Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика»
страница1/4
Дата публикации25.02.2015
Размер0.61 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА
Тазаян А.Б.

Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Юридическая логика»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Менеджмент» (протокол №1 от 26.08.13) и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол №1 от 26.08.13) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ) и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины
Составитель: д.ф.н., профессор Тазаян А.Б.
Рецензенты: д.ф.н., профессор Строцева О.И.

содержание


  1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

1.1.Лекция: Предмет логики. Логика и язык.

1.1.1 Предмет логики. Понятие логической формы.

1.1.2. Логика и язык.

1.1. 3. Семантические категории выражений языка.

1.1.1. Предмет логики. Понятие логической формы.

Логика − одна из древнейших наук. Она сформировалась в IУ веке до н.э. Основателем логики как науки принято считать древнегреческого философа Аристотеля. Термин «логика» этимологически восходит к древнегреческому слову «logos» (слово, понятие, рассуждение, разум). Логика как наука формировалась в контексте человеческой познавательной деятельности. Целью познания является истина (адекватное воспроизведение в знании предмета познания). Для осуществления познавательной деятельности у человека есть две способности – чувства и разум.

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления. Результатом чувственного познания являются образы или отдельные признаки конкретных предметов, которые формируются в результате непосредственного их воздействия на наши органы чувств. В познании от знания предметов, данных непосредственно нашей чувственности, переходим к знанию о классах предметов. Получение такого вида знания осуществляется посредством перехода от чувственных форм отражения действительности к рациональным формам. Рациональные формы рассматриваются как мыслительные формы. Таким образом, благодаря мышлению, этой нашей способности, мы получаем возможность приобретения знания о классах предметов. Оно постигает существенные и необходимые свойства, отношения между предметами действительности. Формы мысленного отражения действительности осуществляются абстрактно и опосредствованно.

Абстрактные объекты – отношения, понятия, суждения и др. целостные мыслительные образования. В процессе познания мы выделяем интересующие нас в объекте отдельные свойства, отношения для их изучения. Для логики имеет принципиальное значение различие между абстрактным объектом и реальностью. В логике, как и в целом науке, недопустимо придание абстрактным объектам реального существования. Но абстрагирование от чувственных единичных объектов к абстрактным объектам делает возможным переход от старых знаний к новым, не обращаясь непосредственно к чувственным данным. Эта познавательная возможность логики вытекает именно из-за опосредствованного характера форм мысленного отражения. Такой способ получения нового знания называется рассуждением (рассуждение – есть последовательная,логически обусловленная связь утверждений).

Таким образом, мы установили, что у нас есть два способа получения знания: посредством форм чувственного познания и посредством рассуждения. Получение нового знания с помощью рассуждения называется выводным знанием. Изучение правил и норм теоретических рассуждений, процедур получения выводного знания – занимает определяющее место в области логических исследований. В основе выводимости одних утверждений из других лежит логическая связь. Выводное знание становится возможным благодаря логическому следованию одних утверждений из других.

Отличительным признаком выводного знания является то, что его правильность зависит исключительно от логической формы.

Содержание наших мыслей бесконечно разнообразно. Как и в случае с грамматическими структурами естественных языков, ограниченный перечень логических форм определяет нормативные критерии правильности и неправильности использования языковых выражений в науке. Логические формы языковых выражений, способы их связи, наряду с основными принципами ( законами) правильного рассуждения, обладают определенными нормативными признаками, которые изучает логика. Именно формальный принцип, лежащий в основе логики и грамматики, обусловливает их сходство. Определяя нормы грамматической структуры предложения в терминах «подлежащий», «сказуемый», «определение», «обстоятельство», «дополнение», мы отвлекаемся от конкретного содержания слов, которые они обозначают . Правильность грамматической структуры предложения является не только основанием адекватной репрезентации объекта знания в языке, но условием взаимопонимания, общения между людьми. Так же логика, устанавливая нормы правильности научных утверждений, отвлекается от содержания знания, исследуя исключительно правила логического следования, его формально-логическую структуру в терминах «понятие», «суждение», «умозаключение», «доказательства» и т.д.

Логическая форма(структура) мысли - это способ связи ее составных элементов. Рассмотрение мыслей в аспекте их структуры определяет специфическую особенность логики как науки. В логике содержание и форма знания разделены. Правильность мысли не зависит от ее содержания, а определяется исключительно ее логической формой.

Формы мысли отличаются друг от друга своей структурой ( элементами и способ их связи). Например, структура простого суждения включает следующие составные части: субъект-термин (логическое подлежащее), предикат-термин(логическое сказуемое) и связку. Возьмем два простых суждения:

1. «Луна есть естественный спутник Земли»;

2. «Футбол есть командная спортивная игра».

То, что они по содержанию различны, не вызывает никаких сомнений. А в чем же их сходство? Ведь они относятся к одной и той же форме мысли – к простому суждению. Если исходить из того, что каждое языковое выражение имеет содержание и форму, а содержание в данном случае различно, то сходство следует искать в их форме. Заменим содержательные термины (слова) суждений: логические подлежащие (субъекты-термины) «Луна» и «футбол» латинской буквой S, логические сказуемые (предикаты-термины ) «естественный спутник Земли», «командная спортивная игра», латинской буквой P. Символы S и P указывают лишь на то, что они обозначают логическое подлежащее и логическое сказуемое в этих конкретных суждениях. В нашем примере – это «S есть P». Таким образом, у этих суждений одна и та же логическая форма (они имеют одни и те же элементы и один и тот же способ их связи). Отсюда можно сделать вывод, что множество различных по содержанию предложений может иметь одно и то же логическое строение. Выявления структуры мыслей, определение правил связи ее элементов есть процесс их формализации. Формализация мыслительной деятельности позволяет сформулировать логические правила и законы, являющиеся общими для различного рода выражений языка, имеющих структурное соответствие.

Приступая к изучению логики, необходимо определить компетенцию логики в научном познании. Это, прежде всего, вопрос о пределах соответствия правильности и истинности. Если мы обратимся к классической концепции истины, в которой она (истина) определяется как свойство знания, соответствующее своему предмету. Отсюда, знание не соответствующее своему предмету, является ложной. В этом контексте логическая правильность отнюдь не гарантирует истинности знания. Можно логически правильно построить свои рассуждения, но исходить из ложных посылок. В этом случае вы можете прийти как к истинному заключению, так и ложному. Ценность логики заключается в том, что если вы исходите из истинных данных и в своих рассуждениях следуете правилам логики, то с необходимостью получите истинное заключение. Установление истинности посылок не входит в компетенцию логики, это задача специальных наук.

Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться рассуждение, чтобы, опираясь на достоверные основания, с необходимостью была достигнута истина.

Подводя итог изложенному, можно сказать, что логика есть наука, изучающая рациональные основания рассуждения со стороны его формы, она изучает законы и правила получения выводного знания.( Рассуждение — это процедура обоснования некоторого высказывания путем пошагового выведения его из других высказываний.)

Основной задачей логики является отделение правильных способов рассуждения от неправильных.

Правильные выводы называются также обоснованными или логичными.

1.1.2.Логика и язык

Мысль непосредственно выражается в языке. Мышление и язык составляют нерасторжимое единство. Но также очевидно различие между языком и мышлением. Язык материален, мышление – идеально. Но в чем же в таком случае выражается их нерасторжимое единство? В том, что формы мышления могут быть представлены исключительно посредством языковых выражений.

Язык – знаковая система, используемая для описания, хранения и передачи информации. Все языки могут быть разделены на естественные и искусственные. Естественные языки формируются стихийно, они являются основополагающим фактором общественного воспроизводства: выступают средством общения между людьми, хранения и передачи обыденного опыта и духовных ценностей от поколения поколению. Искусственные языки создаются сознательно для решения специальных задач (математический язык, язык абстрактной живописи, нотный язык записи музыкальных произведений и т.д.).

Всякий язык состоит из знаков. Знаком называется материальный объект, используемый в познании или общения в качестве представителя какого-то другого предмета. Выделяют различные типы знаков, в логическом языке представлены знаки-символы. Между знаками-символами и представляемыми ими предметами нет причинно необходимой связи.

Важнейшей характеристикой знаков являются смысл и значение.

Значением знака является обозначаемый им предмет'. Смыслом - выражаемая знаком характеристика обозначаемого предмета. Некоторые предметы имеют одно и то же значение, но разный смысл (т е. смысл выражений “4”, “2 + 2” и “9 - 5” различен). Некоторые знаки имеют смысл, но не имеют значения, т.е. представляют несуществующие предметы (например, космонавт, побывавший на Марсе).

Есть специальная теория о знаковых системах - семиотика. Основоположниками этой науки являются швейцарский лингвист Ф. де Соссюр(1857 – 1913) и американский философ и логик Ч.Пирс (1839 – 1914). Семиотика включает три относительно самостоятельных раздела: синтаксис, семантику и прагматику.

Синтаксис (греч. σύνταξσις – построение, порядок) – раздел семиотики, исследующий отношения между знаками, правила образования и преобразования языковых выражений. В синтаксисе отвлекаются от рассмотрения смысла и значения знаков.

Семантика[ др.-греч. ςημαντίκος (семантический) – смысловой, относящийся к значению слова ] - раздел семиотики, в котором изучаются отношения знаков к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию.

Сформировались две относительно самостоятельных области семантических исследований: лингвистическая и логическая. Логическая семантику, в свою очередь, делят на теорию значения и теорию смысла.

Прагматика( др.-гр. πραγματικός – деловой, опытный, дельный)- раздел семиотики, изучающая отношения между знаковыми системами и теми, кто воспринимает, интерпретирует и использует их.

1.1.3.Семантические категории выражений языка.

Все знаки выражений языка могут быть разбиты на классы в зависимости от типов выражаемых ими смыслов и от типов объектов, которые они обозначают. Эти классы называются семантическими категориями

К числу семантических категорий относят предложения. Предложения делятся на классы в зависимости от того, выражают ли они суждения, вопросы, нормы. Знаки, образующие языковые выражения, являющиеся возможными частями предложения, играющими самостоятельную роль, делятся на дескриптивные и логические категории. К дескриптивным семантическим категориям относятся: имена, знаки свойств и отношений(предикаторы), знаки предметных функций. Имя- это выражение естественного или искусственного языка, обозначающее отдельный предмет, или класс предметов. Объект, обозначаемый именем, называется денотатом этого имени; способ, которым имя указывает на свой денотат, называется смыслом. В традиционной логике понятия «денотат» и «смысл» соответствуют понятиям «объем» и «содержание». Теория именования позволяет преодолеть контексты двусмысленности употребляемых языковых выражений, характерных для естественных языков. Она строится на трех принципах: предметности, однозначности, взаимозаменяемости. Согласно принципу предметности высказывания должны утверждать (или отрицать) нечто о значениях имен, входящих в предложения, а не о самих именах. То есть, когда мы нечто (наличие или отсутствие признака) утверждаем о каком-либо предмете, мы употребляем в выражении языка его знак, но утверждающее содержание предложения относится не к знаку, а предмету, который он обозначает. Принцип однозначности предписывает требование употреблять знак в одном и том же предметном значении. Если это знак одного предмета, то он должен выступать в качестве единичного имени , если обозначает предметную область одного класса, то должен быть общим именем для данного класса. Принцип взаимозаменяемости: любой знак в языковом выражении может быть заменен другим знаком с тем же предметным значением без изменения предметного значения языкового выражения в целом. Предикаторы – выражения языка, предметными значениями которых являются свойства и отношения. Предикаторы в языковых выражениях играют роль логического сказуемого.

Логические категории представлены двумя основными видами : 1. логическими связками {- конъюнкцией [ символически – & ( грамматическая форма союз «и»)], дизъюнкцией [ символически – V; ( «или»)], импликацией [ символически - →; ( « если, то …»)], эквивалентности [ символически - ↔ ;«если и только если»], отрицания [ символически ¬ ;«неверно, что»], логического следования [ символически ╞ ], дедуктивной выводимости [символически ├ ]} и 2. логическими операторами { квантором всеобщности [символически - («всякий», «ни один», «все»] и квантор существования [ символически - («некоторые», «существует»)]}.

Логические термины, в отличие от дескриптивных терминов, не являются описаниями предметной области, а устанавливают логические отношения между ними. Значения логических терминов обусловливают логическую структуру мысли. А значения дескриптивных терминов в совокупности с логическими терминами определяют конкретное содержание языковых выражений.

Рассмотрим один из логических (искусственных) языков, с помощью которого изучаются логические свойства истинности и ложности класса определенных высказываний: язык логики высказываний (пропозициональной логики).

Алфавит этого языка включает следующие символы :

1. p, q, r. s, …. – пропозициональные переменные ( формулы, область значения

которых может быть интерпретирована в терминах истинности);

2. ¬ , & , V , →, ↔ - логические константы (связки), имеющие собственные

названия: . ¬ - отрицание, & – конъюнкция, V – дизъюнкция, , → -

импликация, ↔ - эквиваленции [ логическая связка ─ (отрицание) является

унарной, остальные связки являются бинарными].

3. (, ) – левая, правая скобки (технические средства).

«Высказываниями» или «предложениями» в этом языке называются формулы,

образованные по следующим правилам:

1. пропозициональные переменные являются формулой;

2. если А и В формулы, то формулами также будут выражения: . ─ А, АΛВ,

АVВ, А↔ В и т.д.;

3. Ничто иное не является формулой.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «логика»
Учебно-методический комплекс «Логика» предназначен для студентов I курса специальности 030900. 62 Юриспруденция, составлен в соответствии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconМетодические указания учебно-методический комплекс по дисциплине «Логика»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине логика
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине математическая логика и теория алгоритмов
Курс математическая логика и теория алгоритмов обеспечивает приобретение знаний в соответствии с государственным образовательным...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины логика федеральное агентство...
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась в рамках теории познания, и в настоящее...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине логика
Гос впо по специальности 030301. 65 Психология, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №235 гум /сп
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск