Д – 1 Задача





Скачать 127.53 Kb.
НазваниеД – 1 Задача
Дата публикации18.08.2013
Размер127.53 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Математика > Решение

Д – 1




Задача.
Представьте себе, что вы лаборант научно – исследовательского института органической химии. Вам в лабораторию поступило вещество, формулу которого необходимо определить. Провели анализ этого соединения.
При сгорании этого органического вещества массой 7,8 г образовалось 26,4 г углекислого газа и 5,4 г воды. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2,69. Определите молекулярную формулу вещества. Назовите вещество и напишите его структурную формулу.

Д – 1




Задача.
Представьте себе, что вы лаборант научно – исследовательского института органической химии. Вам в лабораторию поступило вещество, формулу которого необходимо определить. Провели анализ этого соединения.
При сгорании этого органического вещества массой 7,8 г образовалось 26,4 г углекислого газа и 5,4 г воды. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2,69. Определите молекулярную формулу вещества. Назовите вещество и напишите его структурную формулу.


Д – 2



Определение молекулярной формулы вещества
В условиях этих задач указывается масса сжигаемого вещества, его плотность по какому – либо газу (водороду, воздуху, кислороду и т. д.) и продукты сгорания (их масса, объём, количество вещества).

Относительная плотность вещества по какому – либо газу – это отношение молярной массы вещества к молярной массе этого газа.

Следовательно, по известной относительной плотности газа можно определить молярную массу вещества.
М (вещества) = М (газа) · Д(по газу)

Решение задач этого типа можно проводить в следующей последовательности:



  1. Записать краткое условие задачи.

  2. Вычислить молярную массу вещества.

  3. Определить количество вещества оксида углерода (IV) и атомарного углерода.

  4. Определить количество воды и атомарного водорода.

  5. Определить массы углерода и водорода, входящие в состав вещества.

  6. Определить, входит ли третий элемент – кислород в состав вещества.

  7. Определить отношение количества вещества атомарных углерода, водорода и третьего элемента – кислорода (если он имеется).

  8. Записать простейшую формулу вещества и сравнить её молярную массу с рассчитанной по условию задачи.

  9. Записать ответ.





Д – 3


алгоритм решения задач на определение молекулярной формулы по продуктам сгорания:

  1. Записать краткое условие задачи.

  2. По известной плотности паров вычислить молярную массу вещества.

3. Рассчитать количество вещества оксида углерода (IV) и атомарного углерода:
; n(С) = n(СО2)

  1. Вычислить количество воды и атомарного водорода:
    ; n(Н) = 2 · n(Н2О)

  2. Найти массы углерода и водорода, которые входят в состав вещества:
    m(С) = n(С) · М(С); m(Н) = n(Н) · М(Н)

  3. Определить сумму масс углерода и водорода.
    Если сумма масс углерода и водорода равна массе вещества, то это вещество – углеводород и его общая формула - СxHy.
    Если сумма масс углерода и водорода меньше массы вещества, то в состав вещества входит третий элемент, это кислород. В таком случае вычисляют массу и количество вещества третьего элемента (кислорода).
    m(О) = m(вещества) – (m(С) + m(Н))
    В этом случае общая формула вещества будет СxHyOz.

  4. Определить отношение количества вещества атомарных углерода, водорода и третьего элемента, при его наличии.

  5. Записать простейшую формулу вещества, вычислить молярную массу и сравнить её молярную массу с рассчитанной по условию задачи (пункт 2).

Если молярная масса простейшего вещества меньше, чем по условию задачи, то для определения истинной формулы вещества рассчитанную истинную молярную массу надо разделить на молярную массу простейшего вещества. Затем индексы в простейшей формуле увеличить во столько же, во сколько раз истинная молярная масса больше молярной массы, соответствующей простейшей формулы
, где
n – число, показывающее, во сколько раз надо увеличить простейшую формулу.

  1. Записать ответ.


Д – 3



решение задач на определение молекулярной формулы вещества

Задача: При сгорании органического вещества массой 2,4 г получили оксид углерода (IV) массой 3,3 г и пары воды массой 2,7 г. Плотность паров вещества по водороду равна 16. Выведите формулу вещества.


Дано:

m(вещества) = 2,4 г Решение:

m(СО2) = 3,3 г 1. Молярная масса вещества равна:

m(Н2О) = 2,7 г М(вещества) = М(Н2) · Д(Н2) = 2 · 16 = 32 (г моль)

Д(Н2) = 16 2. Вычисляем количество вещества оксида углерода () и

¾¾¾¾¾¾¾¾¾ атомарного углерода:

Найти: =0,075 (моль)

Формулу вещества n(С) = n(СО2) = 0,075 (моль)
3. Вычисляем количество вещества воды и атомарного

водорода:

= = 0,15 (моль)

n(Н) = 2 · n(Н2О) = 2 · 0,15 = 0,3 (моль)

4. Находим массы углерода и водорода:
m(С) = n(С) · М(С) = 0,075 · 12 =0,9 (г)
m(Н) = n(Н) · М(Н) = 0,3 · 1 = 0,3 (г)

5. Сумма масс углерода и водорода составляет:
m(С) + m(Н) = 0,9 + 0,3 =1,2 (г)

Сумма масс углерода и водорода меньше массы вещества; следовательно, в состав вещества входит ещё и третий элемент – кислород и общая формула этого вещества будет - СxHyOz.
Масса кислорода будет равна: m(О) = 2,4 – (0,9 + 0,3) = 1,2 (г)
Находим количество вещества атомарного кислорода:
n(О) = = =0,075 (моль)

6. Находим отношение количеств веществ атомарных углерода, водорода и кислорода:
n(С) : n(Н) : n(О) = 0,075 : 0,3 : 0,075 = 1 : 4 : 1

7. Простейшая формула вещества СН4О, молярная масса которого равна:
М(СН4О) = 12 + 1 4 + 16 = 32 (г моль), что соответствует истинной формуле.
Следовательно, формула вещества - СН4О.

Ответ: СН4О.

Д - 4

Тест

По теме «Углеводороды»
Вариант 1.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.


Выбрать правильный ответ.

Форма ответа: цифра вопроса – буква ответа.

1. В молекулах алкенов двойная связь представляет собой:
а) две σ - связи;
б) одна σ - связи и одна π - связь;
в) две π - связи;
г) ионная связь.
2. Для ацетиленовых углеводородов характерна:
а) одинарная связь;
б) двойная связь;
в) тройная связь;
г) пептидная связь;
д) водородная связь;
е) единое π - электронное облако.
3. В названиях этиленовых углеводородов используется суффикс:
а) - ан; б) - ен; в) -диен; г) -ин.
4. Установите соответствие:
Класс углеводородов: Тип гибридизации:
1. Арены; а) sp2;
2. Алкины; б) sp3d;
3. Алканы; в) sp;
4. Алкены; г) sp3;
5. Циклоалканы. д) s2p;
е) sp2d.
Дополнить:

5. Отношение молярной массы вещества к молярной массе какого – либо газа называется _________ __________ _______ .

Д - 4


Тест

По теме «Углеводороды»
Вариант 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Выбрать правильный ответ.

Форма ответа: цифра вопроса – буква ответа.

1. Для этилена характерна геометрическая форма молекулы:
а) тетраэдрическая;
б) плоская тригональная;
в) линейная;
г) зигзагообразная.
2. Атомы углерода при тройной связи находятся в состоянии:
а) sp - гибридизации;
б) spd - гибридизации;
в) sp2 - гибридизации;
г) sp3 - гибридизации.
3. Для аренов характерны реакции:
а) замещения;
б) обмена;
в) присоединения;
г) замещения и присоединения.
4. Установите соответствие:
Класс углеводородов: Общая формула:
1. Алканы; а) CnH2n+1;
2. Алкадиены; б) CnH2n;
3. Алканы; в) CnH2n+2;
4. Циклоалканы; г) CnH2n-1;
5. Алкены; д) CnH2n-6;
6. Арены. е) CnH2n-2.
Дополнить:

5. Относительная плотность по какому – либо газу обозначается _______ .
Д - 4

Тест

По теме «Углеводороды»
Вариант 3.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.


Выбрать правильный ответ.

Форма ответа: цифра вопроса – буква ответа.

1. Арены иначе называют:
а) циклопарафинами;
б) диеновыми углеводородами;
в) парафинами;
г) непредельными углеводородами;
д) ароматическими углеводородами;
е) этиленовыми углеводородами;
ж) ацетиленовыми углеволородами.
2. Для ацетилена характерна геометрическая форма молекулы:
а) тетраэдрическая;
б) плоская тригональная;
в) линейная;
г) зигзагообразная.

3. Только реакции замещения характерны для:
а) алканов;
б) алкенов;
в) алкинов;
г) Аренов;
д) алкадиенов;
е) циклоалканов.

4. Установите соответствие:
Класс углеводородов: Валентный угол:
1. Арены; а) 1800;
2. Алканы; б) 1400;
3. Алкены; в) 1200;
4. Алкины; г) 1090 28′;
5. Циклоалканы. д) 900;
е) в зависимости от количества атомов
углерода.
Дополнить:

5. Гомологи – вещества, имеющие сходные свойства и строение, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп _______ .

Д - 4


Тест

По теме «Углеводороды»
Вариант 4.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Выбрать правильный ответ.

Форма ответа: цифра вопроса – буква ответа.

1. Вещество, название которого бензол, имеет формулу:
а) С2Н6; б) С2Н4; в) С2Н2; г) С6Н6.
2. В молекулах предельных углеводородов имеется:
а) одинарная связь;
б) двойная связь;
в) тройная связь;
г) полуторная связь;
д) пептидная связь;
е) водородная связь.
3. На образование единой π- электронной системы идут:
а) s - электроны;
б) p - электроны;
в) d - электроны;
г) f - электроны.
4. Установите соответствие:
Класс углеводородов: Тип реакции:
1. Алканы; а) замещения;
2. Алкены; б) присоединения;
3. Алкины; в) полимеризации.
4. Алкадиены;
5. Арены.

Дополнить:

5. Ацетиленовыми углеводородами называются углеводороды, в молекулах которых между атомами углерода имеется одна _________ связь.

Д – 5


Эталон ответов тестовых заданий
Вариант 1.

  1. Б

  2. В

  3. В

  4. 1 – а
    2 – в
    3 – г
    4 – а
    5 – г

  5. Относительной плотностью вещества.


Д – 5


Эталон ответов тестовых заданий
Вариант 2.

  1. Б

  2. А

  3. Г

  4. 1 – в
    2 – е
    3 – е
    4 – б
    5 – е
    6 – д

  5. Д (по газу).



Д – 5

Эталон ответов тестовых заданий
Вариант 3.

  1. Д

  2. В

  3. А

  4. 1 – в
    2 – г
    3 – в
    4 – а
    5 – е

  5. СН2.


Д – 5


Эталон ответов тестовых заданий
Вариант 4.

  1. Г

  2. А

  3. Б

  4. 1 – а
    2 – б, в
    3 – б
    4 – б, в
    5 – а

  5. тройная.

Д – 6


Оценочный лист


№ п/ п

Фамилия, имя учащегося

Тест

Отметка за решение задачи

Отметка учителя

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
















Д – 7


Лист планирования.
Спланируйте свои действия:

Д – 8


Лист выполнения

Д – 9



Эталон выполнения задачи

Задача: При сгорании органического вещества массой 7,8 г образовалось 26,4 г углекислого газа и 5,4 г воды. Относительная плотность паров вещества по воздуху равна 2,69. Определите молекулярную формулу вещества. Назовите вещество и напишите его структурную формулу.


Дано:

(вещества) = 7,8 г Решение:

(СО2) = 26,4 г 1. Молярная масса вещества равна:

2О) = 5,4 г М(вещества) =М(воздуха) Д(возд. М(возд.) = 29 г/моль М(вещества) = 29 · 2,69=78(г/моль)
Д(воздуху) = 2,69 2. Вычисляем количество вещества оксида углерода(IV) и

___________________ атомарного углерода:

Найти: = =0,6 (моль)

Формулу вещества n(С) = n(СО2) = 0,6 (моль)


3. Вычисляем количество вещества воды и атомарного

водорода:

n(Н2О) = = = 0,3 (моль)

n(Н) = 2 · n(Н2О) = 2 · 0,3 = 0,6 (моль)


  1. Находим массы углерода и водорода:
    m(С) = n(С) · М(С) = 0,6 · 12 = 7,2 (г)
    m(Н) = n(Н) · М(Н) = 0,6 · 1 = 0,6 (г)




  1. Определяем, входит ли кислород в состав определяемого вещества:
    m(O) = m(вещества) –(m(С) + m(Н)) = 7,8 – (7,2 + 0,6) =0 (г)

Cледовательно, кислород в состав вещества не входит и общая формула определяемого вещества – СxHy.
6. Находим отношение количеств веществ атомарных углерода и водорода и:
n(С) : n(Н) = 0,6 : 0,6 = 1 : 1
7. Простейшая формула вещества СН, молярная масса которого равна:
М(СН) = 12 + 1 = 13 (г/ моль).

  1. Определяем истинную формулу:
    n =
    n = = 6
    Увеличиваем простейшую формулу в 6 раз.


Следовательно, истинная формула вещества – С6Н6.
С6Н6 – бензол.
структурная формула:

СН



НС СН

НС СН


СН


Ответ: СН4О.

Критерии оценки:


  1. Правильное определение молекулярной формулы –
    оценка «3»

  2. Правильные определение молекулярной формулы и название вещества - оценка «4»

  3. Правильные определение молекулярной формулы, название вещества и структурная формула – оценка «4»


Д – 10


Вопросы для анализа
результативности урока.

1. Как вы считаете, удалось ли вам реализовать цели нашего урока? Если «Да», то какие доказательства вы можете привести:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что вы делали, чтобы обеспечить достижение цели нашего урока?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что мешало вам, создавало дискомфорт при работе по достижению цели урока?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Оцените результаты своей работы по пятибальной системе?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
эталон ответа:
С6Н6 -истинная формула;

структурная формула:

СН

НС СН


НС СН

СН

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Д – 1 Задача iconЗадача 1 22 Вариант 3 22 Задача 1 22 Вариант 4 23 Задача 1 23 Задача...
«Менеджмент». Дисциплина реализуется кафедрой экономики и управления. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций...
Д – 1 Задача iconДоктор фаустус
Иными словами, посильна ли человеку моего склада эта задача, задача, на выполнение которой меня подвигло скорее сердце, нежели право...
Д – 1 Задача iconЗадача обучения математики
До недавнего времени считалось, что главная задача школы состоит в том, чтобы дать каждому школьнику общей среднее образование в...
Д – 1 Задача iconУрока: комбинированный. Задача урока
Задача урока: показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности выхода из...
Д – 1 Задача iconЗадача Лагранжа. Безусловный и условный экстремумы Задача Лагранжа с одним ограничением
Модель II. Модель Уилсона с ограничениями на складские помещения
Д – 1 Задача iconПо Физике Механика от Аристотеля до Ньютона 2000-01 уч год. Основная часть
По мере накопления знаний о мире задача их систематизации становилась всё более насущной. Эта задача была выполнена одним из величайших...
Д – 1 Задача iconТема урока «Подобие треугольников. Решение практических задач» Дидактическая задача
Дидактическая задача: Формирование универсальный учебных действий в условии решения практических задач
Д – 1 Задача iconУрок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»
Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение...
Д – 1 Задача iconРеферат Задача иммунной системы состоит в том, чтобы поддержать наследственно...
Стресс-индуцированное подавление клеточных иммунных реакций. Роль нейроэндокринного контроля иммунной системы
Д – 1 Задача iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для учителя: мультимедийный комплекс, презентация к уроку, карточки с числами, ребус со словом «Задача», таблица «Задача. Составные...
Д – 1 Задача iconПриветствуют учителя, отвечают на организационные вопросы. С целью
Учебная задача: развитие речевых умений на основе творческого применения усвоенного ранее лексико-грамматического материала в новых...
Д – 1 Задача iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И задача духовно- нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен...
Д – 1 Задача icon§ "Король логических парадоксов"
В науке, — писал английский химик Ф. Содди, — задача, надлежащим образом поставленная, более чем наполовину решена. Процесс умственной...
Д – 1 Задача iconОбобщенная теорема Фалеса
В этом учебном году на школьной олимпиаде по математике была предложена геометрическая задача, которая нам показалась очень сложной....
Д – 1 Задача iconОбобщенная теорема Фалеса
В этом учебном году на школьной олимпиаде по математике была предложена геометрическая задача, которая нам показалась очень сложной....
Д – 1 Задача icon4. технология научных исследований
Важное значение имеет задача обеспечения научных исследований удобной для восприятия информацией о важнейших научных достижениях,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск