Организация процесса обучения математике





Скачать 48.81 Kb.
НазваниеОрганизация процесса обучения математике
Дата публикации29.07.2013
Размер48.81 Kb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Математика > Учебно-методическое обеспечение
Организация процесса обучения математике

Морозова Алена Витальевна, старший преподаватель кафедры высшей математики

Морозов Евгений Анатольевич, старший преподаватель кафедры высшей математики

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» – Пермь, г. Пермь
Важным элементом организации обучения по математике является установка на получение учащимися знаний, которые в дальнейшем помогут успешно изучать математику в любом вузе России, а также подготовка к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Для этого необходимо полное соответствие содержания и требований к учащимся по единым для РФ требований ЕГЭ по курсу математики, причем при этом должен быть обеспечен высокий уровень сдачи ЕГЭ, позволяющий поступать в наиболее престижные вузы России.

Для реализации вышесказанного в лицее № 10 при НИУ ВШЭ – Пермь были увеличены часы вариативного школьного компонента базисного учебного плана, которые необходимы для организации профильной математической подготовки. Математический комплекс обеспечения учебного процесса включает в себя:

1) изучение материала «Алгебра и начала анализа» на базовом уровне – 5 часов в неделю;

2) изучение материала «Геометрия» на базовом уровне – 2 часа в неделю;

3) независимое тестирование – один раз в неделю (выполнение 30 тестовых заданий на специальных бланках в течение 60 минут);

4) специальный курс «Дополнительные главы математики» – 1 час в неделю;

5) специальный курс «Избранные главы математики» – 2 часа в неделю.

Учебно-методическое обеспечение процесса обучения включает в себя базовые школьные учебники, а также специальный учебно-методический комплекс, разработанный заведующим кафедрой высшей математики НИУ ВШЭ – Пермь профессором Ивановым А.П. и апробированный во многих общеобразовательных заведениях и подготовительных курсах вузов г. Перми и г. Москвы [1, 2, 3, 4, 5, 6].

В 10-11-х классах лицея процесс обучения строится таким образом, чтобы систематизация и обобщение присутствовали на каждом уроке. Основными средствами систематизации являются упражнения, выполнение которых основано на актуализации всего комплекса знаний и умений, полученных до 10-го класса, подлежащих систематизации; значительная роль должна отводиться упражнениям, ориентированным на углубление и расширение знаний, на применение обобщений в различных конкретных ситуациях, направленным на успешное усвоение вузовского курса математики. В 10-х классах изучается весь школьный курс математики, соответствующий обычному стандарту базового учебного плана, с глубоким повторением, начиная в первом полугодии с тем школьного курса математики среднего звена (числа и преобразования, функции, уравнения и неравенства), затем изучение тригонометрии, в основу которой заложена работа с тригонометрическим кругом, и во втором полугодии изучаются такие темы как «Показательные и логарифмические функции, уравнения и неравенства», «Производная и ее приложения», «Первообразная». Курс геометрии начинается с повторения планиметрии с применением тригонометрии. В 11-х классах изучение вновь затрагивает все темы 10-го класса, но с очень глубоким повторением и систематизацией, основным средством которой являются различные комплексные упражнения (тесты, письменные работы, индивидуальные задания и др.).

В качестве методов текущего контроля знаний учащихся используются различные формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ. Устные методы контроля позволяют в непосредственном общении учителя с учениками по конкретным изучаемым на данном уроке вопросам учителю получить некоторую информацию о текущем усвоении учебного материала и осуществить необходимое педагогическое воздействие, а учащимся - подробнее и глубже разобраться в изучаемом материале. Письменные контрольные работы также используются для активизации самого процесса обучения и помощи учителю и учащимся в обнаружении наиболее слабых мест в усвоении предмета. Предпочтение отдается письменным формам контроля, так как обеспечивают более высокую объективность, способствуют развитию логического мышления, приучают к точности и связности изложения мыслей, что немаловажно при выполнении заданий части С Единого государственного экзамена.

С 2003 года в лицее был внедрен еженедельный независимый мониторинг знаний учащихся по математике – тестирование с использованием тестов с выбором ответов. Для управления качеством образовательного процесса тестирование используется как в письменной форме (решение заданий оформляется на специально разработанных бланках), так и в форме компьютерного тестирования. По результатам проведения постоянного качественного мониторинга знаний учащихся (в зависимости от количества тестирований) можно прогнозировать оценки учащихся на ЕГЭ. Многократное осуществление диагностической системы контроля уровня знаний позволяет проводить своевременную коррекцию учебного процесса на уровне каждого класса и каждого ученика. Обработка результатов такой системы осуществляется компьютерным путем с помощью специальной программы.

Тестирование является инструментом, позволяющим индивидуализировать процесс обучения, обеспечивать учащемуся возможность работать самостоятельно при условии постоянного самоконтроля за усвоением знаний, а преподавателю   быстро и объективно оценивать уровень обученности. В целях систематизации знаний, а также в целях эффективного осуществления текущего, тематического, рубежного и итогового контроля знаний А.П. Ивановым была разработана база тестовых заданий по математике.

Сложившаяся система преподавания математики в лицее НИУ ВШЭ – Пермь с применением независимого мониторинга позволяет: получать сведения о ходе процесса усвоения знаний учащимися; контролировать индивидуальный уровень каждого ученика; измерять прирост знаний и степень сформированности умений и навыков; анализировать динамику и эффективность дидактического процесса; осуществлять контроль за учебным процессом; осуществлять обратную связь с учениками и их родителями, а также с администрацией лицея. Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценки знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например, на рынке труда.

В современных условиях, когда вся педагогическая система ориентирует учителей на решение сверхзадачи – подготовку выпускников, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых ситуациях, сложившаяся система обучения математики в лицее № 10 при НИУ ВШЭ – Пермь отвечает тенденциям сегодняшнего времени, а именно, позволяет учителю использовать различные активные формы урочной и внеурочной работы, уделять огромное значение системе оценивания знаний, умений и навыков учащихся, которая способствует повышению активности деятельности школьников уроках и активизирует их мыслительную деятельность.

Библиографический список

  1. Иванов А.А., Иванов А.П., Математика: Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2009.

  2. Иванов А.А., Иванов А.П., Тематические тесты для систематизации знаний по математике. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2009. – ч.I.

  3. Иванов А.А., Иванов А.П., Тематические тесты для систематизации знаний по математике. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2009. – ч.II.

  4. Иванов А.П., Тесты и контрольные работы по математике. – М.: Изд-во «Физматкнига», 2008.

  5. Иванов А.А., Иванов А.П., Тематические тесты по математике для систематизации знаний по математике. – Пермь, 2006. – ч.I.(диск).

  6. Иванов А.А., Иванов А.П., Тематические тесты по математике для систематизации знаний по математике. – Пермь, 2006. – ч.II.(диск).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация процесса обучения математике iconКурсовая работа тема: Организация производственного процесса
Организация технологического процесса по выпуску основной продукции предприятия
Организация процесса обучения математике iconСамостоятельная работа студентов по теории и методике обучения математике
Соотношение между математикой как наукой и математикой как учебным предметом в современных условиях. Методическая система обучения...
Организация процесса обучения математике iconКарельский государственный педагогический университет
«использование цор в организации процесса обучения математике в начальной школе»
Организация процесса обучения математике iconРабочая программа по учебному предмету математике 10-11классов двухгодичного...
Рабочая программа по математике 10 – 11 класса разработана в соответствии требований фкгос 2004г на основе Примерной программы среднего...
Организация процесса обучения математике iconРабочая программа модуля управление и организация учебного процесса
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Управление и организация учебного процесса»
Организация процесса обучения математике iconРабочая программа дисциплины «Организация транспортных услуг и безопасность...
Дисциплина «Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса» относится к циклу б дисциплина обеспечивает логическую...
Организация процесса обучения математике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Организация процесса обучения математике iconОтчет по результатам самоаттестации кафедры теории и методики обучения математике в школе
Кафедра теории и методики обучения математике в школе математического факультета мгпу была открыта в 2002 году. Основной деятельностью...
Организация процесса обучения математике iconТема инновационного опыта: «Развитие творческих способностей обучающихся...
Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учеб пособие для студ вузов / Н. С. Валгина. – М. Логос, 2001. – 302...
Организация процесса обучения математике iconТема: Педиатрия Организация сестринского процесса в педиатрии
Выявление потребностей ребенка, удовлетворение которых нарушено, это этап сестринского процесса
Организация процесса обучения математике iconРеферат по дисциплине Логистика Тема: Организация производственного процесса во времени
Понятие производственного процесса. Основные принципы организации производственного процесса. Принципы организации производства
Организация процесса обучения математике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Классно-урочная система обучения это организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы,...
Организация процесса обучения математике iconРабочая программа профессионального модуля организация процесса приготовления...
Ля «Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции» разработана на основе Федерального государственного...
Организация процесса обучения математике iconМодуль 7 Организация образовательного процесса посредством сервисов Сети Интернет
Данное пособие адресовано педагогам, которые внедряют информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс, а в качестве инструмента...
Организация процесса обучения математике iconТема: «строение сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными»
Сама же организация процесса обучения представляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за...
Организация процесса обучения математике iconСамостоятельная работа обучающихся наиболее важный фактор, обеспечивающий...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск