Скачать 127.53 Kb.
|
Д – 1Задача. Представьте себе, что вы лаборант научно – исследовательского института органической химии. Вам в лабораторию поступило вещество, формулу которого необходимо определить. Провели анализ этого соединения. При сгорании этого органического вещества массой 7,8 г образовалось 26,4 г углекислого газа и 5,4 г воды. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2,69. Определите молекулярную формулу вещества. Назовите вещество и напишите его структурную формулу. Д – 1Задача. Представьте себе, что вы лаборант научно – исследовательского института органической химии. Вам в лабораторию поступило вещество, формулу которого необходимо определить. Провели анализ этого соединения. При сгорании этого органического вещества массой 7,8 г образовалось 26,4 г углекислого газа и 5,4 г воды. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2,69. Определите молекулярную формулу вещества. Назовите вещество и напишите его структурную формулу. Д – 2Определение молекулярной формулы вещества В условиях этих задач указывается масса сжигаемого вещества, его плотность по какому – либо газу (водороду, воздуху, кислороду и т. д.) и продукты сгорания (их масса, объём, количество вещества). Относительная плотность вещества по какому – либо газу – это отношение молярной массы вещества к молярной массе этого газа. Следовательно, по известной относительной плотности газа можно определить молярную массу вещества. М (вещества) = М (газа) · Д(по газу) Решение задач этого типа можно проводить в следующей последовательности:
Д – 3алгоритм решения задач на определение молекулярной формулы по продуктам сгорания:
3. Рассчитать количество вещества оксида углерода (IV) и атомарного углерода: ; n(С) = n(СО2)
Если молярная масса простейшего вещества меньше, чем по условию задачи, то для определения истинной формулы вещества рассчитанную истинную молярную массу надо разделить на молярную массу простейшего вещества. Затем индексы в простейшей формуле увеличить во столько же, во сколько раз истинная молярная масса больше молярной массы, соответствующей простейшей формулы , где n – число, показывающее, во сколько раз надо увеличить простейшую формулу.
Д – 3решение задач на определение молекулярной формулы вещества Задача: При сгорании органического вещества массой 2,4 г получили оксид углерода (IV) массой 3,3 г и пары воды массой 2,7 г. Плотность паров вещества по водороду равна 16. Выведите формулу вещества.Дано: m(вещества) = 2,4 г Решение: m(СО2) = 3,3 г 1. Молярная масса вещества равна: m(Н2О) = 2,7 г М(вещества) = М(Н2) · Д(Н2) = 2 · 16 = 32 (г моль) Д(Н2) = 16 2. Вычисляем количество вещества оксида углерода () и ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ атомарного углерода: Найти: =0,075 (моль) Формулу вещества n(С) = n(СО2) = 0,075 (моль) 3. Вычисляем количество вещества воды и атомарного водорода: = = 0,15 (моль) n(Н) = 2 · n(Н2О) = 2 · 0,15 = 0,3 (моль) 4. Находим массы углерода и водорода: m(С) = n(С) · М(С) = 0,075 · 12 =0,9 (г) m(Н) = n(Н) · М(Н) = 0,3 · 1 = 0,3 (г) 5. Сумма масс углерода и водорода составляет: m(С) + m(Н) = 0,9 + 0,3 =1,2 (г) Сумма масс углерода и водорода меньше массы вещества; следовательно, в состав вещества входит ещё и третий элемент – кислород и общая формула этого вещества будет - СxHyOz. Масса кислорода будет равна: m(О) = 2,4 – (0,9 + 0,3) = 1,2 (г) Находим количество вещества атомарного кислорода: n(О) = = =0,075 (моль) 6. Находим отношение количеств веществ атомарных углерода, водорода и кислорода: n(С) : n(Н) : n(О) = 0,075 : 0,3 : 0,075 = 1 : 4 : 1 7. Простейшая формула вещества СН4О, молярная масса которого равна: М(СН4О) = 12 + 1 4 + 16 = 32 (г моль), что соответствует истинной формуле. Следовательно, формула вещества - СН4О. Ответ: СН4О. Д - 4 Тест По теме «Углеводороды» Вариант 1. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Выбрать правильный ответ. Форма ответа: цифра вопроса – буква ответа. 1. В молекулах алкенов двойная связь представляет собой: а) две σ - связи; б) одна σ - связи и одна π - связь; в) две π - связи; г) ионная связь. 2. Для ацетиленовых углеводородов характерна: а) одинарная связь; б) двойная связь; в) тройная связь; г) пептидная связь; д) водородная связь; е) единое π - электронное облако. 3. В названиях этиленовых углеводородов используется суффикс: а) - ан; б) - ен; в) -диен; г) -ин. 4. Установите соответствие: Класс углеводородов: Тип гибридизации: 1. Арены; а) sp2; 2. Алкины; б) sp3d; 3. Алканы; в) sp; 4. Алкены; г) sp3; 5. Циклоалканы. д) s2p; е) sp2d. Дополнить: 5. Отношение молярной массы вещества к молярной массе какого – либо газа называется _________ __________ _______ . Д - 4Тест По теме «Углеводороды» Вариант 2. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Выбрать правильный ответ. Форма ответа: цифра вопроса – буква ответа. 1. Для этилена характерна геометрическая форма молекулы: а) тетраэдрическая; б) плоская тригональная; в) линейная; г) зигзагообразная. 2. Атомы углерода при тройной связи находятся в состоянии: а) sp - гибридизации; б) spd - гибридизации; в) sp2 - гибридизации; г) sp3 - гибридизации. 3. Для аренов характерны реакции: а) замещения; б) обмена; в) присоединения; г) замещения и присоединения. 4. Установите соответствие: Класс углеводородов: Общая формула: 1. Алканы; а) CnH2n+1; 2. Алкадиены; б) CnH2n; 3. Алканы; в) CnH2n+2; 4. Циклоалканы; г) CnH2n-1; 5. Алкены; д) CnH2n-6; 6. Арены. е) CnH2n-2. Дополнить: 5. Относительная плотность по какому – либо газу обозначается _______ . Д - 4 Тест По теме «Углеводороды» Вариант 3. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Выбрать правильный ответ. Форма ответа: цифра вопроса – буква ответа. 1. Арены иначе называют: а) циклопарафинами; б) диеновыми углеводородами; в) парафинами; г) непредельными углеводородами; д) ароматическими углеводородами; е) этиленовыми углеводородами; ж) ацетиленовыми углеволородами. 2. Для ацетилена характерна геометрическая форма молекулы: а) тетраэдрическая; б) плоская тригональная; в) линейная; г) зигзагообразная. 3. Только реакции замещения характерны для: а) алканов; б) алкенов; в) алкинов; г) Аренов; д) алкадиенов; е) циклоалканов. 4. Установите соответствие: Класс углеводородов: Валентный угол: 1. Арены; а) 1800; 2. Алканы; б) 1400; 3. Алкены; в) 1200; 4. Алкины; г) 1090 28′; 5. Циклоалканы. д) 900; е) в зависимости от количества атомов углерода. Дополнить: 5. Гомологи – вещества, имеющие сходные свойства и строение, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп _______ . Д - 4Тест По теме «Углеводороды» Вариант 4. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Выбрать правильный ответ. Форма ответа: цифра вопроса – буква ответа. 1. Вещество, название которого бензол, имеет формулу: а) С2Н6; б) С2Н4; в) С2Н2; г) С6Н6. 2. В молекулах предельных углеводородов имеется: а) одинарная связь; б) двойная связь; в) тройная связь; г) полуторная связь; д) пептидная связь; е) водородная связь. 3. На образование единой π- электронной системы идут: а) s - электроны; б) p - электроны; в) d - электроны; г) f - электроны. 4. Установите соответствие: Класс углеводородов: Тип реакции: 1. Алканы; а) замещения; 2. Алкены; б) присоединения; 3. Алкины; в) полимеризации. 4. Алкадиены; 5. Арены. Дополнить: 5. Ацетиленовыми углеводородами называются углеводороды, в молекулах которых между атомами углерода имеется одна _________ связь. Д – 5Эталон ответов тестовых заданий Вариант 1.
Д – 5Эталон ответов тестовых заданий Вариант 2.
Д – 5 Эталон ответов тестовых заданий Вариант 3.
Д – 5Эталон ответов тестовых заданий Вариант 4.
Д – 6Оценочный лист
Д – 7Лист планирования. Спланируйте свои действия: Д – 8Лист выполнения Д – 9Эталон выполнения задачи Задача: При сгорании органического вещества массой 7,8 г образовалось 26,4 г углекислого газа и 5,4 г воды. Относительная плотность паров вещества по воздуху равна 2,69. Определите молекулярную формулу вещества. Назовите вещество и напишите его структурную формулу.Дано: (вещества) = 7,8 г Решение: (СО2) = 26,4 г 1. Молярная масса вещества равна: (Н2О) = 5,4 г М(вещества) =М(воздуха) Д(возд. М(возд.) = 29 г/моль М(вещества) = 29 · 2,69=78(г/моль) Д(воздуху) = 2,69 2. Вычисляем количество вещества оксида углерода(IV) и ___________________ атомарного углерода: Найти: = =0,6 (моль) Формулу вещества n(С) = n(СО2) = 0,6 (моль) 3. Вычисляем количество вещества воды и атомарного водорода: n(Н2О) = = = 0,3 (моль) n(Н) = 2 · n(Н2О) = 2 · 0,3 = 0,6 (моль)
Cледовательно, кислород в состав вещества не входит и общая формула определяемого вещества – СxHy. 6. Находим отношение количеств веществ атомарных углерода и водорода и: n(С) : n(Н) = 0,6 : 0,6 = 1 : 1 7. Простейшая формула вещества СН, молярная масса которого равна: М(СН) = 12 + 1 = 13 (г/ моль).
Следовательно, истинная формула вещества – С6Н6. С6Н6 – бензол. структурная формула: СН НС СН НС СН СН Ответ: СН4О. Критерии оценки:
Д – 10Вопросы для анализа результативности урока. 1. Как вы считаете, удалось ли вам реализовать цели нашего урока? Если «Да», то какие доказательства вы можете привести:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что вы делали, чтобы обеспечить достижение цели нашего урока?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Что мешало вам, создавало дискомфорт при работе по достижению цели урока?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Оцените результаты своей работы по пятибальной системе?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ эталон ответа: С6Н6 -истинная формула; структурная формула: СН НС СН НС СН СН |
Задача 1 22 Вариант 3 22 Задача 1 22 Вариант 4 23 Задача 1 23 Задача... «Менеджмент». Дисциплина реализуется кафедрой экономики и управления. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций... | Доктор фаустус Иными словами, посильна ли человеку моего склада эта задача, задача, на выполнение которой меня подвигло скорее сердце, нежели право... | ||
Задача обучения математики До недавнего времени считалось, что главная задача школы состоит в том, чтобы дать каждому школьнику общей среднее образование в... | Урока: комбинированный. Задача урока Задача урока: показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности выхода из... | ||
Задача Лагранжа. Безусловный и условный экстремумы Задача Лагранжа с одним ограничением Модель II. Модель Уилсона с ограничениями на складские помещения | По Физике Механика от Аристотеля до Ньютона 2000-01 уч год. Основная часть По мере накопления знаний о мире задача их систематизации становилась всё более насущной. Эта задача была выполнена одним из величайших... | ||
Тема урока «Подобие треугольников. Решение практических задач» Дидактическая задача Дидактическая задача: Формирование универсальный учебных действий в условии решения практических задач | Урок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача» Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение... | ||
Реферат Задача иммунной системы состоит в том, чтобы поддержать наследственно... Стресс-индуцированное подавление клеточных иммунных реакций. Роль нейроэндокринного контроля иммунной системы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для учителя: мультимедийный комплекс, презентация к уроку, карточки с числами, ребус со словом «Задача», таблица «Задача. Составные... | ||
Приветствуют учителя, отвечают на организационные вопросы. С целью Учебная задача: развитие речевых умений на основе творческого применения усвоенного ранее лексико-грамматического материала в новых... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И задача духовно- нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен... | ||
§ "Король логических парадоксов" В науке, — писал английский химик Ф. Содди, — задача, надлежащим образом поставленная, более чем наполовину решена. Процесс умственной... | Обобщенная теорема Фалеса В этом учебном году на школьной олимпиаде по математике была предложена геометрическая задача, которая нам показалась очень сложной.... | ||
Обобщенная теорема Фалеса В этом учебном году на школьной олимпиаде по математике была предложена геометрическая задача, которая нам показалась очень сложной.... | 4. технология научных исследований Важное значение имеет задача обеспечения научных исследований удобной для восприятия информацией о важнейших научных достижениях,... |