Скачать 171.86 Kb.
|
Пояснительная записка Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи:
Данная программа строится на принципах:
При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни. Занятия носят научно-образовательный характер. Основные виды деятельности учащихся:
Режим проведения занятий: 1-й год обучения 2часа в неделю, 8 часов в месяц. 2-й год обучения 2 часа в неделю, 8 часов в месяц. 3-й год обучения 2часа в неделю, 8часов в месяц. 4-й год обучения 2часа в неделю, 8 часов в месяц. Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 66 часов, 2-4 классы по 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать:
Формирование универсальных учебных действий Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
1 год обучения - (66 часа)
Содержание занятий. 1-2. Правила поведения на занятиях. Т/б. (2 часа) Подвижные игры на воздухе по выбору учащихся. 3-4. Советы доктора Воды. (2часа) Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко». 5-6. Друзья Вода и мыло. (2 часа) Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. 7-8. Глаза – главные помощники человека. (2часа ) Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. 9-10. Подвижные игры. (2 часа) Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» 11-12. Чтобы уши слышали. (2 часа) Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха. Подвижные игры на воздухе «Ноги на весу». 13-14. Почему болят зубы. (2 часа) Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование. Игра «Угадай-ка!» Подвижные игры на воздухе. 15-16. Чтобы зубы были здоровыми. (2часа) Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест. 17-18. Как сохранить улыбку красивой? (2 часа) Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. Подвижные игры. 19-20. Подвижные игры. (2 часа) Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч». 21-22 «Рабочие инструменты» человека. (2 часа) Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа. Подвижные игры. 23-24. Зачем человеку кожа. (2 часа) Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей. 25-26. Надёжная защита организма. (2 часа) Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. Подвижные игры. 27-28. Если кожа повреждена. (2 часа) Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» 29-30. Подвижные игры. (2 часа) Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд». 31-32. Питание – необходимое условие для жизни человека. (2 часа) Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». 33-34. Здоровая пища для всей семьи. (2 часа) Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания. 35-36. Сон – лучшее лекарство. (2 часа) Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо». 37-38. Как настроение? (2 часа) Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест. Подвижные игры. 39-40. Я пришёл из школы. (2 часа) Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». 41-42. Подвижные игры по выбору детей. (2 часа) 43-44. Я – ученик. (2 часа) Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». 45-46. Вредные привычки. (2 часа) Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах. 47-48. Подвижные игры. (2 часа) Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня». 49-50. Скелет – наша опора. (2 часа) Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи. Подвижные игры. 51-52. Осанка – стройная спина! (2 часа) Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. 53-54. Если хочешь быть здоров. (2 часа) Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…» 55-56. Правила безопасности на воде. (2 часа) Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. 57-58. Подвижные игры. Весёлые старты. (2 часа) 59-60. Если хочешь быть здоров – закаляйся! (2 часа). Подвижные иры на воздухе «Лапта» и др. 61-62. Подвижные игры на воздухе. (2 часа). 63-64. Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа) Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе. Литература: 1.Дереклеева Н.И « Справочник классного руководителя». М., «Вако» 2.Дик Н.Ф « Классные часы в 1-4 классах»,Ростов – на Дону, « Феникс» 3.Ж. « Завуч начальной школы», № 5, 2008 г. 4.Ж. « Начальная школа», № 11, 2005 г. 5. Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент» 6. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако» 7.Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер». |
Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она... Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Начальная общеобразовательная школа №15» | Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она... При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением... | ||
Работа Центра Здоровья 2013-2014 учебный год мбоу сош №64 ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Для здоровья очень актуальная для всех времен и народов, а в XXI... Здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше.... | План работы опорной школы по теме Здоровье человека тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной | ||
Чтобы не менять столы и стулья каждый год, приобретайте «растущие»... Здоровье человека тема актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной | Авторская программа «Формирование культуры зож у младших школьников».... Здоровье человека – тема достаточно актуальная, а сегодня она становится первостепенной. Проблема воспитания здорового поколения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Российских детей вызывает тревогу. Многие ученые обращают особое внимание на неблагоприятную ситуацию со здоровьем обучающихся в... | «Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников» Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое... | ||
«Православие России в XXI веке» С 25 апреля по 6 мая 2011г в школе проходила декада православной культуры по теме «Православие России в XXI веке» | «Программный комплекс «Знаем ли мы, кто живет рядом с нами?» в системе... Экология становится одним из важных направлений научной мысли XXI века. Экологические знания это краеугольный камень развития современной... | ||
Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния,... | Анализ деятельности моу сош №19 по оздоровительной работе за 2011-2012 учебный год В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной... |