«Интеграл» 13





Скачать 140.24 Kb.
Название«Интеграл» 13
Дата публикации27.09.2014
Размер140.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
МУП СОШ с. Карамышево Грязинского района

Липецкой области

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

по методике Шаталова

учителя математики

Малютина Алексея Егоровича

I. Содержание методики Шаталова. 3

1. Изучение нового материала 3

2. Опрос по листу с опорным сигналом 3

3. Опрос по листу взаимодействия. 4

4. Обучение решению заданий 4

5. Задания для домашней работы (плашки). 5

6.Как решать задания? 5

7. Контроль знаний и умений учащихся. 7

8. Лестница Шаталова. 8

II. Принципы методики Шаталова 9

III. Первые шаги в освоении новой методики. 9

IV.Эксперимент продолжается 10

V. Значение принципов методики Шаталова 12

VI. Разработка ОС по теме «Интеграл» 13



I. Содержание методики Шаталова.




1. Изучение нового материала


Для изучения нового материала создается ЛОС (лист с опорным сигналом ), он должен удовлетворять следующим требования:

  1. Должен быть небольшим по размеру и не сложным по содержанию, т.е легко заполняться и воспроизводиться.

  2. Надо соблюдать структурность, т.е все части должны быть взаимосвязаны.

  3. Необходимо делать акценты на основных смысловых элементов: рамки, скобки, стрелки, шрифты, цвета.

  4. Применять принятые обозначения и договоренности.

  5. Автономность соблюдается при записи частей

  6. Соблюдать надо принцип привычных ассоциаций и стереотипов.С

  7. охранять непохожесть листа.

  8. Главные мысли раскрасить красным цветом, использовать не менее 3-х цветов; в средних классах ОС включает от 200 – 300 знаков; в старших от 300-400 знаков.

При изучении нового материала учитель использует различные приемы и методы, после 1 прогона, материала повторяется еще 2 раза, причем можно попросить воспроизвести изучаемое учеников.

Затем надо рассказать, как учить ОС дома. Для этого конспект делится на части, учиться сначала 1 часть, затем следующая. Ученик читает материал по учебнику. Затем рассказывает и пишет ЛОС на черновике, такой ответ оценивают родители, для чего создаются зачетки.

Когда ответ готов, родители ставят оценку и подписываются.

2. Опрос по листу с опорным сигналом


Опрос ЛОСа в классе проводят так: в специальных тетрадях проводится письменный опрос (10-12 мин.). Содержание ОС пишут на 1-ой странице, закончив ответ, ученик подносит открытую тетрадь, учитель делит тетради на 3 стопки: 1-я ответ отличный, 2-я хороший, 3-я ученик не достаточно готов.

Ученики, не готовые к письменному ответу, обязаны сдать ОС после уроков, но теперь озвучить его. За письменный ответ оценки выставлять в ведомость открытого учёта.

После письменного ответа, ОС вывешивается на доску и начинается устный опрос. Оценки за устный опрос ставятся в журнал, чтобы учащиеся слушали отвечающего, добавляли и исправляли, вводиться правило: « Если товарищу помогли ученики, то ему оценка не снижается, а если добавит пропущенное при озвучивании учитель - оценка снижается».

Во время письменного ответа можно проводить «тихий» опрос, к доске вызывается один ученик и тихо рассказывает учителю материал ОС. «Магнитофонный» опрос проводят во время письменного и устного опроса, отвечающий наговаривает выученный материал. Затем учитель прослушивает и объявляет оценку. Ещё один вид опроса – « шепчущий », после письменного опроса, ученики работают парами; сначала 1 вариант слушает 2 вариант, а потом они меняются, кто отвечал, теперь слушает. Ответы оценивают дети. При необходимом навыке, правильном отношении к своим знанием и критической оценке знанием соседа, оценки можно выставлять в журнал.

3. Опрос по листу взаимодействия.


После изучения темы сдается ЛВК ( лист взаимоконтроля) от 25-30 вопросов. Учитель дает ответы на все вопросы. Дети сдают дома родителям. На уроке» опроса ЛКВ» можно применять « групповой» опрос. К доске вызывается по желанию 5-6 учеников. Из оставшихся учеников выбирает ответственного за заполнение ведомств оценок за ответы каждого. Существует правило, если среди оценок все «5» итоговая оценка « отлично»; если одна оценка « 4 » остальные « 5» - оценка «хорошо»; если среди хороших и отличных оценок есть «3», то оценка «удовлетворительно».

4. Обучение решению заданий


Решение заданий по изученному проходит по следующему порядку:

1) Можно начинать учить решать примеры и задачи, только после изучения теории по теме урока.

2) Задание попроще решают «полетно», для убыстрения полетного решения, условие заданий записывающих на доске или готовят на кодопленке.

3) Более сложные задачи решают так: дети изучают условие, предлагают способы решения, обсуждают с учителем их способы решения. Записывают решения на доске, только после этого весь класс записывает решение в тетрадь (не делай одновременно два дела – «мысли» и «пиши»).

4) Сколько бы задач на уроке не решали, не рекомендуется решать однотипные.

5) За решение задач и примеров на доске не ставят оценки в журнал.

5. Задания для домашней работы (плашки).


Особо надо рассказывать о домашнем решении заданий. По крупной теме ученики получают домашнюю работу блоком номеров, который называется «плашка». Для решения домашней работы заводятся отдельные тетради, ученики в них решают «плашку» к определенному сроку. Если возникают вопросы по домашней работе, то дети могут спросить у учителя. Во время решения домашних задач по теме учитель проводит урок «открытых» задач, ученики могут спросить, как решать не получившиеся задания.

В определенный день дети приносят домашние задания, которые проверяются и оценки идут в журнал. Таким примером хорошо пользоваться, потому что решение домашней идет постоянно, даже если ученик приболел, можно решать задания различных уравнений сложности, у ученика нет отговорок, что домашнюю не успел записать в дневник, забыл, потерял и т.д.

Существуют критерии оценки домашней работы: если ученик решил правильно половину номеров «Плашки», то оценка «3», правильно решено 70-95% заданий «4», решены все или 1-2 задания с ошибкой - «5».

6.Как решать задания?


1. После изучения теорем, наступает время решения заданий, по методике Шаталова на 1 урок теорем приходится один или два урока практики

2. Когда идет решение задачи в классе никто не пишет, только слушает и принимает участие в обсуждении решения. Затем решение записывается на доске. После этого всё решение повторяется одним или несколькими учениками. За ними с доски вытирают, и начинается оформление решения в тетради. Что даёт такое решение? Убыстрение происходит в 1,5 раза; мысль не прерывается другой деятельностью, ученик запоминает решение, т.к. хорошо знает, что ему придётся решение проводить самостоятельно, создаётся особенный психологический настрой, при этом сильный ученик запоминает только идею решения и далее способен внести изменения в решение, а слабый запоминает решение полностью. Если несколько очень слабых детей недорешали задание, то можно использовать приём «подтягивания слабых»: для чего один ученик читает решение, а тот, у кого не получилось, записывает с его слов решение на доске. Проверку провести, включая самых слабых учеников.

Если задача не из учебника то условие пишется на доске, учитель читает условие, заставляет прочитать слабого ученика, повторяет условие и вырабатывает с классом ход решения, после чего ученики решают задачу в тетради самостоятельно и проверяют, записью решения на доске. Если условие задачи сложное , то лучше учителю прочитать задачу , повторить чтение ученикам, закрыть книги и попросить учеников рассказать условие, кратко записать условие и наметить способ решения.

Если впервые решаем новую типовую задачу, то записывать её решение не обязательно, нужно вернуться к ней через несколько уроков, только на третий раз записать решение в тетрадь, тогда можно у учеников создать устойчивый стереотип.

Как решать примеры?

Решить полётно 10-12 примеров в одно действие, на лоске записать примеры в 10 – 12 действий, этот большой пример решает учитель, дети не записывают, а наблюдают за порядком действий и выполнением действий.

На следующий урок повторить полётное решение 10-12 примеров и прорешать большой пример. На третий урок повторяется работа, если кто-то из учеников попросился решать «большой» пример, то ему можно позволить записать условие на доске.

На следующем уроке после решения примеров в одно действие, задать «большой» пример для самостоятельного решения, можно использовать метод ‘’перепада’’ сначала 12-13 действий в примере, потом 5-6 действий.

Для самых слабых можно рекомендовать такой приём: заготовить 5-6 карточек, на первой записать два примера в два действия, на второй – два примера в 3-4 действия, на третьей – два примера в 5-6 действий, на четвёртой – два примера в 7-8 действий, на пятой – два примера в 9-10 действий.

После 4-5 уроков обучения решению примеров необходимо ежедневно проводить самостоятельные работы на 7-10 минут. Недели через две дать проверочную работу. Указанный приём последовательного перехода от малого к большому придаёт больше уверенности учащимся.

7. Контроль знаний и умений учащихся.


По решенным дома задачам учитель проводит релейные контрольные работы. Когда дети сдали тетради с домашней работой по «плашке», нужно провести «релейную» контрольную, для чего ученику задаются 8-10 заданий, которые он решал дома. Если решал самостоятельно, то с такой контрольной ученик с успехом справляется, если же пользовался «решебником», то итог плачевный .

В течение изучения курса может быть 5-6 «релейных» работ.

Контрольные работы и знания, учащихся по разделу и курсу соответствующего класса.

Два раза в год проводятся уроки открытых мыслей:

Ученик делает сообщение по материалу, который на уроке не звучал, по истине математике, предлагает метод решения занимательной задачи. Сообщение делается устно, записи ведутся на доске. Оформляется работа в виде реферата с указанием источников.

После того как материал курса изучен, сданы все листы взаимоконтроля, проводится устный экзамен.

В любом классе есть ученики с разной математической подготовкой, чтобы облегчить слабым нагрузку при решении дом. работы создается служба консультантов. Консультантами могут быть родители, старший брат или сестра, старшеклассник, отлично успевающий одноклассник. Когда ученик сдал тетради с решенными заданиями.

По «Плашке», учитель работы проверяет, причем правильно решенные номер задания обводится кружком, а решенный с ошибкой не обводится. Получив проверенную тетрадь, ученик и его консультант начинают работу над ошибками.

Что дает такая работа? Снимает нагрузку с учителя, сближает учащихся, увеличивает моменты общения старшего с младшим.

8. Лестница Шаталова.



У учителей собирающихся заняться методикой Шаталова возникает первое впечатление, что ЛОСы, ЛВК, Плашка это самое важное в методике, но это не так. В. Ф. Шагалов создал специальную лестницу, на которую расставил следующие разделы:

1 ступень - ежедневное оценивание работ учеников, система работы учителя и ученика, постоянное общение.

2 ступень – вариативное повторение, листы взаимоконтроля, решение задач, полетное решение, смена видов деятельности. За счет убыстренного изучения теории можно дважды «пройтись» по курсу соответствующего класса.

3 ступень – преобладание практики над теорией, минимально должно быть на 30 теоретических вопросов 180 задач, хотя теория идет впереди.

4 ступень – спорт - это жизнь, идеальное положение методики за счет экономии времени на изучение алгебры, геометрии, физики в 7 классе выделяется 1 урок физкультуры.

5 ступень – система инструкции, повышающая самоконтроль до 90 % и внешний контроль до 10%.

6 ступень – учеба (ЛОСы, ЛВК, Плашки и т. д.).

Методика Шаталова предусматривает убыстренное изучение материала курса, за счёт укрупнения блоков теоретического материала курса. К примеру, в 5- 6 классах математику можно изучить до января. Далее месяц решаются задачи, попутно повторяют ЛВК. Оставшееся время учебного года идет на углубленное изучение курса. Листы с опорными сигналами заучиваются основательно. В плашки включаются задачи повышенной сложности, в классе решают задания из Сканави.

II. Принципы методики Шаталова


  1. Принцип быстрого движения вперед, используя укрупненные блоки.

  2. Принцип обучения на высоком уровне сложности – научно, но допустимо.

  3. Принцип опережающей роли теоретических знаний.

  4. Принцип гласности.

  5. Принцип открытых перспектив – пересдай теорию, порешай д.з, и еще раз перерешай.

  6. Принцип многократного повторения материала.

  7. Принцип бесконфликтности ситуаций.

Перед тем как начать применять метод Шаталова, надо учителю найти единомышленников среди родителей. Собрание не начинать до тех пор пока, отсутствует хотя бы один родитель по неуважительной причине. На собрании родителей познакомить с методикой, уточнить их обязанности и указать возможность встречи с учителем не на собрании.

III. Первые шаги в освоении новой методики.


С методиками учителя-новатора знакомился заочно по публикациям в «Математике в школе», «Учительской газете» с середины семидесятых годов прошлого века. Осенью 1979 г. в политехническом институте присутствовал на встрече с Шаталовым. В 1980г., закончив двухлетний университет учителей математики при ЛГПИ, я утвердился в решении, буду применять элементы методики Шаталова. Сам создавал опорные сигналы, укрупняя блоки, создавая плашки. Нахлынуло творчество, в школе пропадал целыми днями, осаждая различными просьбами ИУУ, в лице Исаева Ю. И. нашел товарища во всех начинаниях. К математике добавилась информатика, проделал и в информатике некоторые работы по укрупнению блоков и созданию ЛОСов. Все же это были поиски истины как в тумане, все изменилось весной 1987г., когда меня пригласили на курсы Зубчевской Риммы Залмановны в ИУУ по методам Шаталова в 5-6 классах.

Уже осенью 1988 г. согласился на эксперимент по математике в 6 классе, а в ноябре 1989 г попали с Можаровым Евгением Васильевичем в Донецк к Шаталову на семинар-практикум в 7 классе по алгебре, геометрии и физике.

Эти два года я бы назвал качелями, когда были некоторые успехи и неудачи. Некоторые родители и руководители образования требовали хороших результатов через 5-6 месяцев эксперимента, как известно такое не возможно, требуется время, три-четыре года применения методики, тогда закладывается система теоретических знаний и появляются навыки применения теории. Не обращая внимания на промахи, делая выводы из ошибок, продолжая экспериментировать, делился наработками с коллегами, проводил много открытых уроков, для желающих приобщиться к методике Шаталова устраивал семинары. Оформлял и пополнял оборудованием кабинеты математике - он был аттестован одним из первых в районе.

IV.Эксперимент продолжается


Начиная с 1990 года в Казинскую сш поехали делегации смотреть уроки математики по новой методике; посещали уроки группы учителей математики по новой методике; посещали уроки группы учителей математике с курсов, проходили уроки - семинары для завучей и директоров Грязинского района, приезжала группа директоров школ из Добринки во главе с заведующим РОНО.

В это время я был командирован в Москву в институт усовершенствования учителей МИНПРОСа , актуальные вопросы обучения обсуждались на «круглых столах» во время профсоюзных совещаний, приходилось выступать с докладами на курсах и конференциях. В это время мне присвоили звание учителя-методиста.

Теперь в своей работе я использую многие элементы методики Шаталова. Выскажу своё мнение о технологии методики.

Изучение нового материала провожу с использованием О.С или укрупняю блоки подачи нового. Причём использую многократное повторение того, что надо хорошо запомнить: для чего использую рассказ учителя; наглядность; работу с книгой, повторный пересказ учениками.

Опрос нового материала бывает письменным, устным, тихим, групповым. В классах, где много слабых учащихся, применяю следующее при опросе (особенно в геометрии): вызываю хорошего ученика, оцениваю его, после чего он становится моим помощником, ответивший слушает шепчущие ответы слабых и оценивает их; потом такой же повторяется со вторым и третьим с устным учеником. В конце урока заслушиваю отчёты моих помощников, выставляю оценки в журнал. Таким образом можно опросить и оценить до 15 человек. В старших классах по ЛВК провожу зачёты, иногда включая в них несложные задачи. При таком способе изучения материала экономится время, улучшаются теоретические познания у учащихся, больше остаётся времени на решение задач.

Итак; после изучения теоретического материала перехожу к решению задач.

Уделяю внимание полетному решению заданий.

Задачи стараюсь решать по методике Шаталова, особое внимание обращаю на изучение условия, несколько раз повторяя текст, разбирая значение слови фраз, затем намечаем ход решения, записываем на доске, уточняем ответ ,только после этого записываем в тетрадь .

За решение задачи на доске не ставлю оценок в журнал, другое дело, самостоятельное решение заданий, когда отдельные ученики решили все задания, предназначенные для данного урока. У таких учеников собираю тетради, проверяю и оцениваю решения, если оценка нравится ученику, то выставляю при решение тождественных преобразований в журнал

Проверяю навыки по изученному, использую переход от больших заданий, к малым и наоборот, провожу проверочные сам. Работы, по решению дом, заданий проходят Решенные работы в конце темы провожу уроки открытых задач. По завершению изучения темы провожу контрольные работы. Такое пристальное внимание к отработке умений и навыков замедляет процесс убыстренного изучения курса, но все же на повторение в конце года остается от 1 до 2-х месяцев. За это время провожу тематическое повторение курса, удобные тем, что у детей есть ОС.

После Казинки, я несколько лет работаю в Карамышевской СШ. Выпускники 1994-1996 с опаской относились поступлению в институте, затем стали поступать в технические и экономические вузы, а с 2000 г. отдельные выпускники стали получать медали. Качество знаний у выпускников на ЕГЭ меняется от 40% до 60%.

V. Значение принципов методики Шаталова


Своё мнение о методике Шагалова я уже высказывал, теперь надо отменить значение каждого «Принципа» методики. Принцип «быстрого движения вперёд» очень хороший, но затратный для учителя, много времени и сил отнимает подготовительная работа. Надо составить укрупнённые блоки по теме, по тому или другому курсу, необходимо размножить их для учащихся составить «классики» и т. п. Но хорошо тем, что учитель выигрывает во времени подготовки к урокам, убыстренно изучать тему, больше времени на решение заданий, а потом остаётся время на повторения.

Каждый учитель стремится к обучению учащихся «на высоком уровне сложности – научно, но доступно». По моему мнению, этот принцип один из важнейших. Не поспоришь с принципом «опережающей роли теоретических знаний», так как без теории нет практических умений и навыков. Самый противоречивый в методике принцип «гласности». Многие учителя, родители и методисты утверждают, что ведомость открытого учёта занятий вредны. Считаю что надо не выпячивать «гласность», но и не выращивать.

Учеников в тепличных условиях, им нужна конкуренция. Принцип “открытия перспективы логически вытекает из практической работы каждого учащихся: передал теорию, обучения по ней решение практических задач, задай порешать самостоятельно и вновь порешай, но на более высоком уровне сложности заданий. Принцип «многократного повторения изученного “важен для запоминаний понятий в классе , тут Шаталов не первооткрыватель , мой первый учитель математики с успехом использовал этот прием . Ни один учитель не станет оспаривать принцип «бесконфликтности ситуации» на уроке родителями, в школе . Надо стремится к комфорту ученика и учителя в учебном процессе .

Мое отношение к метода Шаталова положительно, потому стремлюсь к их воплощению в практику. Частичку такой работы покажу при прохождении темы «Первообразная и интеграл» - 11кл. ( Алгебра и начала анализа А. Г. Мордкович)

1. Первообразная и неопределённый интеграл (С.Р.) (4ч.)

2.Определённый интеграл(6ч.)

а) задачи, приводящие к понятию определённого интеграла;

б) определённый интеграл, его свойства (С.Р.)

в) вычисление площадей плоских фигур.

3. Контрольная работа (1ч.)

По теоретическому материалу темы создаю два опорных сигнала.

VI. Разработка ОС по теме «Интеграл»


Первообразная и неопределённый интеграл.

Отыскание скорости по закону движения- …, восстановление закона движения по скорости- нахождение первообразной.

О. Функция F(x) называется первообразной для f(x) на промежутке Х, если



Т. Общий вид первообразных на Х для есть F(x) + С; F(x) →f(x), с – постоянная. По определению

О. Если f(x) →F(x), то множество всех первообразных F(x) + C называют неопределенным интегралом от f(x) и записывают:


ПРАВИЛА




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Интеграл» 13 iconТема: «первообразная и интеграл»
Докажите,что функция 2/3х√ х+5 является первообразной функции √ Х на промежутке (0;∞)
«Интеграл» 13 iconД. А. Саховский, гоу спо «Георгиевский региональный колледж «Интеграл»
Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
«Интеграл» 13 icon«Первообразная. Интеграл.»
Примерное распределение тренировочных упражнений в соответствии с уровнями знаний в учебнике «Алгебра и начала анализа» под редакцией...
«Интеграл» 13 iconУрок-лекция по теме: «Определенный интеграл»
Рассмотреть задачи, приводящие к понятию определенного интеграла, дать описание математической модели таких задач
«Интеграл» 13 iconРазработка урока по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме: "Первообразная и интеграл"
Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы
«Интеграл» 13 iconМетодическая разработка Применение лекционно-семинарской формы обучения...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №87 Петроградского района
«Интеграл» 13 iconМпс РФ омский Государственный Университет Путей Сообщения
Действительно, операция интегрирования “восстанавливает” функцию, дифференцированием которой получена подынтегральная функция. Возможно...
«Интеграл» 13 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Идет постановка задачи: требуется вычислить определенный интеграл при условии, что a и b конечны и является непрерывной функцией...
«Интеграл» 13 iconЭкзаменационные вопросы по математике для тп,МХ,ап-06-21. 1 Первообразная...
...
«Интеграл» 13 iconФедерального медико-биологического агентства
В отчётном году институтом выполнены в качестве головного исполнителя пятнадцать работ по Государственным контрактам, из которых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск