Скачать 1.05 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Кемеровский технологический институт пищевой промышленности Кафедра «Биотехнология, товароведение и управление качеством» Всеобщее управление качеством Методические указания к выполнению практических работ для студентов специальности 220501 «Управление качеством» Кемерово 2009 Составители: Ермолаева Е.О., канд. техн. наук, ст. преподаватель; Сурков И.В., канд. экон. наук, доцент Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «Биотехнология, товароведение и управление качеством» Протокол № 9 от 24.12.2008 г. Рекомендовано методической комиссией экономического факультета Протокол № от КемТИПП, 2009 предисловие Стратегия качества в компании (организации) должна предусматривать постоянное, непрерывное и личное участие высшего руководства в вопросах, связанных с качеством. Это одно из основных и обязательных условий успешного внедрения TQM и является залогом успешной работы компании в вопросах обеспечения качеством, Если руководитель компании не проникся необходимостью TQM для успеха в конкурентной борьбе за потребителя, то, как показывает мировая практика, “борьба за качество” останется только лозунгом. Таким образом, стратегия качества должна базироваться на непосредственном участии высшего руководства, владеющего системой Profound Knowledge, в обеспечении качества, тогда она будет успешной. Дисциплина «Всеобщее управление качеством» изучается в соответствии с утвержденной программой и включает объем материала, который необходим для профессиональной деятельности инженера - менеджера. В задачи дисциплины входят
Согласно учебному плану студенты слушают лекции, выполняют практические занятия, после чего сдают экзамен в объеме программы. Форма текущего контроля процесса обучения – защита практических работ по вопросам, приведенным в методических указаниях. Коллоквиумы по изучаемым темам. Практическая работа № 1 Причинно-следственнаядиаграмма (диаграммаИсикавы)Цель работы: приобретение практических навыков построения причинно-следственной диаграммы, определение главных и вторичных факторов, влияющих на качество, распределение факторов по степени важности. Теоретическая часть Результат процесса построения причинно-следственной диаграммы Исикавы зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа «причина-результат». Структуру или характер этих многофакторных отношений можно определить благодаря систематическим наблюдениям. Трудно решить сложные проблемы, не зная этой структуры, которая представляет собой цепь причин и результатов. Диаграмма причин и результатов – средство, позволяющее выразить эти отношения в простой и доступной форме. Эта диаграмма позволяет проводить поиск причин дефектов без риска упустить какую-нибудь из них. В настоящее время диаграмма используется во всем мире и известна как диаграмма Исикавы. В 1953 г. профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов. Она получила название «схема Исикавы» (по внешнему виду она напоминает разветвленное дерево, а в Японии ее часто называют “рыбий скелет”, «рыбья кость» или диаграмма “речных притоков” за некоторое внешнее сходство). Она нашла широкое распространение во многих фирмах Японии и была включена в японский промышленный стандарт по терминологии в области контроля качества. Диаграмма представляет собой средство графического упорядочения факторов, влияющих на объект анализа. Главным достоинством диаграммы Исикавы является то, что она даёт наглядное представление не только о тех факторах, которые влияют на изучаемый объект, но и о причинно-следственных связях этих факторов. В основе построения диаграммы лежит определение (постановка) задачи, которую необходимо решать. Диаграмма причин и результатов - диаграмма, которая показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами. При вычерчивании причинно-следственной диаграммы Исикавы самые значимые параметры и факторы располагают наиболее близко к голове «рыбьего скелета». Построение начинают с того, что к центральной горизонтальной стрелке, изображающей объект анализа, подводят большие первичные стрелки, обозначающие главные факторы (группы факторов), влияющие на объект анализа. Далее к каждой первичной стрелке подводят стрелки второго порядка, к которым, в свою очередь, подводят стрелки третьего порядка и т.д. до тех пор, пока на диаграмму не будут нанесены все стрелки, обозначающие факторы, оказывающие заметное влияние на объект анализа в конкретной ситуации. Каждая из стрелок, нанесённая на схему, представляет собой в зависимости от её положения либо причину, либо следствие: предыдущая стрелка по отношению к последующей всегда выступает как причина, а последующая – как следствие. Наклон и размер не имеют принципиального значения. Главное при построении схемы заключается в том, чтобы обеспечить правильную соподчинённость и взаимозависимость факторов, а также чётко оформить схему, чтобы она хорошо смотрелась и легко читалась. Поэтому независимо от наклона стрелки каждого фактора его наименование всегда располагают в горизонтальном положении, параллельно центральной оси. Для построения причинно-следственной диаграммы необходимо подобрать максимальное число факторов, имеющих отношение к характеристике, которая вышла за пределы допустимых значений. При этом рекомендуется использовать формулы: «4М» = material (материал) + machine (машина) + man (человек) + method (метод ), «5М» = «4М» + milieu (среда) «6М» = «5М» + monitoring (контроль) material machine man (материал) (машина) (человек) method milieu monitoring (метод ) (среда) (контроль) Рис. 1 Пример причинно-следственной диаграммы Когда решается задача анализа возможных причин, ответственных за тот или иной дефект или проблему, целесообразно рассматривать эти причины не хаотично, а определенным образом упорядочить, провести их классификацию, выявить максимально возможное их количество. И при этом очень важно обеспечить наглядность, т.е. ситуацию, при которой все причины и их отношение к результату постоянно находились бы в поле зрения. Объектами исследования с помощью диаграмм причин и результатов могут быть: появление дефектности изделий, увеличение расходов на устранение брака, падение спроса на продукцию на рынке, рост заболеваемости или травматизма персонала и т.д. Определение цели |
Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов... Составители: Шарафутдинова Е. Н., Протасова Л. Г., Худякова Т. С., Плиска О. В., Бюлер А. В | Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Методическое пособие для студентов специальности 220501 «Управление качеством» Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов сф ргуитп, которые участвуют в реализации завершающего этапа основной... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Гербер Л. П., Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 220501. 65 «Управление... | ||
Методические указания по выполнению практических работ Маркетинг. Метод указания по выполнению практических работ / Земскова А. В.; Самар гос техн ун-т. Самара, 2010. 126с | Организация дипломного проектирования по специальности 080502 «Экономика... Методические указания предназначены для студентов очно-заочной формы обучения по специальности 080502 «Экономика и управление на... | ||
Программа дисциплины «Всеобщее управление качеством» для специальности... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством» | ||
Методические указания для практических работ для студентов специальности 131001 Перечень лабораторно – практических работ по профессиональному модулю пм 01 «Проведение буровых работ в соответствии с технологическим... | Методические указания к выполнению дипломного проекта для студентов... Методические указания к выполнению дипломного проекта для студентов очной формы обучения по специальности «Государственное и муниципальное... | ||
Методические указания по выполнению самостоятельных работ 12 Раздел введение 12 Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по мдк 01. 03. «Детская литература с практикумом по выразительному... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... В. П. Авдеева. Основы правовой охраны интеллектуальной собственности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине... Методические указания предназначены для студентов среднеспециальных учебных заведений, обучающихся по специальностям: 080302 Коммерция... | Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовые основы российского государства» для студентов по специальности... | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ… Задания для... Для специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятии (ресторанно-гостиничного бизнеса, туризма)» | Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине... Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине: «Математика» для специальностей: 080302 Коммерция (по отраслям),... |