Скачать 82.41 Kb.
|
Методика работы по развитию умения самооценки первоклассников на уроке как средство повышения эффективности организации образовательного процесса Бурова Любовь Петровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №37 имени Новикова Г.Г.» г. Кемерово Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения системы оценивания. Безотметочное обучение в первом классе усложняет работу учителя, но оно более гуманно и результативно. Очень важно научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки – значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование. Необходимо научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления. Предлагаю методику работы по развитию умения самооценки с первоклассниками. Обязательным условием этой деятельности является установление новых взаимоотношений между ребёнком и учителем, одноклассниками, родителями, а также формирование самооценки учащихся и деятельности учителя. Правило: «Самооценка» Работа начинается в личном еженедельнике первоклассника по правилу “Самооценка моей работы на уроке”. Работа в 1 классе ведётся на уроках обучения грамоте и математики на определённых этапах, чаще всего на актуализации знаний и самостоятельной работе. 1-шаг (на первых уроках). Даю возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Вариант объяснения учителя: На первых уроках говорю, что они теперь деловые люди, а деловой человек анализирует прожитый день: что ему удалось, а над чем ещё надо поработать. С помощью условных знаков можно оценить свои успехи. Надо подумать какими знаками условными мы будем анализировать свои успехи. Выслушиваю их предложения и подвожу (если никто не предложил) к светофору. Стой! Подожди! Иди! или смайлики (их дети чаще сами предлагают, видят в телефонах) - Задание выполнено хорошо - Задание выполнено с недочётами - Задание выполнить не удалось Сначала после завершения каждой части урока учащимся предлагаю оценить свою работу. Результат оценивания своего труда дети фиксируют с помощью цветового сигнала в листе самооценки еженедельника или в тетради. Затем в конце каждого урока (или в конце дня, на последнем уроке) на полях дети ставят определённые обозначения. Эта рефлексия станет основной для адекватной оценки своих учебных успехов. - Наш урок (учебный день) заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось (УСТАНОВКА НА УСПЕХ). И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в тетради (объяснить где) или в дневнике (объяснить где). Если ты доволен собой, у тебя всё получалось, то рисуй улыбающееся лицо (смайлика) или зелёный кружок. Если тебе на уроке было временами непросто, не всегда получалось, то рисуй неулыбающееся лицо или жёлтый кружок. Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо или красный кружок. Мы тебе поможем, и в следующий раз у тебя получится! 2-шаг (через 2–4 недели). Даю детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Раздав детям тетради с проверочными работами, веду диалог с ребятами:
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаю порядок самооценки. К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 и 4. Систематически проводим такую работу, постоянно обращая внимание класса на порядок действий при оценивании. Для реализации этого правила ученик должен освоить порядок действий по самооценке. Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик) 1 класс 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение ответ? 3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чём)? Выбираем урок для работы по развитию самооценки (один-два в день). Планируя этот урок, выбираем несложное задание, выполнение которого будем анализировать. После того как один ученик объяснил, как он выполнил задание, учитель говорит; «А теперь давай вместе оценим твой ответ!». Возможен диалог:
Во второй четверти учащиеся в листе самооценки фиксируют изменения в сторону улучшения (ухудшения) результатов своей работы на основе сравнения с предыдущими уроками. Для этого ввела условные обозначения: ( ) - без изменения; ( ) – улучшение результата; ( ) – ухудшение результата 4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки. Предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором (как мы знаем) у него есть незначительные ошибки. Когда в ходе самооценки ученик отвечает на вопрос «Сделал правильно или с ошибкой?», необходимо помочь ему увидеть ошибку (сравнивая, например, с образцом выполнения задания). Затем нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ ученика: «Молодец, нашёл у себя ошибку, не постеснялся признать это. Надеюсь, в следующий раз ошибки не будет!». После этого учитель предлагает ученику поставить «отметку».
Точно так же при ответе на вопрос (4), если ученик справился с заданием с чьей-то помощью (учителя, класса), он должен согласиться, что помощь была. ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно похвалить за это и предложить закрасить кружок рядом с заданием не полностью. 5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу. Далее помогаем ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием.
6-шаг. Используем умение самооценки. Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему). Самооценка может производиться и при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется правильный ответ, и каждый ученик в тетради оценивает свою работу самостоятельно. Алгоритм самооценки сворачивается: после просьбы оценить свой ответ, ученики формулируют: «Цель достигнута, ошибок не было», или «Решение я получил, но с помощью класса». Если самооценка ученика и мнение учителя совпадают, можно вести урок дальше. Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции В начале обучения наблюдается завышенная самооценка учащихся. Но, постепенно, в процессе адаптации она становится адекватной. Таким образом, безотметочное обучение развивает объективную самооценку; целью оценочной деятельности является сравнение результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее; результаты учебной деятельности определяются сформированностью у ученика мотивации к учебной деятельности. Данная методика работы по развитию умения самооценки в период начального обучения помогает формировать у младших школьников установку на учение на последующие этапы обучения, когда будут введены отметки. Используемая литература
|
Сценарий педсовета на тему: Развитие мотивации у учащихся как средство повышения Уважаемые гости! Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на педсовет, тема которого «Развитие мотивации у учащихся как средство... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интерактивная доска как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках русского языка | ||
Анализ работы школы за 2012-2013 учебный год В текущем учебном 2012-2013 году школа работала над проблемой: «Индивидуальные программы как средство повышения результативности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И., Сергеева Т. М. На первом заседании в сентябре уточнили план работы на год, определили тему, над которой будет работать методическое... | ||
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности Поэтому необходимо добиваться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого... | Целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса В целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на 2012-2013 учебный год перед педагогическим коллективом была поставлена... | ||
Задача нашего доклада попытка ответить на вопросы об эффективности... Какие у неё потребности, чего она достигла. Только с вашей помощью мы сможем вместе осуществить планы по развитию школы | Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития... Главное внимание уделяется рассмотрению информационных систем и технологий с позиций использования их возможностей для повышения... | ||
Учитель физики В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии – как... | I блок : Организационно – педагогическая работа Повышение качества содержания и организации воспитательно-образовательного процесса мбдоу посредством повышения творческого потенциала... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке немецкого языка | ||
Лист самооценки профессиональной деятельности мастера производственного обучения Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что предлагаемая методика будет содействовать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 2012-13 учебном году шмо учителей начальных классов и воспитателей доу работало, как и вся школа в соответствии с темой «Информационная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Проблема урока, его содержание, построение, организация и методика работы на уроке – не случайно волнуют учителей. Интерес к нему... | Публичный отчет за 2010-2011 учебный год выводы по анализу итогов... «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса школы». Цель... |