Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы центр образования № 1434, ЗАО
«Утверждаю»
________________И.А. Попок
Директор ГБОУ ЦО №1434
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 5 класса
на 2013-2014 учебный год
Учитель: ИЗМАЙЛОВА С. И. Количество часов на год:
всего 170 часов;
в неделю 5 часов
Пояснительная записка
На изучение русского языка в 5 классе отводится 170 часов, из них 15 часов – на уроки развития речи. Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сфе-рах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского лите-ратурного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации обще-ния; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой используется учебно-методический комплект:
Русский язык: Теория. 5-9 классы.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа, 2009
Русский язык: Практика. 5 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2010
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2009.
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах.
Книга «Русский язык. Практика» реализует деятельностный подход к обучению, формируя и совершенствуя умения правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной формах.
Третий компонент учебного комплекса - «Русский язык. Русская речь» - обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся, способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения.
Поурочное распределение материала, содержащегося в трёх книгах учебного комплекса, отражено в разделе плана «Материал к уроку». Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. В планировании этот аспект нашёл отражение в подразделах «Словарная работа» и «Виды работ по развитию речи». В результате изучения русского языка в 5 классе ученик должен
знать:
определение основных изученных в 5 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфоэфических и пунктуационных правил;
уметь: Морфология и орфография
опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученными в начальных классах;
узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении.
Синтаксис и пунктуация
опознавать и правильно интонировать предложения изученных разновидностей;
использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания;
находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже и прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);
отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений);
производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
применять изученные правила пунктуации при письме.
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
слышать и различать звуки; различать звуки и буквы;
соблюдать нормы произношения, акцентировать ударные слоги;
замечать в чужой речи и использовать в своей речевой практике выразительные средства звукового строя русского языка;
в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;
пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями.
Морфемика. Словообразование. Орфография
осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор;
подбирать родственные слова для решения практических задач (осмысление значения слова, обогащение активного словаря, культуроведческий анализ слова, выразительность речи, правописание и др.);
производить этимологический анализ слова в практических целях (включая общепознавательный, культуроведческий аспекты);
пользоваться словообразовательным и этимологическим словарями;
видеть орфограммы в разных морфемах, применять изученные орфографические правила.
Лексикология и фразеология
пользоваться словарями и другими средствами и способами выявления значения слова и особенностей его употребления;
употреблять слово в соответствии с его лексическим значением;
соблюдать нормы лексической сочетаемости и стилистические нормы использования слов в речи;
выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;
производить (выборочно) лексический разбор слова;
обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их;
адекватно оценивать уместность использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения;
совершенствовать текст, устраняя лексические ошибки и стилистические недочеты;
уместно пользоваться выразительно-изобразительными средствами лексики русского языка.
Развитие связной речи
анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.);
выразительно читать тексты: определять и соблюдать основной тон высказывания, соблюдать паузы, правильно выделять слово в предложении логическим ударением;
озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;
подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной формах с сохранением стиля речи;
самостоятельно строить высказывание (повествование, описание).
Предполагаемые результаты обучения представлены в разделе плана «Требования к уровню подготовки обучающихся». ЕГЭ с каждым годом не только не теряет своих позиций, но даже усиливает их, превращается в норму школьной практики. Я считаю, что начинать подготовку к этому труднейшему для учеников испытанию в старших классах поздно. Необходимо постепенно, но систематически готовить детей к сдаче ЕГЭ. Согласно отражённому в плане замыслу (раздел «Подготовка к ЕГЭ»), подготовка будет осуществляться параллельно изучению курса русского языка и заключаться в подробном рассмотрении и тщательной отработке тем, вынесенных в задания КИМов. Календарно-тематическое планирование составлено и реализуется на основе следующих документов:
Программа
| Базовый учебник
| Учебные пособия
| Дидактическое
обеспечение
| Программа по русскому языку для 5-9 классов (Авторы программы: В.В.Бабай-цева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, А.П. Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Мо-лодцова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чесно-кова) // Программы для общеобразова-тельных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./ сост. Е.И.Харитонова. – М.: Просвещение, 2010.
| Учебно-методический комплект:
Русский язык: Теория. 5-9 классы.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа, 2009
Русский язык: Практика. 5 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2010
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2009.
| Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс / под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2005
Никитина Е.И. Уроки развития речи: 5 класс. – М.: Дрофа, 2009
Русский язык. 5-9 классы. Поурочное пла-нирование к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь» / под ред. А.Ю. Купаловой.– М.: Дрофа, 2009
| Купалова А.Ю. и др. Тетрадь для само-стоятельной работы учащихся по русско-му языку. 5 класс. – М.: Дрофа, 2005
Воробьёва К.В., Сергеева Е.В. Русский язык: Тестовые задания: Подготовка к ЕГЭ: 5-9 кл.- СПб: Азбука-классика/САГА, 2005
|
Цифровые образовательные ресурсы
№ п/п
| Название ресурса
| Описание ресурса
| Выходные данные
| 1
| 1С: Школа. Русский язык, 5-6 кл. Морфология. Орфография / Под ред. О.И.Руденко-Моргун
| Гипермедийный образовательный комплекс "1С: Школа. Русский язык. 5-6 классы. Морфология. Орфография" предлагает детям, учителям и роди-телям авторскую инновационную программу обучения русскому языку и при этом оптимально поддерживает весь набор стабильных комплектов учебников, входящих в Федеральный перечень и используемых в россий-ской школе.
Основой комплекса являются виртуальные уроки, в которых реализована образцовая модель поведения и взаимоотношений учителя и учеников: учитель не распространитель знаний и контролер, а партнер, старший то-варищ, организатор учебной деятельности.
Все разделы комплекса сопровождаются заданиями, которые помогут детям закрепить знания и умения, полученные на уроках и проверить се-бя. Задания снабжены общей помощью - тематически привязанными от-сылками к справочным разделам комплекса (учебнику, конспектам, учеб-ным словарям, таблицам и др.) и урокам, а также контекстной помощью - комментариями учителя виртуального класса, подсказками ученика вир-туального класса.
Помимо уроков и заданий, электронное пособие включает самые разно-образные учебно-справочные материалы: учебник, словари, энцикло-педию, таблицы, исторические очерки о русских ученых-лингвистах и их работе в области морфологии и орфографии. Коллекции "Интересный вопрос" и "Смешная ошибка" делают изучение родного языка более увле-кательным, стимулируют обращение к урокам и заданиям комплекса.
| © ЗАО «1С», 2006, © ООО «1С-Паблишинг», 2006
|
Интернет – ресурсы
№ п/п
| Вид ресурса
| Адрес ресурса в сети
| 1
| Газета «Русский язык» (Электронная версия одноимённой газеты, выпускаемой ИД «Первое сентября»)
| http://rus.1september.ru/
| 2
| Наборы цифровых ресурсов к учебникам «Русский язык. Практика», 6 класс, под редакцией Лидман-Орловой Г.К. и «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. // Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
| http://school-collection.edu.ru/
| 3
| Русские словари
| http://www.slovari.ru/
| 4
| Российский общеобразовательный портал. Коллекция: диктанты – русский язык
| http://www.language.edu.ru/
| Содержание практической части
| I
| II
| III
| IV
| Год
| Диктантов
| 2
| 2
| 3
| 1
| 8
| Изложений
| -
| -
| 1
| 1
| 2
| Сочинений
| 1
| -
| -
| 1
| 2
|
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование разделов
| Всего часов
| Плановых уроков
| Контрольных уроков
| Уроков развития речи
| Всего
по разделу
| 1
| Введение
| 2
| -
| 1
| 3
| 2
| Вводный курс. Орфография
| 5
| 1
| -
| 6
|
3
| Вводный курс
Морфология и орфография
|
21
|
1
|
2
|
24
| 4
| Синтаксис и пунктуация
| 42
| 1+1 (к/и)+1(к/с)
| 7+1 (к/и)+1 (к/с)
| 53
|
| Основной курс
Понятие о литературном языке
| 1
|
-
|
-
|
1
| 5
| Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография
| 17
| 1
| 3
| 21
| 6
| Морфемика. Словообразование. Орфография
| 40
| 1+1 (к/и)
| 7+1 (к/и)
| 50
| 7
| Лексика. Фразеология
| 22
| 1 (к/с)
| 8+1 (к/с)
| 31
| 8
| Повторение изученного
| 17
| 1
| 3
| 21
|
| Итого
| 167
| 8
| 35
| 210
| |