Урока по теме «Исследование функции с помощью производной»





НазваниеУрока по теме «Исследование функции с помощью производной»
Дата публикации05.07.2014
Размер52.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Методическая модель учебного занятия (на примере урока по теме «Исследование функции с помощью производной»)
Урок математики по теме: «Исследование функции с помощью производной»
Цели урока:

Ø Образовательные.

Формировать:

    • навыки прикладного использования аппарата производной;

    • выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по исследованию функции и ликвидировать пробелы в знаниях в соответствии с требованиями к математической подготовке учащихся.

Ø Развивающие.

Развивать:


    • математическую речь учащихся, мышление, наблюдательность учащихся, развивать умение обобщать

    • - умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания при исследовании функции.

Ø Воспитательные.

Воспитывать:

    • - познавательный интерес к математике;

    • - информационную культуру и культуру общения;

    • - самостоятельность, способность к коллективной работе.


Вид урока: комбинированный.
Распределение урока по времени.

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Изложение нового материала (35 мин.)

  3. Закрепление новых знаний(40 мин.)

  4. Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин.)


Оборудование: Чертёжные инструменты, проектор.

«…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…»

Н.И. Лобачевский

Ход урока.

1) Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности кабинета и учеников к уроку. Выявление отсутствующих.

2) Изложение нового материала

Общая схема исследования функции

  1. Область определения

  2. Чётность, нечётность; периодичность

  3. Точки пересечения графика с осями координат

  4. Промежутки знакопостоянства

  5. Промежутки возрастания и убывания

  6. Точки экстремума и значения f в этих точках

  7. Поведение функции в окрестности “особых” точек и при больших по модулю x.


Необходимое условие возрастания и убывания функции

Т е о р е м а. Если дифференцируемая функция f(x), хÎ(а;b), возрастает (убывает) на (а;b), то f `(x) ≥ 0 (f `(x) ≤ 0) для любого х из интервала (а;b).

Достаточные условия возрастания и убывания функции

Теорема Лагранжа.

Если функция f(x), хÎ[а;b], непрерывна на отрезке [а;b] и дифференцируема на интервале (а;b), то найдётся точка сÎ(а;b) такая, что имеет место формула f(a) – f(b) = f `(c)(b – a)

Правило нахождения интервалов монотонности

1) Вычисляем производную f `(x) данной функции f(x), а затем находим точки, в которых f `(x) равна нулю или не существует. Эти точки называются критическими для функции f(x)

2) Критическими точками область определения функции f(x) разбивается на интервалы, на каждом из которых производная f `(x) сохраняет свой знак. Эти интервалы будут интервалами монотонности.

3) Определим знак f `(x) на каждом из найденных интервалов. Если на рассматриваемом интервале f `(x) ≥ 0, то на этом интервале f(x) возрастает, если же f `(x) ≤ 0, то на таком интервале f(x) убывает.

Исследование экстремумов функции

Необходимое условие экстремума. (теорема Ферма)

Если точка х0 является точкой экстремума функции f и в этой точке существует производная f `(x), то она равна нулю:

f `(x) = 0.

Достаточные условия существования экстремума в точке

Признак максимума функции. Если функция f непрерывна в точке х0, а f `(x) > 0 на интервале (а; х0), и f `(x) < 0 на интервале (х0; b), то точка х0 является точкой максимума функции f.

Признак минимума функции. Если функция f непрерывна в точке х0, f `(x) < 0 на интервале (а; х0) и f `(x) > 0 на интервале (х0; b), то точка х0 является точкой минимума функции f

Достаточные условия выпуклости и вогнутости графика функции

Т е о р е м а. Пусть функция f(x), хÎ(а;b), имеет первую и вторую производные. Тогда, если f ``(x) < 0 для всех хÎ(а;b), то на интервале (а;b) график функции f(x) выпуклый вверх, если же f ``(x) > 0 для всех хÎ(а;b), то график функции f(x) выпуклый вниз на (а;b).

3) Закрепление новых знаний

Задание №1

По графику производной некоторой функции укажите интервалы, на которых функция возрастает, убывает, имеет максимум, имеет минимум.


Задание №2

Пример 1. Найти область определения функции y=lg (2x-3)

y=lg(2x-3)

D(y): 2x-3>0

2x>3

x>1,5

Ответ: D(y)=(1,5; +∞ ).

