Скачать 0.72 Mb.
|
I. Пояснительная записка Рабочая программа реализует авторскую программу «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон, разработанную на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. В соответствии с требованиями ФГОС НОО, основными целями курса математики «Учусь учиться» для начальной школы являются формирование у учащихся основ умения учиться, готовности и способности к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, духовно-нравственное развитие и воспитание детей, сохранение и поддержка их здоровья, освоение основополагающих элементов математического знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Исходя из этого, основными задачами курса математики «Учусь учиться» для начальной школы являются: 1) формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, определенных ФГОС НОО; 2) духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству; 3) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды, пробуждающей у учащихся творческие силы, формирующей веру в себя, положительный опыт и внутреннюю потребность познания; 4) формирование опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению на основе метода математического моделирования; 5) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, эвристического (творческого) и алгоритмического (исполнительского) мышления; 6) развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности; 7) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как базы компьютерной грамотности; 8) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира; 9) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения изучения на современном уровне математики и других школьных предметов в средней и старшей школе. II. Дидактические основы организации учебно-воспитательного и здоровьесберегающего процесса (средства реализации поставленных целей). Дидактической основой организации учебного процесса в программе «Учусь учиться» является дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (Л.Г. Петерсон), включающая в себя: технологию деятельностного метода обучения; систему дидактических принципов; систему комплексного мониторинга результатов обучения. Для достижения результатов образования, предусмотренных ФГОС − личностных, метапредметных и предметных − при формировании предметных учебных действий по математике и универсальных учебных действий (УУД) каждый учащийся проходит путь, состоящий из четырех этапов: 1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация. 2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами. 3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. При формировании учебных действий по математике прохождение данного пути обеспечивается преемственностью дидактической системы «Школа 2000...» с традиционной школой. Для формирования УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, а традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения − технологией деятельностного метода (ТДМ). I этап формирования УУД Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный прцесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс УУД, определенных ФГОС. Так, в таблице 1 структура ТДМ для уроков открытия нового знания соотнесена с теми УУД, которые учащиеся выполняют на каждом ее этапе. Таблица 1. Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания по ТДМ1
В дидактической системе «Школа 2000…» выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки открытия нового знания; уроки рефлексии; уроки обобщения и систематизации знаний; уроки развивающего контроля. Основные цели уроков выделенных типов можно сформулировать следующим образом. 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий и умения учиться. Содержательная цель: формирование системы математических понятий. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок обобщения и систематизации знаний. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса математики. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов. Таким образом, на всех уроках, построенных по ТДМ, наряду с учебными действиями по математике, обеспечивается прохождение каждым учащимся первого из четырех выделенных этапов формирования УУД. 2 этап формирования УУД Второй этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» для 1−4 классов, целью которого является построение системы надпредметных знаний и способов выполнения изучаемых учащимися УУД, составляющих основу умения учиться. Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий: I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в его достаточной полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку, коррекцию возможных ошибок и т.д. II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д. III. Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д. IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д. 3 этап формирования УУД После того как учащиеся на занятии по курсу «Мир деятельности» освоят знание о способе выполнения некоторого УУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам, проводимым в ТДМ. Уроки проходят так же, как и на 1 этапе, но теперь учащиеся выполняют данное УУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, а в конце каждого учебного дня организуется рефлексия и самооценка каждым учащимся успешности выполнения на различных уроках этого действия. 4 этап формирования УУД Контроль знания способов выполнения УУД проводится на уроках по курсу «Мир деятельности», а контроль умения их применять − на предметных уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные диагностические средства. Образовательная среда при реализации базового уровня технологии деятельностного метода организуется в соответствии со следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип активизации деятельности учащихся – заключается в том, что ученик вовлекается в процесс изложения учителем нового знания с помощью приемов проблемного объяснения (подводящий диалог, побуждающий диалог, эвристическая беседа и др.). 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. 4) Принцип минимакса – заключается в предоставлении каждому ученику возможности освоения содержания образования на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечении при этом его усвоения на уровне социально безопасного минимума (ФГОС). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Система дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа 2000...» используется также для организации воспитательного процесса, что придает этому процессу деятельностный характер, делает его более эффективным. Структура занятий, на которых организуется процесс воспитания, включает те же деятельностные шаги ТДМ, однако затруднения, которые используются для проблематизации прежнего опыта, берутся из реальных жизненных ситуаций класса и связаны с построением не просто предметных знаний, а общекультурных ценностных норм поведения и действия. При этом в качестве критерия адекватности поступка используется принцип сохранения целостности системы, ориентированный на формирование системы ценностей «созидателя», а не «разрушителя». В начальной школе данный принцип формулируется так: «учимся учиться и добиваемся ус- |
Рабочая учебная программа курса «Математика» Просвещение, 2010 г., Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логинововй, 2010 г.;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе программы «Математика» для четырехлетней начальной школы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы... Рабочая программа составлена на основе Программы по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы. Авторы. Вахрушев А. А., Данилов... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы... Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Программа соответствует федеральному... | ||
Программа «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на... Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение... | ||
Рабочая программа по технологии (труду) Примерной программы по трудовому обучению и на основе программы, разработанной Н. А. Цируликом. (Сборник программ для четырехлетней... | Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме «Половина» ... | ||
Рабочая программа по курсу «окружающий мир» 4 класс Учитель начальных... Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение... | Программа «Физическая культура» (для четырехлетней начальной школы). I. Пояснительная записка Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура» | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству класс (параллель) -3, 4 В разработке программы использовалась авторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией В. С. Кузина, сборник... | Рабочая учебная программа по предмету «Литературное чтение» Начальные классы. Часть I. Литературное чтение для II – IV классов четырёхлетней начальной школы. Авторы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.... | ||
Программа по математике (для четырехлетней начальной школы) Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Математика»... | Рабочая учебная программа по учебному предмету «музыка» для обучающихся 2 класса мбоу «сош №24» России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторской программыразвивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Музыка» для 1—4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями... |