Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории. Основные требования к публичному выступлению. Контрольное сжатое изложение «Прости меня, мама!». Контрольное сочинение «Каким я представляю себе красивого человека?» Пробный ГИА. Изложение. Пробный ГИА. Сочинение. III Учебно-тематический план
|