Скачать 1.62 Mb.
|
А.В. ЗЕМСКОВА МАРКЕТИНГ Методические указания по выполнению практических работ Самара Самарский государственный технический университет 2010
_________________________________________________ А.В. ЗЕМСКОВА МАРКЕТИНГ Самара Самарский государственный технический университет 2010 УДК 339.1 (075.8) Р е ц е н з е н т : к.п.н. Сухинина В.В. Земскова А.В. Маркетинг. Метод. указания по выполнению практических работ / Земскова А.В.; Самар. гос. техн. ун-т. Самара, 2010 . 126с. Пособие предназначено для методического сопровождения курса «Маркетинг», «Маркетинг промышленного оборудования», «Основы маркетинга в сфере сервиса». Его цель – предоставить студентам материал для обсуждения на семинарах и самостоятельной работы. Исходя из этих целей, в пособие включены: соответствующие разделы подробной программы курса, задания, в том числе несколько задач по каждой теме с решениями, темы рефератов и вопросы для обсуждения на семинарах. Пособие окажет пользу студентам, преподавателям и всем, кто заинтересован в получении знаний в области маркетинга. Предназначен для студентов всех форм обучения специальностей 080502 – «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»; 190603 – «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт) – автосервис и фирменное обслуживание», 151001 «Технология машиностроения – технология, сертификация и маркетинг промышленной продукции»; для специалистов в области маркетинга, экономики и менеджмента. ISBN © А.В.Земскова, 2010 © Самарский государственный технический университет, 2010 Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ Для успешного вхождения в мир бизнеса необходима основательная теоретическая и практическая подготовка специалистов в области маркетинга. Для проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов необходимо использование концепции современного маркетинга как философии и совокупности практических приемов рыночного управления. В последние годы издано большое число монографий, учебников и учебных пособий по маркетингу, но при этом многие из них носят чисто теоретический характер. В качестве одного из базовых требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки экономистов-менеджеров выделено умение разработки и принятия стратегических и тактических управленческих решений в условиях нестабильной внешней среды, а так же ориентация на использование современных управленческих методик. Практикум состоит из тринадцати разделов. В каждом из них указываются вопросы для повторения и дискуссии, предложены темы сообщений и рефератов, приводятся соответствующие задания. Такие здания позволяют проверить знания отдельных терминов и понятий, определить, насколько верно воспринимаются отдельные выражения, а так же путем тестирования выявить степень усвоения отдельных разделов. . Практическое занятие 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА Вопросы для повторения и дискуссии.
Комментарий к заданию. A. Маркетинг - больше чем только продажа; он должен удовлетворять потребительские нужды и вести к реализации организационных целей Б. Маркетинг определен Американской Ассоциацией Маркетинга как процесс планирования и выполнения концепции, оценки, содействия и распределения идей, товаров и услуг для создания обмена, который удовлетворяет индивидуальным и организационным целям. В. Большое количество людей вовлечено в маркетинг с раннего возраста и знают больше относительно маркетинга, чем они думают. Г. Происхождение маркетинга может быть прослежено с начала ранних бартерных операций Д. Современный маркетинг осуществляется многими группами и лицами, которые пробуют идентифицировать ниши в рынке и заполнять эти ниши изделиями, которые удовлетворяют потребителей, таким образом создавая ценность данных товаров Е. Участники рынка исполняют различные функции маркетинга, предназначенные для заполнения ниш рынка и удовлетворения потребителей; они приносят предложения на рынок и убеждают потребителей произвести обмен 8. Объясните, почему важно изучать маркетинг 9. Опишите, как маркетологи используют маркетинговые переменные для того, чтобы удовлетворить потребителей и достичь организационных целей Комментарий к заданию. A. Существует 4 переменные маркетинга: изделие (продукт), цена, место продаж и содействие продажам 1. Изделие - это предложение, сделанное на рынке 2. Цена - сумма, установленная за изделие 3. Место продаж - это то место, где, когда и как изделие становится доступным для продажи на рынке 4. Содействие продажам - то, как производители связываются с потребителями. Оно включает рекламирование, персональную продажу, стимулирование сбыта и связи с широкой публикой Б. Тактическое использование участниками рынка средств для достижения своих целей Задачи и упражнения. 1.Виды маркетинга в зависимости от спроса.
2. Завершить схемы двух концепций, расположив в определенном порядке:
4. Коммерческие усилия и меры стимулирования. 5. Нужды потребителей 6. Получение прибыли за счет роста продаж.
Темы докладов и рефератов. 1. Сущность концепция социально-этического маркетинга. 2. Направления и особенности применения маркетинга российскими предприятиями. 3. Использование маркетинга в различных условиях конкурентной борьбы. 4. Концепция холистического маркетинга. Практическое занятие 2 МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ Вопросы для повторения и дискуссии.
Задачи и упражнения.
Комментарий к заданию Некоторые проблемы и их критика касаются незаконных действий по фиксированию цен, политики “кнута и пряника” и антирекламы. Этические проблемы гораздо труднее определить в рамках строгих границ закона. Эти проблемы включают рекламу, вызывающую раздражение, преувеличивающую рекламу, излишнее повышение цен на продукты, неэтичную рекламу и конкуренцию, проблемы вторжения в личную жизнь и выпуск товаров, загрязняющих окружающую среду.
Комментарий к заданию Маркетинг очень важен для общества, поскольку он помогает достичь тот уровень жизни, который нравится большинству американцев. Маркетинг играет две важные роли, на микро и макро уровнях. Микромаркетинг - путь, которым маркетинг связывает бизнес, поставщиков, продавцов и потребителей в сделках, направленных на удовлетворение клиентов. Макромаркетинг - это маркетинг на более широком общественном уровне, который определяет то, как маркетинг способствует развитию экономики и благосостоянию общества путем сбалансированности спроса и предложения. Микромаркетинг имеет небольшой масштаб и представлен фирмой, организацией, поставщиками или частными продавцами, вовлеченными в обслуживание потребителей На микроуровне большинство продавцов стараются угодить потребителям а. Многие потребители жалуются, что для них лично маркетинг плохо работает б. Однако, не всегда легко угодить потребителям и в некоторых случаях их желания вредны и губительны в. Одна из критик маркетинга касается опасных изделий, высоких цен, ограничений на то, когда изделия должны быть использованы, настойчивой и вводящей в заблуждение рекламы, неблагоприятного поощрения спроса и возникающих с этим проблем вторжения в частную жизнь Макромаркетинг принимает более широкую форму и системную перспективу а. Органы гос.управления определяют национальные цели, которые фирмы помогают достичь стране б. Маркетинг критикуется на макроуровне за повышение издержек производства, опустошение ресурсов, стимулирование ненужного спроса и подрыв общественных моральных ценностей.
Комментарий к заданию Контролируемые факторы окружающей маркетинговой среды - факторы, управляемые фирмой. 1. контролируемые (выбираемые) высшим руководством фирмы,
2. контролируемые (выбираемые) службой маркетинга:
Неконтролируемые факторы — факторы, не подлежащие управлению со стороны фирмы, ее руководства или маркетинговой службы (что не отрицает возможности и необходимости влияния на них). Сюда относятся:
Факторы, не управляемые маркетингом
A. Нужда Б. Потребность B. Товар Г. Рынок Д. Потребительский рынок Е. Рынок товаров производственного назначения Ж. Посреднический рынок 3. Рынок государственных учреждений И. Международный рынок К. Емкость рынка Л. Рынок продавца М. Рынок покупателя Н. Концепция маркетинга О. Концепция социально-этичного маркетинга П. Макросреда маркетинга Р. Микросреда маркетинга С. Комплекс маркетинга Т. Международный маркетинг У. Прямой маркетинг Ф. Многоуровневый маркетинг X. Мотивация Ц. Запрос Ч. Обмен Ш. Маркетинг Щ. Стратегия маркетинга
8. В каждом из тестов выберите один наиболее правильный ответ 1.Реализуя маркетинг, предприятие: а) изучает рынок; б) проводит рекламу; в) обеспечивает доставку необходимых товаров в определенное место и в приемлемое время; г) направляет всю свою деятельность на удовлетворение нужд и потребностей покупателей и потребителей. 2.Рынок товара, на котором существует его постоянный дефицит и покупателю приходится прилагать дополнительные усилия по приобретению данного товара, принято считать: а) дефицитным рынком; б) рынком продавца; в) рынком конкурента; г) рынком покупателя. 3.Определяющим, что заставляет человека искать пути и способы удовлетворения его потребностей, является: а) экономическое положение; б) культура; в) мотивация; г) семья. 4.Несмотря на наличие значительного числа определений маркетинга, в каждом из них есть нечто общее, а именно: а) приоритет производителя; б) приоритет конкурента; в) приоритет посредника; г) приоритет потребителя. 5.Свои интересы в получении определенной прибыли коммерческая организация, реализующая маркетинг, обеспечивает за счет: а) увеличения числа мест продажи товаров; б) правильной ценовой политики; в) рекламы; г) удовлетворения нужд и потребностей потребителей. 6.Высшее руководство швейного предприятия считает, что, осуществляя предпринимательскую деятельность, следует учитывать, во-первых, свои интересы; во-вторых, интересы потребителей швейных изделий и, в-третьих, необходимо обеспечивать сохранение окружающей среды. В данном случае предприятие скорее всего реализует: а) концепцию маркетинга; б) концепцию интенсификации коммерческих усилий; в) концепцию совершенствования товара; г) концепцию социально-этичного маркетинга. 7.Микросреда маркетинга обусловлена: а) деятельностью высшего руководства фирмы и службы управления маркетингом; б) состоянием контролируемых факторов и деятельностью поставщиков, конкурентов, посредников, клиентов и контактных аудиторий; в) состоянием экономики, демографии, политики, права, культуры, науки и техники, окружающей среды; г) деятельностью высшего руководства предприятия и службы управления маркетингом, а также состоянием неконтролируемых факторов. 8.Макросреда маркетинга обусловлена: а) состоянием экономики, демографии, политики, права, культуры, науки и техники, окружающей среды; б) деятельностью поставщиков, конкурентов, посредников, клиентов и контрактных аудиторий; в) существующим законодательством; г) деятельностью государственных органов управления. 9.Цели деятельности предприятия и цели маркетинга: а) абсолютно идентичны; б) совершенно различны; в) частично взаимоувязаны; г) тесно взаимоувязаны и соотносятся друг с другом. 10.На собрании административно-управленческого персонала директор швейного предприятия сформулировал несколько задач, одна из которых непосредственно относится к службе управления маркетингом. Это задача: а) определить стратегию развития предприятия; б) разработать план технического перевооружения предприятия; в) дать предположительное описание товаров и услуг, которые предприятию следует изготовлять; г) разработать план социального развития предприятия. 11.Разработка стратегии развития предприятия необходима, чтобы: а) определить возможную производственную деятельность в будущем; б) выявить перспективные рынки продажи товаров; в) определить стратегических партнеров; г) обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность в будущем. 12.Сегментирование рынка проводится в целях: а) изучения поведения покупателей и потребителей товаров; б) установления обоснованной цены на товары; в) повышения эффективности рекламы; г) более полного учета реальных нужд и потребностей потребителей. 13.Комплекс маркетинга включает: а) рекламу, цену, товар, упаковку; б) товар, распределение, цену, коммуникацию; в) товарный знак, упаковку, цену, распределение; г) рекламу, личную продажу, общественные связи, стимулирование продаж. 14.Разработка и реализация комплекса маркетинга проводится для того, чтобы: а) установить обоснованную цену на товары; б) достичь установленных целей маркетинга; в) обеспечить эффективность рекламы; г) создать новые товары. 15.Координация деятельности функциональных подразделений со стороны службы управления маркетингом необходима для: а) своевременной разработки новых товаров; б) более полного учета запросов потребителей; в) согласованной работы всех подразделений в процессе разработки и реализации стратегий маркетинга; г) обеспечения эффективности коммуникаций. Темы сообщений и рефератов
Практическое занятие 3 ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Вопросы для повторения и дискуссии.
Задачи и упражнения. 1. Используя приведенный список терминов, определите, какой из них соответствует одному из указанных ниже предложений. А. Поведение потребителей Б. Культура В. Субкультура Г. Общественный класс Д. Референтная группа Е. Роль Ж. Статус 3. Восприятие И., Отношение К. Убеждения Л. Образ жизни М. Стиль жизни Н. Психографика О. Политика закупок П. Закупочный центр Р. Спецификация С. Контракт Т. Консъюмеризм У. Суверенитет потребителя
2.Определите, являются верными или ложными приведенные ниже высказывания, ответив «да» в случае, если высказывание, по вашему мнению, верно, и «нет», если оно ошибочно.
3. В каждом из тестов выберите один, наиболее приемлемый ответ. 1.Моряк после крушения парохода и нескольких дней скитаний, голодный и уставший, оказался с толстым кошельком в цветущем городе. Он в первую очередь: а) купит понравившуюся картину; б) снимет номер в гостинице; в) посетит ресторан; г) влюбится во встретившуюся красивую девушку. 2.Согласно одной из теорий мотивации удовлетворения наших потребностей, существует утверждение о том, что человек не в состоянии полностью понять мотивы своих действий. Такая точка зрения принадлежит: а) Абрахаму Маслоу; б) Зигмунду Фрейду; в) Фредерику Герцбергу; г) Максу Веберу. 3.Какой из указанных ниже товаров может удовлетворять несколько различных потребностей многих групп покупателей? а) шариковая ручка; б) велосипед; в) компьютер; г) мыло. 4.К маркетинговым факторам, оказывающим влияние на покупательское поведение, относится: а) возраст; б) цена товара; в) восприятие; г) образ жизни. 5.Постоянный покупатель супермаркета имеет семью из четырех человек, является менеджером предприятия и членом, ассоциации менеджеров ряда других общественных организаций. На его покупательское поведение наиболее сильное влияние оказывает: а) уровень развития культуры; б) семья; в) участие в работе общественных организаций; г) статус менеджера предприятия. 6.Большинство людей следуют сложной схеме принятия решения о покупке, приобретая: а) новый сорт хлеба; б) новый вид туалетной бумаги; в) новый телевизор; г) новую марку зубной пасты. 7.В процессе принятия решения о покупке оценке и выбору приемлемого варианта товара предшествует: а) потребление; б) оценка товара в процессе потребления; в) покупка; г) осознание потребности. 8.Изучая поведение покупателей потребительского рынка, менеджер по маркетингу установил, что наиболее широкое воздействие на поведение потребителей оказывают: а) субкультура; б) общественные классы; в) референтные группы; г) общественные организации. 9.Продавец магазина установил, что при покупке телевизоров наиболее сильное воздействие на покупательское поведение оказывают: а) коллеги по работе; б) работники магазина; в) семья; г) друзья. 10.Строительная организация скорее всего воспользуется упрощенным вариантом принятия решения о закупке, приобретая: а) подъемный кран; б) цемент; в) новый трактор; г) рабочую одежду. 11.В процессе принятия сложного решения о закупках поиску поставщиков предшествует: а) оценка предложений; б) оценка работы поставщика; в) запрос предложений от поставщиков; г) разработка спецификаций товара. 12.При осуществлении государственных закупок предпочтение отдается: а) методу контрактов; б) лизингу; в) фрайчайзингу; г) методу открытых торгов. 13.В составляемых закупочным центром спецификациях основное внимание уделяется: а) срокам поставки продукции; б) возможным санкциям за срыв поставок; в) описанию приемлемых для покупателя параметров требуемой продукции; г) условиям оплаты. 14.Суверенитет потребителя - это: а) право выбора товаров; б) право и реальная возможность выбора товара, продавца, времени и места покупки в соответствии с реальным возможностями покупателя; в) право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя); г) право на информированность о наиболее важны свойствах товара. 15.Консъюмеризм потребителей - это: а) движение в защиту от возможного приобретения недоброкачественных товаров; б) организованное движение за расширение и защиту прав покупателей, усиление их возможного воздействия и производителей и работников торговли; в) движение за здоровую окружающую среду; г) движение за информационное обеспечение покупателей.
Комментарий к заданию. Существует несколько миллионов фирм-потребителей и сотни миллионов персональных потребителей. Конкуренция на этих рынках очень сильная. Поэтому, для того, чтобы быть конкурентоспособным, необходимо учитывать удовлетворение потребителя товаром. Неудовлетворенный потребитель не купит или не будет повторно покупать, что означает, что продавцы не получат прибыли.
Комментарий к заданию. Потребности - внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя. Они - разница между действительностью и желаемым, которое может быть удовлетворено через покупку. Мотив - это потребность, которая сформирована и направлена на достижение цели.
Все эти внешние влияния создают давление на потребителя, чтобы тот в свою очередь принял приемлемое решение. Потребители должны понимать это давление, которое может искажать информацию о товаре. Однако, влияние на потребителя этого давления может быть значительным и зависит от того, насколько потребитель уязвим, т. е. поддается этому давлению.
Комментарий к заданию. Повторная покупка - это повторяющаяся покупка товара без изменений, поэтому она не требует, а если и требует, то немного дополнительной информации и поиска альтернатив. Покупка нового товара требует поиска информации, потому что эта покупка делается впервые, что подразумевает отсутствие каких-либо знаний об этом продукте.
Темы сообщений и рефератов
Практическое занятие 4. |
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине... Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине: «Математика» для специальностей: 080302 Коммерция (по отраслям),... | Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине... Методические указания предназначены для студентов среднеспециальных учебных заведений, обучающихся по специальностям: 080302 Коммерция... | ||
Методические указания по выполнению курсовых работ Методические указания по выполнению курсовых работ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Маркетинг на предприятиях туризма... | Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “ Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “Основы внешнеэкономической деятельности” для студентов экономических... | ||
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных... Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет га. С. – Петербург, 2012 | Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовые основы российского государства» для студентов по специальности... | ||
Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ Для студентов зф Автоматизированные системы бронирования и продажи авиационных услуг: Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных... | Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных... География воздушного транспорта : Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ/ Университет га. С. – Петербург,... | ||
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика» Задания и методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика». Екатеринбург, фгаоу впо «Российский государственный... | Рабочая программа по дисциплине планы семинарских (практических)... Методические указания по выполнению самостоятельных (контрольных, рефератов) работ | ||
Методические указания по выполнению практических работ Учебная дисциплина оп. 2 Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Методические указания по проведению практических занятий и выполнению... Конституционное право: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. С. Г. Негматова;... | ||
Методические указания по проведению практических занятий и выполнению... Правоведение: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. – Р. А. Абдуллаева;... | Методические указания по выполнению, оформлению и защите выпускной... Методические указания предназначены в помощь студентам, преподавателям и научным руководителям работ | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ для экономических специальностей Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Экономическая теория" для студентов экономических специальностей–... | Методические указания для практических работ для студентов специальности 131001 Перечень лабораторно – практических работ по профессиональному модулю пм 01 «Проведение буровых работ в соответствии с технологическим... |