МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
«ЛОГИКА» Учебно-методический комплекс по специальности 080105 «Финансы и кредит»
МОСКВА 2008
Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании УМС МУГУ «___» ______________ 200__ г., протокол № _____ Рецензент: к.филос.н. Коробкова Ю.Е. Составитель: Шнитман Г.В.
Логика: Учебно-методический комплекс по специальности 080105 «Финансы и кредит». – М.: МУГУ, 2008. – 33 с.
© МУГУ, 2008
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логика» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Курс «Логика» представляет собой дисциплину, формирующую у обучающихся профессиональные знания, умения и навыки, которые позволят им применять стандартные методы для логического анализа различного типа рассуждений и доказательств. Это имеет большое значение для роста престижа, конкурентоспособности и творческого потенциала молодого специалиста.
Знания, умения и навыки, полученные обучающимися при изучении дисциплины «Логика», актуальны в ситуациях публичного выступления, спора, ведения переговоров, при составлении письменных документов или подготовке к устному выступлению. Цель учебной дисциплины – формирование общенаучной и профессиональной культуры, изучение логических форм и правил мышления, а также выработка умения применять их на практике. Основными задачами курса являются:
– знание предмета и основных этапов формирования и развития логической науки, ее значение и основные сферы приложения в области своей специализации;
– знание и понимание основных законов и методов логико-математического анализа естественных и искусственных языков (в связи с развитием информатики и кибернетики, широким внедрением компьютерной техники);
– знание основ современной логики и методологии науки;
– знание основных логических форм организации и развития научного знания;
– знание структуры доказательства и ошибок доказательства.
В результате изучения дисциплины «Логика» обучающиеся должны:
иметь представление:
– об основных направлениях и тенденциях развития современной логики как методологии науки;
– о возможностях применения логики в области своей специализации;
– об объекте, на который направлена аргументация, и средства аргументации.
уметь:
– применять стандартные методы логико-математического анализа и оценки различного типа рассуждений и доказательств;
– применять логические законы, формы, приемы и операции на практике;
– выделять элементы аргументационной конструкции: предложения-тезиса, предложения-посылки (доводы, аргументы);
– обоснования истинности тезиса с помощью аргументов (истинных суждений) путем демонстрации логического следования тезиса из аргументов;
– использования стандартных методов для оценки логической корректности устных высказываний и письменных документов;
– публичных выступлений, ведения дискуссий, переговоров, заключения соглашений, принятия решений;
– логически правильного мышления, которое поможет им овладеть избранной специальностью;
– самостоятельного изучения современной литературы по логике.
Изучение дисциплины «Логика» осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений, в тесной связи с другими учебными дисциплинами (такими как: математика, философия, информатика, юриспруденция). Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах развивающего обучения, положениях современных концепций усвоения научного знания и профессионального опыта.
В методике преподавания учебной дисциплины главное место занимает активное обучение, актуализирующее творческие возможности и способности обучающихся.
Преподавание дисциплины осуществляется в форме лекций, семинаров, практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций, а также самостоятельной работы обучающихся.
Основными формами занятий с обучающимися являются лекции, семинары и практические занятия, проводимые с использованием элементов педагогических, ролевых и деловых игр и т.д. и т.п.
На лекциях, как правило, излагаются наиболее сложные и наиболее значимые в структуре дисциплины учебные вопросы и положения, они имеют целью: дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине; сконцентрировать внимание обучаемых на наиболее сложных и узловых проблемах теории.
На семинарских занятиях закрепляются и углубляются знания обучающихся, полученные на лекциях и в процессе самостоятельного изучения литературы, рассматриваются неоднозначные или спорные положения. Основными методами проведения семинаров являются обсуждение учебных вопросов, а также заслушивание и обсуждение рефератов.
На практических занятиях углубляются и практически закрепляются знания обучающихся, формируются умения и навыки применения полученных знаний в практической деятельности.
Активной формой изучения дисциплины рассматривается самостоятельная работа обучающихся. Основной целью самостоятельной работы является расширение знаний, полученных на лекциях и практических занятиях, подготовка рефератов по вопросам, которые не вошли в лекционный курс.
Консультации направлены на оказание педагогически целесообразной помощи в самостоятельной работе обучающимся по темам, входящим в учебный план. Консультации связываются с лекциями, семинарскими и другими практическими занятиями, а также с самостоятельной работой обучающихся, в особенности с подготовкой к зачетам.
На консультациях, в первую очередь, уделяется внимание следующим вопросам: организация и методика самостоятельной работы; доведение и разъяснение содержания дополнительных литературных и других источников; уточнение тех или иных научных данных, научно-теоретических положений, новых понятий, методов разрешения психологических ситуаций; рассмотрение вопросов методологического характера.
Текущий контроль усвоения полученных обучающимися знаний, сформированных умений по дисциплине осуществляется преимущественно на семинарах и практических занятиях, при рассмотрении материалов подготовленных рефератов и в ходе индивидуальных собеседований, в форме, избранной преподавателем.
Итоговый контроль уровня сформированных знаний проводится в форме зачета.
|