Приложение 5
ТПА: «нулевой» Рекомендуемые методы, средства и формы обучения.
Практика учителя
| Метод
| Организация деятельности
| Формы
| Предупреждение методических ошибок
| - нейтрализация негативных
впечатлений от прошлых неудач, создание «ситуации успеха»; - предварительная подготовка к уроку (инд. д/з, консультация учителя); - работа по ликвидации пробелов в знаниях (через задания по силам и небольшого объема); - разноуровневые задания тренировочного характера; - работа по готовому алгоритму; - включение игровых элементов; - «эмоциональные поглаживания»:
обращение только имени, похвала, одобрение, ровная интонация, позитивное построение фраз.
| Объяснительно-иллюстративный,
Обилие наглядности, используемой и создаваемой во время объяснения модели (иллюстрации, схемы, таблицы).
Индивидуальный подход в ЗБР:
- исключить фронтальный опрос.
- практиковать «Тихий» опрос, ориентировать на создание монологического ответа
| Системно-репродуктивная;
Частично-поисковая (на основе изученного материала); Уяснение главного направления, без «увязания» в деталях
| -групповая работа на
основе ТПА;
-разноуровневые
уроки;
-нестандартные
формы уроков.
| Не следует:
-ждать от уч-ся данного типа немедленного включения в работу, т.к. их активность возрастает постепенно; - предлагать им учебные задания большого объема, требующие для выполнения системности знаний, быстрого перехода с одного вида деятельности на другой; -требовать немедленных ответов, поскольку им трудно даются импровизации; - сбивать их во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы на уточнение; - резко включать их в работу сразу после перемены, т.к. переключение с интенсивной двигательной активности на умственную идет медленно.
|
ТПА: «ситуативный» Рекомендуемые методы, средства и формы обучения.
Тактика учителя
| Метод
| Организация деятельности
| Формы
| Предупреждение методических ошибок
| Поддержка эмоциональной активности: -неожиданное начало урока; создание «ситуации открытий»; -повторение с элементами новизны; -дробление заданий, быстрая их смена; -необычная формулировка заданий; -включение игровых элементов; -систематический контроль за деятельностью, ликвидация «пробелов в знаниях»; ориентация на развитие интеллектуальной и волевой сферы; -своевременная поддержка и оценка действий учащихся; -создание «позиции вызова».
| -проблемное обучение; -система опорных сигналов В.Ф.Шаталова; -комментируемое обучение
С.Н. Лысенковой;
-работа в ЗБР по методике
Л.С. Выгодского;
Организация системного обучения на основе отработки общеучебных навыков и контрольно-оценочной
деятельности учащихся
| Работа в ЗБР:
-организация частично-поисковой, исследовательской деятельности. -аналитическая деятельность(синтез, анализ);
-работа с текстом (составление планов, выделение гл. мыслей, аргументация их собственными примерами, пояснениями;
обобщение;
-совместное выведение алгоритмов; -использование опорных сигналов; -самостоятельное создание кроссвордов, схем, таблиц (при необходимости с помощью педагога);
рефлексия.
| -групповая работа на основе ТПА; -самостоятельная поисковая деятельность; -разноуровневый урок; -нестандартные формы урока
| Не следует:
-оставлять их без внимания и контроля; -включать в монотонную однообразную деятельность, т.к. они легко теряют интерес; -давать задания большого объема, основанные на систематизации знаний, т.к., имея «пробелы» в знаниях, при первых трудностях испытывают разочарование, бросают работу или отдают предпочтение репродуктивным видам работы – т.е. идут по пути наименьшего сопротивления; -давать самостоятельные задания, превышающие возможности ученика; -ориентироваться на использование готовых таблиц, схем, алгоритмов – они воспринимают легче то, что создают сами или совместно с учителем; -подсказывать решение, давать готовый алгоритм - лучше использовать наводящие вопросы.
|
ТПА: «исполнительский» Рекомендуемые методы, средства и формы обучения.
Тактика учителя
| Метод
| Организация деятельности
| Формы
| Предупреждение методических ошибок
| Системное целенаправленное развитие познавательной активности;
Побуждение к самовыражению: -создание «эвристических» ситуаций; -ориентация на решение «трудных» задач; -задания, требующие переноса значений из учебной ситуации в реальную; -вовлечение в ролевые ситуации; -создание условий выбора и замены заданий; -нестандартность, проблемность заданий; -организация дискуссий, дебатов, мозговых штурмов и т.д.; -нестандартные формы оценки и контроля.
| -технология развития критического мышления; -проблемное обучение; -разноуровневое обучение; -интерактивное обучение; -методика проектирования; -интегрированное обучение и др.
методики и технологии развивающего обучения; -создание условий для реализации потенциальных способностей учащихся.
| Самостоятельно-поисковая:
-исследовательская; -творческая деятельность;
-создание проектов,
рефератов, докладов
научно-исследовательского характера; эксперты, консультанты, организаторы работы групп на основе ТПА (при наличии организаторских навыков)
| -групповая работа на основе ТПА («риторы»); -разноуровневые уроки; -нестандартные формы уроков; -уроки-проекты; -олимпиады научно-практические конференции, конкурсы и т.д.
| Не следует: -забывать о целенаправленной работе по стимулированию и развитию их познавательной активности, т.к., «застаиваясь», они начинают скучать, постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения; - не давать готовых знаний, простых заданий; - не превращать их в «палочку-выручалочку» на уроке, чтобы не растерять накопленный запас знаний, умений и желания учиться.
|
ТПА: «творческий» Рекомендуемые методы, средства и формы обучения.
Тактика учителя
| Метод
| Организация деятельности
| Формы
| Предупреждение методических ошибок
| Обеспечение условий для проявления нестандартности в восприятии и интерпретации любой (учебной, коммуникативной и др.) задачи; Учителю самому следует быть готовым к непривычным поворотам урока, возникающим проблемам и новым способам их решения.
Основной принцип: не навреди!
| Любой (по ситуации),
-не ограничивающий инициативу;
-предоставляющий возможность выбора;
-обеспечивающий самостоятельность действий.
| Творческая:
-самостоятельная постановка задачи; Исследовательская:
-новые, нестандартные способы ее решения.
| Любые
| Т.к. большинство учащихся данного типа мыслят «инсайдами» (озарениями), когда решение на уровне подсознания приходит в готовом виде; не следует:
-требовать воспроизведения алгоритма действий, т.к. этот процесс происходит у учащихся «творческого типа познавательной активности» на подсознательном уровне и порой они не могут его воспроизвести.
| |