Тема занятия: «Условия равновесия тела, имеющего закрепленную ось вращения»
Цель занятия: организовать деятельность учащихся по осмыслению условия равновесия тела, имеющего закрепленную ось вращения при действии на него сил, образующих два момента вращения; способствовать развитию навыков применять это правило для решения простейших задач.
Оборудование: штатив, грузы по 100г, линейка миллиметровая, рычаг-линейка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Повторение опорных знаний.
В качестве домашнего задания вы должны были повторить материал 7 класса, связанный с равновесием рычага. Задачи этого типа выносятся на экзамен по физике в 9 классе. Давайте посмотрим, насколько вы готовы к ним на данный момент.
Практическое задание.
На рычаг -линейке, закрепленной на оси с помощью штатива выставить слева =1Н =15см. Устно скажите, на каком расстоянии и с какой стороны рычага надо приложить силу =3Н, чтобы был в равновесии?
Подвесив 3Н проверить равновесие.
Выполнить тест (на каждый вопрос 1 мин)
(Пока они работают на доске начертить все силы, действующие на рычаг без наименования).
1. Что называется равновесием тела?
А. Ускоренное прямолинейное движение тела
Б. Замедленное прямолинейное движение тела
В. Покой
Г. Вращательное движение тела.
2. Моментом силы называется …
А. Произведение модуля силы на модуль перемещения
Б. Произведение модуля силы на ее плечо
В. Произведение модуля силы на пройденный путь
Г. Отношение модуля силы к ее плечу
3. Длине какого отрезка равно найти плечо силы , создающей момент относительно точки О?…
О А А. Длина отрезка ОА.
Б. Длина отрезка ОС.
---------------------------В-------------- В. Длина отрезка ОВ.
Г. Длина отрезка АС.
С
4. Что называется плечом силы?
А. Расстояние от оси вращения до точки приложения силы
Б. Расстояние между точками, к которым приложены силы
В. Расстояние от оси вращения до линии действия силы
Г. Среди ответов А, Б, и В нет верного.
5. В точке А проходит ось вращения, Принимая 1 деление равным 0,1м, выяснить, будет ли рычаг находиться в равновесии или нет. Если нет равновесия, указать в какую сторону будет происходить вращение. Массой рычага пренебречь.
= 2 Н
А
= 4 Н
А. Рычаг будет находиться в равновесии
Б. Рычаг будет вращаться по часовой стрелке
В. Рычаг будет вращаться против часовой стрелки
Г. Рычаг будет смещаться влево
6. Какая из формул правильно отражает условие равновесия рычага под действием двух сил
А. Б. В. Г.
7. Рычаг укреплен на оси вращения, проходящей через точку О. На рычаг действует сила равная 10 Н, приложенная в точке А. Какую силу нужно приложить в точке В и в каком направлении для того, чтобы рычаг находился в равновесии? Длина отрезка ОА равна 1м, отрезка ОВ=2м.
А. 10Н, в направлении 1. Б. 10Н, в направлении 2.
В. 2 Н, в направлении 1. Г. 10Н, в направлении 2.
Д. 5Н, в направлении 1. Е. 5Н, в направлении 2.
2
О А
В
1
8. Доска используется в качестве рычага с осью вращения в точке О для подъема груза. Какой отрезок является плечом силы ?
А. АО. Б. АВ. В. АС. Г. СО. Д. AD. Е. DB.
9. В каких единицах измеряется момент силы
А. Дж Б. Нм В. Г. Н
3. Проверка теста. Коррекция ошибок.
На доске записать верные ответы.
Проверяем каждое задание. При наличии ошибки разъясняем ее с помощью учеников. (Всего прошло 15 мин)
4. Решение задач.
Вернемся снова к результатам практического задания и попытаемся сформулировать условие равновесия рычага через моменты сил.
Какими они должны быть по величине?
Как направлено их вращение в одну сторону или противоположно?
Рычаг находится в равновесии под действием двух сил, если момент силы, вращающий его по часовой стрелке, равен моменту силы, вращающей его против часовой стрелки, то есть .
( На доске начерчены все силы, действующие на рычаг без наименования, где точка О ось вращения. См рис. 1)
Но ведь на самом деле на наш рычаг действуют не две силы, а больше. Правда ли что действуют не две силы, а четыре?
Кто мне скажет, какие еще силы помимо этих двух действуют на рычаг? (Сила тяжести и сила реакции опоры).
Как называются силы и ?
(Стереть и написать
обозначения истинных сил)
O
Рис. 1
Почему же мы не учитываем моменты этих сил? (Их моменты равны нулю)
Попытайтесь перефразировать правило 7 класса.
Сил четыре, а моментов два. За счет чего это получилось? (Выбор оси вращения).
Вывод: силы, приложенные к оси вращения, не создают момента!
Рычаг находится в равновесии под действием двух моментов сил относительно ОСОБО выбранной оси вращения, если момент силы, вращающий его по часовой стрелке, равен моменту силы, вращающей его против часовой стрелки, то есть .
Используя это правило, решим следующие задачи, предложенные на экзамене. (Прошло максимум 20 мин)
Задача 1.
Вспомните, что такое плечо силы? Это основная ошибка учеников.
Ориентируясь на пункты, давайте вместе решим задачи части В, предлагаемых на экзамене.
1. Сделать чертеж, расставив и обозначив все силы, действующие на тело. Если направление силы неизвестно, то поставить ее направление произвольно.
2. Выбрать такую ось вращения, чтобы создавалось силами только два момента. (Для 9 класса всегда такая точка есть. Остальное вы узнаете в старших классах).
3. Обозначить и найти на чертеже плечи сил, создающих моменты.
4. Записать моменты сил и приравнять.
5. Найти неизвестную величину.
Задача 2.
Решить аналогично. (Что такое плечо силы?)
5. Самостоятельное решение задачи по группам.
(Ходить и просматривать решение, чуть корректировать. На доске сделать исходный чертеж).
Бревно длиной 2м и массой 30 кг, лежащее на земле, надо поставить вертикально. Какую силу должен приложить человек, чтобы выполнить это задание?
Дано:
=30кг
=2м
F-?
1. Сделать чертеж, расставив и обозначив все силы, действующие на тело. Если направление силы неизвестно, то поставить ее направление произвольно.
2. Выбрать такую ось вращения, чтобы создавалось силами только два момента. (Для 9 класса всегда такая точка есть. Остальное в старших классах).
3. Обозначить и найти на чертеже плечи сил, создающих моменты.
4. Записать моменты сил и приравнять.
=
Кто полностью решил задачу? Один из решивших или по частям в зависимости от времени (?) на доске поясняет решение.
(Прошло максимум 40 мин) или снять подведение и дать д/з и спросить, что пояснить по теме занятия (?)
5. Подведение итогов занятия.
(если ответы были неверны, еще раз просмотрите пункты решения задач).
1. Просмотрите основные этапы решения задач на равновесие тела, имеющего закрепленную ось вращения, под действием двух моментов сил.
2. Что такое момент силы?
3. Как находят плечо силы?
4. Скажите условие равновесия рычага под действием двух моментов сил.
Домашнее задание. (Выдать текст).
Стальную балку массой 50кг поставили к стенке так, как
А показано на рисунке. При этом АОВ = . Вычислить
силу, с которой балка давит на стену.
О В |