Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону





Скачать 314.56 Kb.
НазваниеМетодические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону
страница1/3
Дата публикации01.07.2013
Размер314.56 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии)


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2006

Методические указания подготовлены старшим преподавателем кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики к.ф.н. Мирошниченко О.С.

Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ. Протокол № 5 от 23 мая 2005 года.

Ответственный за выпуск - к.ф.н. Гайбарян О.Е.

Пояснительная записка

Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» читается в первом семестре второго курса. Данная дисциплина наследует базовому курсу «Введение с литературоведение» и посвящена специфике стихотворных произведений.

Главная целью курса является получение систематической стиховедческой подготовки студентами-филологами; углубление, расширение и конкретизация начальных знаний о стихе, получаемых в курсе «Введение в литературоведение». Будущим учителям-словесникам, ученым-литературоведам необходимо свободно ориентироваться в стиховой культуре. Основные задачи курса: формирование системных представлений о понятиях и терминологии стиховедения, овладение принципами построения стихотворных произведений, их изобразительно-выразительной спецификой. Сверхзадача курса – овладение специфическим стиховедческим аппаратом анализа поэтических произведений.

Стиховедческие знания в процессе знакомства с курсом должны быть применены прежде всего при освоении методики целостного анализа лирического произведения, а затем применяться в процессе изучения поэтических произведений в историко-литературных курсах. Студенту-филологу необходимо рассматривать стихотворение как «сложно построенный смысл» (Ю.Лотман). Это предполагает учет смыслообразующих функций стихотворных форм: метрики, ритмики, строфики, рифм, звуковой организации стиха. Поэтому логика построения курса состоит в последовательном освоении различных аспектов организации стиха – от метрики до мелодики с последующим выходом на связь факторов стихотворной речи с особенностями мира и композиции лирического произведения.

Закономерности ритмической структуры стихотворных произведений изучаются в рамках данного курса как в общетеоретическом, так и в историческом (а также сравнительно-историческом) аспектах.

Курс читается в форме лекций. Однако теоретические знания, получаемые студентами, отрабатываются на практике, которой отводится время на каждом занятии. С самого начала студенты отбирают по 20 оригинальных стихотворений, которые анализируются ими по каждому параметру стиха по мере изучения основных тем курса. Кроме этого, в финальной части курса в процессе овладения методикой анализа лирического стихотворения студенты должны выполнить два целостных анализа стихотворных произведений. Зачет выставляется по результатам практических письменных работ студентов, а также собеседования по теоретическим аспектам стиховедения.
Рабочая программа дисциплины «Поэтика литературного произведения: основы стиховедения»

Введение

Стиховедение как наука о стихе, его специфических свойствах.

Основные этапы развития отечественного стиховедения. Связь стиховедения с другими литературоведческими и филологическими дисциплинами.

Разнообразие методов современного стиховедения.

Состав стиховедения: четыре основных раздела (учения) в стиховедении (метрика, ритмика, строфика и фоника), изучение в науке о стихе функций и приемов графики и интонационно-мелодических особенностей стихотворных произведений.

Акцент современного стиховедения на содержательности стиха в целом, а также - на уровне метрики, ритмики, строфики, рифмы и звуковой организации.
1 Поэзия и проза. Проблема специфики стихотворной речи

Понятия «поэзия», «стих» и проза. Значения слова «поэзия» в русском языке. Стих и проза - две составляющие оппозиционную пару разновидности поэтической речи.

Стихотворная речь, ее специфика и отличие от речи прозаической. Происхождение поэзии и историческая последовательность возникновения поэзии и прозы в трактовке А. Н. Веселовского и А. А. Потебни.

Стихотворная речь - речь ритмически организованная. Понятие ритма. Специфика ритма в стихе, его отличие от ритма музыкального. Многообразие ритмообразующих факторов. Понятие о «ритмической системе».

Стих (ряд, versus) как основная единица ритма в поэзии. Метр и размер. Метрический ритм как знак определенной традиции.

Проблема семантических ореолов метров в современном стиховедении.

Рифма и стихотворная речь.

Графическая сегментация как установка на стих.

Укорененность поэтического слова в стиховой традиции.

2 Метрика и ритмика

Метрика как учение о чередовании сильных и слабых мест в стихе. Противопоставление в стиховедении 20 века метрики и ритмики.

Понятие стихотворной системы. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе. Проблема связи системы стихосложения с особенностями национального языка и культурной традицией.

Основные исторически определившиеся «родовые» метрические системы.

Метрическая (античная) система стихосложения

Понятия моры, стопы (подии), колона, периода (стиха), стопы.

Значение античных стоп для последующих систем стихосложения.. Жанровые и стилевые традиции, закрепившиеся за этими античными размерами.

Понятие логаэда. Античные логаэды.

Силлабическое стихосложение

Равносложность как основной метрический фактор силлабики. Ритмические факторы силлабического стиха.

Романская силлабика. Основные размеры французской силлабики .

Становление русской силлабики. Основные размеры русской силлабической поэзии 17-18 века.

Эволюция русской силлабики.


Силлабо-тоническая система стихосложения

Реформа русского стихосложения в 18 веке. В. Тредиаковский как инициатор реформы. Реформа М. Ломоносова.

Европейский и русский силлабо-тонический стих как наиболее урегулированная система стихосложения.

Классический русский стих. Основные метры и размеры русской силлабо-тоники.

Метрические определители силлабо-тонического стиха.

Перенос акцента на изучение ритма силлабо-тонических стихов как упорядоченностей отступления от метра.

Стиховедческие теории А. Белого.

Ритмика русских силлабо-тонических размеров. Ритмические определители силлабо-тонического стиха. Длина стиха и размер, цезура, клаузулы и каталектика, вариации анакрузы, анжабаман .

Верлибризация русской классической силлаботоники в 19 веке.

Смыслообразующая роль низших элементов структуры стиха.

Ритмическая противоположность двусложников и трехсложников.

Специфика русского силлабо-тонического стихосложения, отличие его от немецкого и английского вариантов силлаботоники .

Тоническое стихосложение

Основные метрические и ритмические признаки тонического стиха. Историко-культурные и типологические различия между исконными формами тонического стиха и позднейшим акцентным стихом.

Формирование русского тонического стихосложения как системы в конце 19 - 20 веке. Предпосылки его в теории и поэтической практике 18-1-й половины 19 веков.

Общая формула тонического стиха, предложенная В. М. Жирмунским.

Дольники как наиболее урегулированная форма тонического стихосложения. Основные ритмообразующие факторы дольников.

Основные разновидности русских дольников. Русские логаэды.

Тактовики. А. Квятковский и М. Гаспаров о тактовике.

Акцентный (чисто тонический) стих, основные факторы ритма.

Полиметрические композиции.

Верлибр. Полемика о верлибре в современном стиховедении. Происхождение верлибра и его значение для поэзии 20 века.
3 Фоника

Звуки стихотворной речи. Ассонанс и диссонанс, аллитерация. Звукопись и звукоподражание.

Понятие рифмы, ее полифункциональность в стихе.

Возникновение и развитие рифмы: рифма в русском досиллабическом и силлабическом стихе. Эволюция рифмы в европейской поэзии.

Понятие точной рифмы. Орфография и произношение. Разновидности точной рифмы. Разновидности приблизительных рифм. Неточные рифмы в 20 веке.

Разновидности неточных рифм.

Зависимость рифмы от стиховой традиции.

Безрифменный стих и белый стих.

Смысловая роль рифмы.

4 Строфика

Объединение стихов в повторяющиеся группы по различным признакам. Объединение стихов рифмами. Основные способы рифмовки. Возникновение и развитие различных типов рифмовки (М. Л. Гаспаров). Основные правила рифмовки.

Нарушение правил рифмовки в различных экспериментах со стиховой традицией.

Строфа как форма организации стихотворной речи. Строфические и астрофические стихи. Понятие строфоида. Основные признаки строфы.

Основные виды строф.

Твердые и сложные строфические формы в европейской и русской поэзии. Строфические эксперименты с традицией и стилизации твердых форм в поэзии 19-20 века.

5 Интонационно-мелодическая организация стиха и графические приемы

Понятие стиховой интонации, роль интонирования в стиховой организации. Основные типы стиховой интонации. Мелодика русского лирического стиха в теории Б. Эйхенбаума и В. Жирмунского. Основные мелодические типы. Напевный стих, его разновидности и основные признаки. Говорной стих, его разновидности и основные признаки. Функции переноса (анжабамана), параллелизма и других факторов в мелодической организации стиха. Смешанные и переходные интонационно-мелодические формы.

Роль графики в организации стихового ритма. Симметричная и асимметричная графика. Мелодическая и интонационная функции графики стиха.

Графика как атрибут стиховых экспериментов. Фигурная графика, «стихи для глаза». Акростих, мезостих, телестих. Палиндром. Конкретная поэзия.
6 Связь явлений стиха с особенностями художественного мира и композиции стихотворных произведений

Структурные свойства стиха на лексическом уровне. Слово в поэтическом контексте. Понятие «тесноты стихового ряда» (Ю. Тынянов) и ее следствия. Горизонтальные и вертикальные связи слова в поэтическом контексте. Средства выделения слова в поэтическом контексте.

Композиция стихотворения как высшая форма семантической организации стихотворного текста. Уровни композиции лирических стихотворений. Специфические приемы композиции стиха. Б. Томашевский о построении композиции стихотворных произведений.

Композиция явлений предметного мира в стихотворении. Нераздельность элементов художественного мира стихотворения с поэтическим языком и явлениями стиха.

Целостный анализ стихотворного произведения как сопряжение анализа художественного мира, поэтической стилистики и их композиции с собственно стиховыми факторами, их композицией. Выявление при анализе внутренней взаимосвязанности низших и высших элементов, части и целого. Стремление обнаружить в процессе анализа смысловую значимость каждого структурного элемента стиха.

***

Теоретические знания, получаемые студентами при изучении курса, отрабатываются на практике, которой отводится время на каждом занятии. В результате студенты должны овладеть техникой анализа стихотворных произведений, включающей в себя и сопрягающей воедино:

I. Анализ явлений стиха ( определить систему стихосложения; составить ритмико-метрическую схему, указать особенности ритмических определителей данного стихотворения; проанализировать особенности рифмы и звукоряда стихотворения; определить способ рифмовки и характер ее построения в стихе, составить схему рифмовки, проанализировать строфическую организацию; определить интонационно-мелодический тип и подтип; отметить возможные особенности графики.

II. Анализ особенностей композиционной организации и художественного мира стихотворного произведения (предметный мир, пейзаж и т. д.; точка зрения лирического субъекта в мире; лирический сюжет; время-пространство и пр.)

По мере освоения основных понятий курса, работы с учебными и словарными пособиями студенты должны усвоить с обязательную терминологию и составить индивидуальные словари, содержащие следующие понятия: акцентный стих, аллитерация, амфибрахий, амфимакр, анакруза, анжабаман, ассонанс, белый стих, венок сонетов, верлибр, вольный стих, гекзаметр, говорной стих, дактиль, дольник, звукопись, катрен, клаузула (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая), логаэды, метрика, метр, мелодика, напевный стих, точная (неточная ) рифма, октава, онегинская строфа, пиррихий, песенный стих, размер, рифма, ритмика, рифмовка, романсный стих, силлабика, силлаботоника, спондей, стансы, стих, стопа, строфа, тоническое стихосложение, фоника, холостой стих, цезура.

Литература

Учебные пособия

Гаспаров. М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974.

Жирмунский В. М. Теория стиха л., 1975.

Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. (Гл. «Сравнительная метрика» и «Лирические жанры»). М., 1996.

Федотов. О. И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. М., 1997.

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972.

Справочная литература

Квятковский А. Поэтический словарь М., 1966.

Краткий словарь литературоведческих терминов / под ред. Тураева С. М. М., 1974.

Литературный энциклопедический словарь /Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А. М., 1987.
Дополнительная литература

Анализ одного стихотворения. Л., 1985.

Антощенков Г. Н. Дольники в системе русского стихосложения /\ Русская советская поэзия и стиховедение. М., 1969. С. 185-191

Белый А. Лирика и эксперимент; Опыт характеристики русского четырехстопного ямба; Сравнительная морфология ритма русских лириков в ямбическом диметре. // Белый А. Символизм. М., 1910.

Гаспаров М. Л. Избранные труды в 3- тт. Т. 2. Ст.: «Снова тучи надо мною...» (методика анализа)»; Т. 3. О стихе. М., 1997.

Гаспаров М. Л. Очерки истории европейского стиха. М., 1989.

Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-1925 годов в комментариях. М., 1993.

Гаспаров М. Л. Русский трехударный дольник 20 века // Теория стиха. Л., 1968. С. 59-106.

Гаспаров М. Л. Тактовик в русском стихосложении 20 века /\ Вопросы языкознания. 1968, № 5.

Гинзбург Л. Я. О лирике. Изд. 2-е. М., 1974.

Жирмунский В. М. Мелодика стиха // Вопросы теории литературы. Л., 1928.

Жирмунский В. М. О национальных формах ямбического стиха // Теория стиха. Л., 1968. С. 7-23.

Жовтис А. Л. Границы свободного стиха // Вопросы литературы, 1966, № 5.

Иванов Вяч. Вс. Свободный стих как способ видеть мир // Иностранная литература, 1972, № 2.

Илюшин А. А. Русское стихосложение М., 1988.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. М., 1972.

Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.

Руднев П. А. Введение в науку о стихе Вып. 1. Тарту, 1989.

Руднев П. А. Опыт описания и семантической интерпретации полиметрической структуры поэмы Блока «Двенадцать» // Труды по русской и славянской филологии. Вып.18. Тарту, 1971. С. 195-221.

Тимофеев Л. И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958.

Томашевский Б. В. Стих и язык. Филологические очерки. М.-Л., 1959.

Тынянов Ю. И. Проблема стихотворного языка. М., 1964.

Холшевников В. Е. Досиллабический и силлабический стих // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Л., 1984.

Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.

Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconМетодические материалы к курсу «Введение в литературоведение» для...
Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных,...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconМетодические материалы к курсу «История зарубежной литературы Средних...
Этот урок еще одна попытка погружения в самую насущную тему. Итогом урока стали слова благодарности друг к другу за искренность и...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconМетодические указания Программа и задания по курсу введение в славянскую...
Эти вопросы и составляют основное содержание курса «Введение в славянскую филологию». К ним примыкают сведения из истории славянской...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconМетодические указания к изучению курса «История мифологии»
...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconМетодические указания обсуждены и утверждены на заседании кафедры...
Методические указания предназначены для студентов 3 курса кафедры романо-германской филологии, факультета филологии и журналистики...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 веков» для студентов 3 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconМетодическое пособие по практике устной и письменной речи английского...
Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconПояснительная записка деловой английский курс по выбору, разработанный...
Автор: Учебная программа по курсу «Деловой английский» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические указания обсуждены и утверждены на заседании кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические указания обсуждены и утверждены на заседании кафедры Романо-германской филологии факультета филологии и журналистики...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconПояснительная записка курс «Когнитивная лингвистика»
Автор: Учебная программа по специальному курсу «Когнитивная лингвистика» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого...
Учебная программа по предмету «Лексикология» составлена кандидатом филологических наук, зав кафедрой английского языка и английской...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические материалы подготовлены профессором кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики Люксембургом...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconМетодические указания по практике немецкого языка (как второго иностранного)...
Методические указания предназначены для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики ргу, романо-германского отделения,...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры романо-германской филологии факультета филологии и журналистики...
Методические материалы к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии) ростов-на-дону iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры романо-германской филологии факультета филологии и журналистики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск