Скачать 126.22 Kb.
|
РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТЕМА: « СТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ» Автор: учитель русского языка и литературы Бырко Н. А. 2010 г. Пояснительная записка Среди личностно-ориентированных технологий особое место занимает модульная, описанная в работах П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой, Д.Г.Левитеса и других. Нельзя не согласиться с Д.Г.Левитесом, что отнесение этой технологии к личностно-ориентированным носит достаточно условный характер в силу того, что её целью является усвоение учеником системы знаний и специальных умений по конкретной учебной теме. Сама же организация процесса обучения представляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счёт планомерной деятельности самообразования и самообучения. Мой опыт работы по модульной технологии ещё не очень большой, но я поделюсь тем, что знаю и применяю в своей практике. Как понимаю «модуль»? Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого «функциональный узел». Модуль - это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое. В состав модуля входят целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Значит, модуль выступает средством модульного обучения. Это – программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся. Для успешной работы по технологии модульного обучения продумываю систему своих действи Что включаю в систему своих действий на уроке? Главное – это разработка модульной программы. Надо видеть все уроки в перспективе, т.е. составить планы уроков по теме на четверть или полугодие. При планировании изучения той или иной темы прорабатываю весь учебный материал, формулирую комплексную дидактическую цель (КДЦ). Из нее выделяю интегрирующую дидактическую цель (ИДЦ) для каждого отдельного урока (модуля). Однако в модули входят крупные блоки содержания учебного предмета, поэтому каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент. Особое внимание обращаю на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учеников, которые должны предполагать разные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно, письменно), заполнение таблиц, тестовые задания. Задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность, они ориентируют учеников на работу с различными источниками знаний: текстами и словарями, таблицами и схемами, алгоритмами. Для получения положительных результатов при использовании модульных программ соблюдаю следующие правила. 1) Начиная работать с новым модулем, провожу входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости провожу соответствующую коррекцию знаний. 2) Важно проведение текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (чаще всего использую мягкий контроль – самоконтроль, взаимопроверка, сверка с образцом и т.д.). 3) После завершения работы с модулем осуществляю выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль показывает уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку. Выходному контролю обязательно предшествует резюме учителя (краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, анализ их и совместное решение). При обобщении использую самые разнообразные формы и методы. 4) Осуществляю дифференциацию учебного содержания, выделяя уровень обязательной подготовки и уровень выше обязательного. Хочется предостеречь учителей от возможной ошибки при использовании модулей. В модуль нецелесообразно включать большой объём содержательной деятельности, т.к. у школьников ещё плохо развито чувство времени. Учителю нужно постоянно задавать необходимый темп работы учащихся. Программа составлена. Что делаю дальше? Размножаю программу и обеспечиваю ею каждого ученика. Начинаю модульное занятие с целеполагания (определение целей деятельности учащихся — чему они научатся за урок). А дальше ученик работает с модулем самостоятельно, то есть новую тему он усваивает сам, пользуясь учебником, словарем и т.д. В процессе усвоения материала он получает консультацию у учителя, у товарища по классу, свободно общается с ним, не нарушая дисциплины в классе. Как оцениваю работу учащихся В модульной технологии оцениваю выполнение каждого учебного элемента. Усвоив материал, ученик сам себе выставляет оценку. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д., главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели. Оценки накапливаются в тетради или в листе оценок, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности. Если ученик слабый и не успел выполнить всю работу, то можно оценить ту часть, которую он добросовестно выполнил. Для него это тоже успех. Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание представляю таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех. Считаю, что модульное обучение, несомненно, имеет свои преимущества перед другими методами обучения. 1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям. 2. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. 3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости: сорок пять минут напряжённой работы. 4. Модульный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем. 5. Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ. 6. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули. По-новому выполняю роль учителя: 1) управляю познавательной деятельностью ученика, т.е. перехожу с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся; 2) мотивирую познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добиваюсь положительного отношения к предмету; 3) использую коллективные способы обучения, включаю всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организую взаимопомощь; 4) организую помощь ученику в процессе деятельности, проявляю внимание к результатам его самостоятельной деятельности; 5) создаю ситуацию успеха, т.е. разрабатываю методику и предлагаю задания, посильные каждому ученику; 6) создаю положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений; 7) организую самоанализ собственной деятельности ученика и формирую его адекватную самооценку. Технология модульного обучения ещё не получила широкого одобрения среди языковедов. Многие учителя используют традиционную систему с элементами модульного обучения. Но в старших классах (9-11), по мнению специалистов, можно переходить на модульное обучение по русскому языку, что позволит сократить время учебного курса на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс “конструирования” модулей позволяет “отсечь” все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая не только способствует, а чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его .Важным условием перехода на модульное обучение считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех классах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Только в тех классах, где учителя большое внимание уделяли формированию навыков самостоятельной работы, учащиеся полностью справляются с модулями. Некоторые учащиеся не успевают выполнить все задания из-за того, что просто не умеют самостоятельно работать. Поэтому работаю с модулями не во всех классах, а только в тех, где дети умеют самостоятельно работать. В остальных же классах можно использовать элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым навыки самостоятельной работы. В результате работы с модулем : 1. учащиеся должны знать: строение сложноподчиненных предложений; подчинительные союзы и союзные слова; роль указательных слов в подчинении предложений; особенности присоединения придаточных предложений к главному; виды придаточных предложений; многозначные придаточные предложения.; 2. учащиеся должны уметь: составлять схемы; различать смысловые отношения между частями сложноподчиненных предложений; правильно ставить знаки препинания; употреблять сложноподчинённые предложения в устной и письменной речи; производить синтаксический анализ сложноподчиненных предложений; Цели урока Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие: Место данного урока в системе уроков: продолжение изучения сложноподчиненных предложений. Форма проведения: урок смешанного типа. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
Приложение. Сложноподчинённое предложении может состоять не только из двух предложений – одного главного и одного придаточного. При наличии одного главного в сложноподчинённом предложении могут оказаться два или больше придаточных предложений. Подчинительная связь в таких предложениях имеет два основных вида: 1. Соподчинение и 2) последовательное подчинение. 1.Соподчинение состоит в том, что одному и тому же главному предложению подчиняются два или несколько придаточных. Соподчинение бывает однородным и неоднородным. А) Однородное соподчинение, при котором придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос и подчиняются одному и тому же главному члену придаточного предложения, между собой могут соединяться сочинительным союзом Б) неоднородное, при котором придаточные предложения относятся к одному главному, но отвечают на разные вопросы или подчиняются разным членам главного предложения. 2.Последовательное подчинение состоит в том, что придаточные предложения образуют в данном сложном предложении ступенчатую зависимость: одно придаточное подчинено непосредственно главному, второе подчинено первому, третье подчинено второму. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию сложноподчинённого предложения (спп) с несколькими придаточными, привести в систему знания по... | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды работы... Систематизировать и обобщить знания по темам: “Орфограммы- гласные в корне слова”, “Приставки, их правописание”, “Типы сложноподчиненных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными», урок 1 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, 1 урок | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» | ||
Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Учитель:... ... | Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения... Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление | ||
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Сложноподчиненные предложения... Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами... | Урок русского языка Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными» Зачитывание выписанных в тетради примеров спп с придаточными определительными и изъяснительными. Работа учащегося у доски по карточке.... | ||
Строение сложноподчиненного предложения (разработка урока русского языка в 9 классе) Предмет Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный... | Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения... Развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений | ||
«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными» Цель: 1 Систематизировать знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными» | Урока, № урока по теме Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными Показать особенности спп с придаточными изъяснительными; формировать умения находить спп с придаточными изъяснительными в тексте,... | ||
Тесты на компьютере. (Два ученика выполняют тест на компьютере) определить... Спп с несколькими придаточными, знаки препинания в сложных предложениях, грамматическую основу в сложных предложениях | «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места» Повторить опознавательные признаки спп, сведения об спп с придаточными определительными и изъяснительными |