Урок математики 1 класс УМК «Перспектива» учитель Ушакова Е. Н.
Тема урока: «Выражения»
Цели и задачи урока:
Создание условий для составления простых задач и выражений по рисункам.
закреплять навыки написания цифр, счёта в пределах семи, взаимосвязь между частью и целым, суммой и разностью, сложения и вычитания чисел на числовом отрезке, сравнения чисел.
Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказать, аргументировать своё мнение; развивать многообразие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь; самоконтроль; формировать креативность мышления.
Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; формировать качества взаимовыручки, ответственности, любознательности; развивать познавательную активность учащихся; воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях.
тип урока: урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода в обучении.
Универсальные учебные действия:
Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, сравнение своих достижений во времени.
Познавательные: обучение высказываниям своих предложений; ориентирование в учебнике; анализ сравнение предметов, геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные: построение простого речевого высказывания; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.
Оборудование:
Учебник: Петерсон Л.Г. Математика. «Учусь учиться» 1класс. Москва. «Ювента» 2011.
Компьютер
Проектор и экран
Карточки с заданиями.
Планшеты.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Звенит звонок, весёлый зовет всех на урок.
Такой порядок в школе, не нарушай дружок.
Все у парты дружно встали, улыбнулись, подравнялись.
Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.
-Какой у нас сейчас урок? (Математика)
- Зачем вам нужна математика? ( чтобы уметь считать, решать…)Хочу- могу- надо учится математике.
( Слайд 1.)
-Математику, друзья,
не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика. Эпиграф к нашему уроку: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
-Как вы его понимаете? ( Не нужно стыдиться того, что ты не знаешь. Всегда можно новое самому узнать. Нужно стыдиться не умению узнавать новое)
-Как вы узнаете новое на уроке? (Мы сами понимаем, что мы не знаем, а затем сами открываем новое знание.)
- Сегодня на уроке вы можете еще раз потренироваться в открытии нового знания, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Чему был посвящен прошлый урок? (Мы тренировались в счете в пределах 7.)
- Сегодня на уроке вы продолжите работать с числами и арифметическими действиями.
- Кто из вас любит ходить в гости? Сегодня вас приглашают к себе в гости самые любимые сказочные герои
Закройте глаза. Произнесем волшебные слова:
«Сказка, сказка появись!
Сказка, сказка покажись!» (Слайд 2 Мультфильм).
В какую сказку мы попали? «Малыш и Карлсон»
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Помоги малышу выполнить задание, которое придумал Карлсон.
1. Актуализировать умение соотносить количество предметов с цифрами.
Учитель раздает карточки с заданием. Обозначение количество предметов числами.
-Рассмотрите задание. Что объединяет все группы предметов? (Это плоды)
-Какая группа будет лишней и почему? (Груши лишние, так как это фрукты, а остальные плоды – овощи.)
-Какое задание нужно выполнить? (Обозначить количество предметов числами.)
- А с помощью чего вы записываете числа? (С помощью цифр.)
-Что такое цифра? (Это математический знак для обозначения чисел на письме.)
Выполните это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточках.
-Проверим результаты. Какие плоды обозначены числом 1? (Капуста)
Аналогично проверяется оставшаяся часть задания.
-Кто допустил ошибку, исправьте? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем не ошибаться? (Нужно потренироваться в счете предметов и в обозначении количества числами)
-Карлсон предложил малышу « Веселый счёт»
2 Актуализировать знание состава числа.
Один учащийся на компьютере.
-Помогите малышу решить задачи в стихах.
3. Актуализировать знание арифметических действий сложения и вычитания.
Учитель читает текст задачи в стихах, учащиеся записывают свой ответ на индивидуальные планшетки.
В хоре семь кузнечиков песни распевали
Вскоре пять кузнечиков голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов, Сколько в хоре теперь голосов?
-Какой ответ вы получили? Как вы считали? (Мы из 7 вычли 5, получили 2.)
- С помощью какого действия вы находили ответ в этой задаче? (С помощью действия вычитания)
-Почему? (Мы должны были найти неизвестную часть.)
-Как по-другому можно назвать вычитание? (Удаление..)
Учитель открывает на доске эталон. Слайд 3 7-5=2
Игра «Курочка и цыплята.»
Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее маску
( шапочку) курочки, остальные дети – цыплята. Учитель читает стихи.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки поклевать
А за ней цыплята-малые ребята..
«Ко – ко – ко, ко – ко – ко.
Не ходите далеко»
-Сколько их было всего? -Какой ответ вы получили? Как вы считали? (Мы к 3 прибавили 1, получили 4)
Учитель открывает на доске эталон Слайд 4 3+1=4
-Почему вы находили ответ с помощью действия сложения? (Нужно было найти целое)
-Как по-другому можно назвать сложение? (Объединение вместе)
4. Задание для пробного действия.
- Что вы повторили? (Обозначение количества предметов с помощью чисел, что такое сложение и вычитание.)
-Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
-Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Я вижу, что вам это интересно.
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия.
-Необходимо записать с помощью математических знаков, что произошло на картинках.
-Что нового в этом задании? (Мы не записывали действия на картинках математическими знаками.)
-Попробуйте выполнить это задание.
-Итак, у кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
-Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли записать действие на картинках с помощью математических знаков.)
3 Выявление места и причины затруднения
- В чем затруднение? (Мы не знаем, какие знаки выбрать, как должна выглядеть запись.)
-Почему же возникло затруднение? (У нас не способа, правила записи.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Какую цель поставим перед собой на уроке? (Открыть способ записи действия на картинках с помощью математических знаков.)
-Что вам может помочь? Вспомните, что вы повторили в начале урока? (Обозначение количества предметов с помощью чисел, что называется сложением и вычитанием.)
-При повторении, какие математические знаки вы использовали? (Цифры, знаки действий сложения и вычитания.)
-Как это вам поможет? (Мы запишем с помощью цифр и знаков арифметических действий, посмотрим, что получится, сделаем вывод.)
Электронная физминутка для глаз. Слайд 5
Реализация построенного проекта
- Я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим)
Учащиеся работают в парах. В случае затруднения учитель организует подводящий диалог.
-Что вы видите на первой картинке? (5 снеговиков)
-Как их количество можно записать? (Цифрой 5)
-Что вы видите на второй картинке? (Осталось 2 снеговика)
-Что произошло? (3 снеговика растаяли)
-Как это записать? (5-3)
Если учащиеся работали в парах, учитель организует представление результатов.
-Покажите ваши результаты .Докажите, почему так составили.
(Мы должны записать действие на картинках. А именно-было 5 снеговиков. Записываем цифру 5, которая соответствует числу снеговиков. Растаяло-3. Действие обозначили знаком минус. Для обозначения количества растаявших снеговиков используем цифру 3. Получили запись 5-3.
-Посмотрите на получившуюся запись 5-3. Что вы можете сделать дальше? (Можно дописать знак равно и ответ.)
Учитель на доске под выражением 5-3 записывает равенство 5-3=2
-Как назвать эту запись? (Равенством)
-Почему? (Есть знак»=»)
-Чем отличается новая запись от равенства? (В новой записи нет знака =)
-Как же ее назвать?
Учащиеся в замешательстве.
-Что мы сделали? Выразили, как изменилось количество.
Как вы думаете, как в математике называют такую запись?
Выразили, но не записали ответ.
Такую запись в математике называют выражением.
-Чему посвящен сегодняшний урок? (изучения выражений)
-Тема урока: «Выражения»
Что такое выражение? (Это запись некоторого действия с помощью математических знаков)
-Какие знаки вы можете использовать в записи выражений? (Цифры, знаки арифметических действий.)
-Как вам проверить «открытие»? (Нужно посмотреть на эталон) Слайд 6
-Какой вывод можно сделать? (Мы все правильно «открыли».)
-Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
-Что теперь вы можете делать? (Составлять выражения по рисункам.)
-Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться в составлении выражений)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
№1,№ 2, стр. 6. Запиши недостающие числа и выражения
Работа по учебнику
Учащиеся по цепочке выполняют задание с комментированием.
Физкультминутка слайд 7
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задание № 4, стр. 7
-Рассмотрите рисунки. Что вы заметили? (Фрукты, изображенные на рисунке справа, на рисунке слева заменили на геометрические фигуры.)
-Что обозначают овалы? (груши)
-Что обозначают круги? (яблоки)
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.
Самопроверка по эталону .Слайд 8
-Сравните свою запись с образцом.
-Если ошиблись, исправьте.
-Кто исправил свою ошибку?
-Молодцы! Вы очень внимательны!
-У кого верно выполнены все задания?
-Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение
Задание №5, Игра «Математическая рыбалка»
-закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 7.
На магнитной доске размещаются рыбки, на которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» рыбку, решают пример. Остальные дети решают эти примеры в тетрадях самостоятельно.
-Составьте умные вопросы.
-Чем похожи примеры первого столбика? (Они на сложение) (Результат во всех примерах одинаковый.)
-Почему так получилось? Что особенного в примерах? (В примерах первое слагаемое увеличивается на единицу, а второе слагаемое уменьшается на единицу.)
-Чем похожи примеры второго и третьего столбиков? (Они на вычитание)
-Что вы заметили во втором столбике? (Результаты уменьшаются на 1.)
-Почему? (Уменьшаемое остается без изменений, а вычитаемые увеличиваются на1.)
-Что вы заметили в третьем столбике? (Разность увеличивается на 1.)
-Почему так получилось? (Вычитаемые уменьшаются на 1.)
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? (Научится составлять выражения)
-Вам удалось достичь цели? (Да.)
-Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
-Что нужно делать? (Стараться самому узнавать новое.)
- Наше путешествие в мультфильм еще продолжиться. Но мы не умеем летать как Карлсон .Давайте полетим на ракете. Мы с вами ещё не выбрали капитана. На ваши парты упали по две звезды. Есть такая примета: если в ночном небе увидишь падающую звезду, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Я желаю вам, чтобы мои звёзды помогали исполнению ваших желаний.
- А сейчас вам предстоит одну звезду выбрать себе. Если я был внимателен, старался, всё понял – то выбирай розовую звезду, а если мне ещё нужно поработать лучше, я выбираю жёлтую звезду. А вторую звезду подарите тому из класса, кто был самым лучшим. У кого будет больше всего звёзд, тот и будет командиром нашего экипажа.
-Почему он лучший? (Был активный, внимательный, не ошибался, хорошо отвечал)
Спасибо за урок
- Молодцы!
А, уходя с урока, каждый из вас может взять на память листочек, который выпал из книги «Малыш и Карлсон» и раскрасить его.
-У кого вы были в гостях? (У Калсона)
-С кем вы подружились?
С друзьями легче и интереснее открывать новые знания.
- По традиции завершим урок песней о дружбе.
Звучит песня: Если с другом вышел в путь Слайд 9 |