Урок междисциплинарного цикла в третьем классе
«Путешествие девочки Точки по стране Математики» (продолжение)
Клебанова Юлия Владимировна – «Заслуженный учитель РФ», «Отличник народного
просвещения», учитель начальных классов
Маншилина Ирина Георгиевна – «Почетный работник общего образования РФ»,
учитель музыки
Тема: Табличное умножение и деление.
Тема урока: Решение простых задач на умножение и деление разных типов. (58-й урок)
Тип: Урок закрепления знаний
Форма: Урок – сказка «Путешествие девочки Точки по стране Математики»
Цель: отработка табличных случаев умножения и деления, доведение данного вычислительного навыка до автоматизма
Задачи:
Образовательные
- закреплять вычислительные навыки табличных случаев умножения и деления при решении примеров и простых задач, используя деятельностный подход и компьютерную грамотность учащихся
- осуществлять внутрипредметные связи разделов математики (арифметики и геометрии) и междисциплинарные связи различных предметов (математики + технологии (техническое моделирование и работа с бумагой) + литературы (жанр сказки) + музыки + изобразительного искусства + окружающего мира) при решении образовательных задач
Развивающие
-развивать логическое мышление, умение применять полученные знания в новых нестандартных условиях
- развивать математическую логически последовательную речь учащихся на основе применения специальной терминологии
- развивать умение ориентироваться в пространстве и по клеткам тетради, используя основные направления: «налево», «направо», «вверх», «вниз» при графическом диктанте и построении модели парусника
Воспитательные
-воспитывать чувство товарищества при выполнении нестандартных заданий, любовь и уважение к предмету, поддерживать интерес к вычислительной деятельности на основе знания табличного умножения и деления и положительной мотивации к обучению
Здоровьесберегающие
- избегать утомляемости и перегрузки учащихся, используя занимательные формы изложения материала, смену различных заданий и физкультминутки.
Средства реализации целей данного урока. Оборудование и материалы:
- индивидуальные компьютеры для учащихся, программа Мат-Рёшка
- пособие «Математические ромашки» (таблица умножения и соответствующие случаи деления) демонстрационные и для каждого ученика
-главные герои математической сказки: девочка Точка, друзья Треугольники и разбойница Резинка
- алгоритм-инструкция построения модели парусника и образцы готовых парусников из цветной бумаги (Объёмная аппликация «Парусники в море»)
- авторские задачи для самостоятельной работы (в конверте)
- модель «Электронная машина» для класса
- перфокарты для индивидуального повторения таблицы и порядка действий
- музыкальное сопровождение к героям математической сказки и физкультминуткам
- числовые и логические раскраски: «Табличные случаи умножения» 2-х вариантов
( посчитай и раскрась), фломастеры
- CD Песня «Дружба – это не работа» - авто музыки и слов Любаша; песня «Дважды два четыре» - музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского; - музыкальное фортепианное сопровождение: Вальс fis-moll из сказки «Ёлка» В. Ребикова; песня «Дважды два четыре» - музыка В. Шаинского.
Дополнительное оборудование рабочего места учащегося:
- листочки в клетку для построения парусника (можно чертить и в тетрадях)
- фломастеры и цветные карандаши для математических раскрасок
- линейки
Содержание учебного материала (СУМ):
Ход урока
1. Организационный этап (сообщение темы и цели урока)
Фоновое звучание - на фортепиано исполняется «Вальс» из сказки «Ёлка» В. Ребикова.
Учитель: - Сегодня мы продолжим путешествие с героями нашей математической сказки – Девочкой Точкой, разбойницей Резинкой и друзьями Треугольниками. Они очутились в Числовом городе, где правит строгая, но справедливая Таблица Умножения. Вместе с ними мы будем преодолевать трудности, и решать задачи на умножение. А помогут нам наши знания таблицы, которые нам придётся применять в новых условиях. Таблица умножения достойна уважения! … Итак, урок продолжается, сказка начинается!
2. Актуализация опорных знаний и умений
Учитель: - В погоне за разбойницей Резинкой, которая продолжает всё портить, всё стирать, девочка Точка очутилась у стен неизвестного города. Там у ворот росли числовые цветы. Они помогут нам вспомнить таблицу умножения.
Игра «Молчанка». Выборочно устно решаются примеры на ромашках. (Фронтальное повторение.) Параллельно могут быть даны перфокарты для индивидуального повторения таблицы и порядка действий
- Цветы рассказали, что Резинка в городе стирает примеры на Числовой улице.
-Её надо остановить! – воскликнула Точка.- Но как её найти?
- А расположилась она всего в нескольких метрах отсюда, - отвечали цветы.
- Как далеко?
- Реши пример и узнаешь.
- Позову-ка я на помощь «Электронную машину», - подумала Точка.
3. Определение стержневых знаний и умений
«Электронная машина»: На доске постепенно записывается пример, учащиеся пишут только ответы. (2 ученика на индивидуальных досках).
24 : 4 х 6 : 4 х 2 : 3 х 2 : 4 х 2 х 4 : 3 х 2 : 4 Должно получиться 4 метра
В результате получились следующие ответы: 6, 36, 9, 18, 6, 12, 3, 6, 24, 8, 16, окончательный ответ: 4. Резинка находится всего в четырёх метрах!
Учитель: - Таблица умножения достойна уважения!
Она всегда во всём права: чтоб ни случилось в мире,
А всё же будет дважды два по-прежнему четыре!
Физкультминутка проходит в фортепианном сопровождении: звучит музыка песни «Дважды два четыре».
Учитель: - Чтобы преодолеть эти 4 метра пути надо решить простые задачи. Давайте поможем Точке, иначе городские ворота просто не откроются.
4. Выработка умений применять знания табличного умножения в новых условиях
Математический диктант «Задачи». 1 ученик работает на индивидуальной доске.
Друзья Треугольники решили поймать Резинку и организовали погоню за ней. 24 человечка распределились в 3 одинаковые команды и в разные стороны. Сколько человек в каждой команде? (24 : 3= 8 человек)
Резинка, тем временем, стёрла 4 столбика по 3 примера в каждом. Сколько всего примеров она стёрла? (3 х 4 = 12 примеров)
Одна команда Треугольников побежала к реке. Сначала они прошли 40 м по улице, потом по лесу, причём по лесу в 5 раз меньше, чем по улице. Сколько метров прошли Треугольники по лесу? (40 : 5 = 8 м)
Вторая команда стала ждать Точку. Они устроили привал и съели 16 бутербродов по 2 бутерброда досталось каждому Треугольнику. Сколько Треугольников в этой команде?
( 16 : 2 = 8 человек)
Третья команда стала восстанавливать треугольные дома, у которых Резинка испортила стены. Принесли 30 кирпичей в 6 одинаковых коробках. Сколько кирпичей в каждой коробке? (30 : 6 = 5 кирпичей)
Оказалось, что стёрто 18 жёлтых кирпичей и 9 зелёных Во сколько раз зелёных кирпичей меньше, чем жёлтых? (18 : 9 = 2 раза)
Если в 6 одинаковых коробках лежит 30 кирпичей, то сколько кирпичей в 3 коробках?
( 30 : 6 х 3 = 15 кирпичей)
Проверка математического диктанта по индивидуальной доске.
5. Тренировочные упражнения на закрепление порядка арифметических действий
Учитель: - Двери Числового города распахнулись, и Точка увидела убегающую Резинку, которая успела что-то стереть в примерах.
На доске открываются примеры:
3 х 8 – 20 : 4 12 : 6 х 2
- Давайте решим эти примеры так, как они записаны.
(Комментируемое письмо 3 х 8 – 20 : 4 = 19 12 : 6 х 2=4)
- Резинка успела стереть скобки. Восстановим скобки в этих примерах! Посмотрите, что изменилось?
На доске (3 х 8 – 20 ) : 4 = 1 12 : (6 х 2) = 1
- Почему изменился ответ? (Изменился порядок действий)
Сделайте аналогичную самостоятельную работу.
I вариант 36 : 9 + 3 х 2 (3 + 24) : 3
(36 : 9 + 3) х 2 3 + 24 : 3
Ответы:10, 14, 9, 11
II вариант 30 – 9 : 3 2 х (8 : 4 + 6)
(30 – 9) : 3 2 х (8 : 4) + 6
Ответы: 27, 7, 16, 10
Учащиеся, быстро сделавшие задание, получают приз – математическую раскраску «Реши и раскрась».
6. Выработка умения переноса стержневых знаний в новые условия
Математический диктант «Примеры»
1) Уменьшить 54 в 6 раз.
2) Чему равно частное чисел 24 и 4?
3) Во сколько раз 36 больше 9?
4) Делимое 16. Делитель 8. Найти частное.
5) 14 уменьшить в 2 раза.
Ответы математического диктанта: 1) 9 2) 6 3) 4 4) 2 5) 7
Учитель: - Пока мы решали задания математического диктанта, Резинка убежала к реке. Попробуем её догнать. Для этого построим парусник. Парусник получится у того, кто правильно решил примеры.
Построение «Парусника» по клеткам и точкам, которые находятся по ответам математического диктанта.
- Отступите 2 клетки вниз, вправо 7, поставьте первую точку.
1) Ищем вторую точку. Отсчитайте столько клеток, сколько получилось в первом примере. ( 9 )
2) Вправо следующий ответ. (6) Это третья точка
3) Влево от точки №2 считаем столько клеток, сколько получилось в третьем примере ( 4 ) Это точка №4
4) От точки №4 вниз столько, сколько получим в четвёртом примере. ( 2 ) Это точка №5
Отступаем вправо семь клеток, т.к. последний ответ диктанта: 7
- Соединяем эти точки, получаем парусник. На этом паруснике будем догонять Резинку, но уже в следующий раз.
CD Звучит фрагмент песни «Дружба – это не работа»: Если друг не смеётся, Ты включи ему солнце, Ты включи ему звёзды, Это просто. Ты исправь ошибку, Превращая в улыбку, Все грустинки и слёзы, Это просто. Если свалится счастье, Подели его на части И раздай всем друзьям, Это просто. А когда будет надо, Все друзья будут рядом, Чтоб включить тебе солнце или звёзды. 7. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании
Учитель: - Мы сегодня много решили примеров и задач, а помогла нам Таблица умножения. Резинка опять убежала! Придётся нам продолжить поиски этой разбойницы на следующих уроках. А сегодня всем спасибо за работу. Дома, пожалуйста, доделайте математические раскраски.
CD Звучит песня «Дважды два четыре». Детям раздаются раскраски. Реши примеры и раскрась!
Литература:
В. Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин «Геометрия для малышей», М., «Педагогика» 1975
Математические раскраски «Табличные случаи умножения и деления»:
Таблица в Жар-птице
В-1 В-2
Сведения об авторах:
Клебанова Ю.В.
117630 г. Москва,
ул. Ак. Челомея, дом 10, кв. 78
тел. 8 916 5832826
a-mail: kluv24@mail.ru
дом тел.8 (495) 936-73-23 Маншилина И.Г.
127543 г. Москва
Корнейчука ул., дом 41, кв. 82
a-mail: irina.manshilina@yndex.ru
тел. 8 915 2215099 ГБОУ СОШ № 1234
структурное подразделение «Школа с углубленным
изучением области знаний «Искусство»
ЦАО г. Москвы
123104 г. Москва
Малый Палашевский переулок, дом 3
Тел.(495) 694 1071
a-mail: 122sch@mail.ru
|