Одним из понятий для исследования функции является нули функции.

Нули функции – это точки, в которых функция принимает значение нуля.

Пример 2. Найти нули функции y=x2-5x.

y=x2-5x

D(y)=R

По определению :

y=0, тогда

x2-5x=0

x(x-5)=0

x=0 или x=5

Ответ: нулями функции являются точки x=0 и х=5.

Пример 3. Найти нули функции y=4x-8

y=4x-8

D(y)=R

По определению:

у=0, тогда

4х-8=0

4x=8

x=2

Ответ: нулями этой функции является точка х=2.

Задание №3

Исследовать функцию y=x3+6x2+9x и построить график.

y=x3+6x+9x

1) D(y)=R

2) Определим вид функции:

y(-x)=(-x)3+6(-x)2+9(-x)=-x+6x2-9x функция общего вида.

3) Найдем точки пересечения с осями:

Oy: x=0, y=0 (0;0) – точка пересечения с осью y.

Ox: y=0,

x3+6x2+9x=0

x(x2+6x+9)=0

x=0 или x2+6x+9=0

D=b2-4ac

D=36-36=0

D=0, уравнение имеет один корень.

x=(-b+D)/2a

x=-6+0/2

x=-3

(0;0) и (-3;0) – точки пересечения с осью х.

4) Найдем производную функции:

y’=(x3+6x2+9x)’=3x2+12x+9

5) Определим критические точки:

y’=0, т.е. 3x2+12x+9=0 сократим на 3

x2+4x+3=0

D=b2-4ac

D=16-12=4

D>0, уравнение имеет 2 корня.

x1,2=(-b±√D)/2a, x1=(-4+2)/2 , x2=(-4-2)/2

x1=-1 x2=-3

6) Обозначим критические точки на координатной прямой и определим знак

функции:

0 -4

+ - +

-3 -1

x=-4, y’=3*16-48+9=9>0

x=-2, y’=12-24+9=-3<0

x=0, y’=0+0+9=9>0

7) Найдем xmin и xmax:

xmin=-1

xmax=-3

8) Найдем экстремумы функции:

ymin=y(-1)=-1+6-9=-4

ymax=y(-3)=-27+54-27=0

9) Построим график функции:



10)Дополнительные точки:

y(-4)=-64+96-36=-4
4) Подведение итогов урока и информирование о домашнем задании:

Домашнее задание: П24, №296 (а), №297 (а)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconИсследование функций с помощью графика производной Графики производной...
Систематизировать знания обучающихся по теме: «Производная функции», формирование у обучающихся базовой математической подготовки...
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconЛ. Сердюкова, г. Сочи, Краснодарский край ~ ~ В8 Геометрический смысл производной. Ф. И. Часть 1
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconУрок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной»
Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по исследованию функции и ликвидировать пробелы в знаниях в соответствии...
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconКонспект урока критические точки функции, ее максимумы и минимумы....
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconТема урока Количество уроков
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconКонспект урока математики в начальной школе
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconУрок изучения нового материала с использованием метода работы в группах
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconУрока «Производная и её применение» Форма урока
Сегодня весь урок мы посвятим одному математическому понятию – производной, увидим, что с её помощью решаются не только алгебраические...
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconУроков Цели урока: Обобщить знания учащихся по теме «Исследование...
Обобщить знания учащихся по теме «Исследование функции на монотонность и экстремумы» и выяснить степень готовности учащихся к контрольной...
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconУрока по теме: «Применение производной»
...
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconУрока: Обобщающее повторение. Геометрический смысл производной
Образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы. Закрепить знания о зависимости между значениями...
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconСоставлено на основании Программы для общеобразовательных учреждений....
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconУрок в 10 классе по теме «Вычисление производных»
Развивающая уметь находить производные функции; решать задачи с применением физического смысла, геометрического смысла; находить...
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconКонспект урока алгебры и начала анализа «Поговорим о производной»....
Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей выполнения работы
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconРешение задач по теме «Уравнение касательной к графику функции»
Решение задач по теме «Применение производной к исследованию функций и построению графиков»
Урока по теме «Исследование функции с помощью производной» iconУрок. «Нахождение производной» Найти производную функции ( 1 – 4; 7; 8 )
Укажите абсциссу точки графика функции в которой угловой коэффициент касательной равен 2


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск