Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества»





Скачать 107.46 Kb.
НазваниеМетодическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества»
Дата публикации23.04.2015
Размер107.46 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Математика > Методическая разработка
Методическая разработка уроков по теме:

«Кислородосодержащие органические вещества»

(органическая химия, 10 класс).

Ожидаемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  1. Знать строение кислородосодержащих органических соединений и его взаимосвязь со свойствами;

  2. Использовать на уровне применения понятия: «изомерия», «радикал», «гомологический ряд», «функциональная группа», «водородная связь».

  3. Уметь составлять структурные формулы изомерных соединений и называть их.

  4. Уметь записывать уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства кислородосодержащих органических соединений.

  5. Уметь сравнивать органические и неорганические соединения.

  6. Уметь использовать средства Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Office для подготовки презентаций, рефератов, докладов, проектных работ по данной теме.


Уроки № 1-2 по теме: « Взаимосвязь строения и свойств кислородосодержащих органических соединений».

Содержание уроков

  1. Цель: «Обобщить и систематизировать знания по теме: «Кислородосодержащие органические соединения».

Задачи:

  1. Выявить зависимость свойств веществ от строения на основе экспериментальных и справочных данных.

  2. Развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез и обобщение, пространственное мышление).

  3. Развивать рефлексивные умения в КРД.



  1. Актуализация знаний.


Химический диктант.




1 вариант

2 вариант

1

Общая формула сложных эфиров

Общая формула спиртов

2

Межклассовый изомер этанола

Изомер положения функциональной группы бутанола-1

3

Структурная формула

2,3-диметилпентаналя

Структурная формула

2,2-диметилгексановой кислоты

4

Назовите вещество

СН3-СН(СН3)-СН(ОН)-СН3

Назовите вещество

СН3-СН(ОН)-СН(ОН)-СН3

5

Представитель класса карбоновых кислот

Представитель класса простых эфиров
Учащиеся выполняют задания в течение 5 минут, сдают работы, затем сравнивают с эталоном, ставят по 1 баллу за каждый правильный ответ.


  1. Классификация кислородосодержащих органических соединений.

Совместно с учащимися на доске изображается схема «Классификация кислородосодержащих соединений».



  1. Анализ строения органических веществ.

Модели молекул, каких веществ изображены на рисунках?

Что между ними общего? Предположите, какие свойства характерны для этих соединений. Почему?





План урока

  1. Анализ справочных данных (работа в группах).

Учащимся предлагается по данным, приведенным в таблице выявить закономерность и объяснить ее.

Вещество


Молярная масса, г/моль

Ткип., С°

Пропан

44

-42

Этанол

46

78

Бутан

58

0

Пропанол-1

60

97

Уксусная кислота

60

118

Этандиол

62

197

Пентан

72

35

Диэтиловый эфир

74

35

Бутаналь

72

76

Бутанол-1

74

118

Пропионовая кислота

74

141




  1. Экспериментальное подтверждение предположений.

Заполнение таблицы (работа в группах).

На партах учащихся находятся образцы органических веществ: фенол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза. Используя предложенные образцы веществ, учащиеся исследуют их физические свойства и заполняют таблицу.

Класс

Формула

Агрегатное

состояние

Растворимость

в воде

Запах

Наличие

Водородных связей

фенол

С6Н5ОН













спирты

R-(OH)n













альдегиды

R-COH













Карбоновые

кислоты

R-COOH













Сложные эфиры

R1-COOR2













Углеводы

Cn(H2O)m
















  1. Итог урока.

Учащиеся

  1. Представляют результат работы в группах.

  2. Заполняют контрольные листы.

  3. Отвечают на вопросы (рефлексия):

Продолжите фразу:

    • На этом уроке я узнал (а) …

    • Сегодня я научился (лась) …

    • Больше всего мне понравилось …

    • Наибольшие затруднения у меня вызвало …


  1. Домашнее задание.

Базовый уровень.

Повторить §§ 5-7, № 7 письменно по учебнику О.С.Габриеляна, 2002.

Повышенный уровень.

Назвать соединения и предположить их физические и химические свойства. Записать уравнения возможных реакций.

СН3-СН(ОН)-СН2-СН(ОН)-СН3, СН3-СН=СН-СН2-СООН


Структура урока с использованием мультимедийной презентации

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ссылка

Время

1.Организационный момент.

Целеполагание.

Приветствие учащихся, проверка к готовности к уроку.

Задает наводящие вопросы.

Приветствуют учителя. Формулируют цель:

«Обобщить и систематизировать знания по теме: «Кислородосодержащие органические соединения».

 Сайд № 2

5 мин.

2. Актуализация знаний.

Проводит химический диктант.

Оценивает ответы.

Отвечают на вопросы химического диктанта. Сравнивают ответы с эталоном.

Слайд № 3

Слайд № 4



10 мин.

3. Классификация кислородосодержащих органических веществ.

Предлагает структуру классификации.

Заполняют схему.

Проверяют правильность заполнения.

Слайд № 5

Слайды

№№ 13-19

(при необходимости)

5 мин.

4. Анализ строения органических веществ.

Задает вопросы о взаимосвязи строения со свойствами веществ

Анализируют строение по рисункам и моделям молекул. Высказывают предположения.

Слайд № 6

5 мин.

5. Анализ справочных данных.

Предлагает проанализировать справочные данные и сделать выводы.

Выявляют закономерное изменение свойств, связанное с наличием водородных связей и ростом молекулярных масс веществ.

Слайд № 7

5 мин.

6.Экспериментальное подтверждение предположений

Предлагает учащимся заполнить таблицу.

Исследуют физические свойства образцов веществ. Заполняют таблицу.

Слайд № 8

Слайд № 9

5 мин.

7. Итог урока.

Рефлексия.

Проверяет правильность заполнения таблицы

Заполняют контрольные листы.

Отвечают на вопросы.

Слайд № 10

Слайд № 11

7 мин.

8.Дифференцированное домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

Записывают.

Слайд № 12

3 мин.
Уроки № 3-4. Химические свойства кислородосодержащих органических соединений.

Цель. Развитие умений исследовательской деятельности. Создание проблемной ситуации.

Ход урока.

  1. Выполнение практической работы в парах с использованием карточек-инструкций.

  2. Обсуждение результатов эксперимента.

  3. Оформление отчета.

  4. Заполнение контрольных листов.


Карточка-инструкция к практической работе по теме:

«Свойства кислородосодержащих органических соединений».


  1. Сформулируйте цель:

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками, пробиркодержатель.

Реактивы:

1) карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая, акриловая, лимонная); глицерин; этанол; глюкоза.

2) ацетат натрия; 3) NaOH; 4) H2SO4; 5) индикатор; 6) СаСО3; 7)Mg;

8) СаО, 9) KMnO4.

  1. Ход работы:

Проведите реакции в соответствии с инструкцией:

  1. К этанолу и глицерину в разных пробирках добавьте свежеприготовленный гидроксид меди (II). Что наблюдаете?

  2. В растворы уксусной кислоты, фенола, глюкозы и этанола поместите кусочки магния. Что наблюдаете?

  3. В пробирку с этанолом опустите раскаленную медную проволочку. Что наблюдаете?

  4. К растворам глицерина и глюкозы в разных пробирках добавьте свежеприготовленного раствора гидроксида меди (II). Что наблюдаете? Затем обе пробирки нагрейте. Что наблюдаете?

  5. К раствору фенола добавьте несколько капель раствора хлорида железа (III). Что наблюдаете?

  6. К раствору уксусной и серной кислот в разных пробирках добавьте: а) кусочек мела или мрамора; б) магний; в) оксид кальция. Что наблюдаете? Сравните результаты испытаний.

  7. К раствору лимонной кислоты в разных пробирках добавьте: а) кусочек мела или мрамора; б) магний; в) оксид кальция. Что наблюдаете? Сравните результат с предыдущим опытом.

  8. К раствору акриловой кислоты добавьте раствор перманганата калия.

Что наблюдаете?

  1. Заполните таблицу:

    № опыта

    Уравнения реакций

    Наблюдения

    1







    -/-







    6







  2. Ответьте на вопросы:

  1. Почему при взаимодействии фенола, спиртов и карбоновых кислот с магнием выделяется водород?

  2. Почему при взаимодействии глицерина и глюкозы со свежеприготовленным раствором гидроксида меди (II) образуется синий раствор, а при нагревании красный осадок выпадает только в пробирке с раствором глюкозы?

  3. Какие реакции можно считать качественными на кислородсодержащие органические соединения? Почему? Выпишите из учебника.

  4. Какие свойства карбоновых кислот (физические и химические), можно считать общими свойствами кислот?

  5. В чем причины различий в свойствах карбоновых кислот?

  1. Запишите вывод.

Домашнее задание.

  1. На конкретных примерах проиллюстрируйте генетическую связь классов органических веществ:

  2. На примере 2-х – 3-х кислородосодержащих соединений покажите, как связано строение веществ с их свойствами.

Ресурсы

  1. Материалы компакт-дисков:

«Открытая химия» (Физикон); «Химия: базовый курс. 8-9 класс» (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ);

«Общая и неорганическая химия: 10-11 класс» (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ);

«Химия: виртуальная лаборатория. 8-11 класс» (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ);

«Репетитор по химии» (Кирилл и Мефодий);

«1С: Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ.2005» (1С);

«Химия 8-11 классы» (Библиотека электронных наглядных пособий).

  1. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно", http://window.edu.ru);

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru).


Н.Э.Дубинина, учитель химии

МОУ лицей №22 г. Иваново

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconУрок повторения и обобщения знаний по теме: «Кислородосодержащие органические соединения»
Оборудование: дидактические карточки, наборы для экспериментальной работы на 4 группы – пробирки с номерами (этанол, глицерин, уксусная...
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconХимия в нашей жизни
Поверхностно-активные вещества, синтетические душистые вещества, физиологически активные вещества и синтетические лекарственные средства,...
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconМетодическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному...
Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной...
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ч. азотосодержащие органические вещества, белки, синтетические высокомолекулярные вещества
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок по теме: " Химический состав, неорганические и органические вещества клетки "
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconМетодическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии
Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода...
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для...
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconМетодическая разработка 2 уроков по технологии по теме «Конструирование и моделирование юбки»
Воспитывать внимательность, интерес к разным видам деятельности, культуру труда, знания полученные на уроке применять в жизни
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconМетодическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения...
Данная разработка посвящена методике организации и проведения нестандартных форм уроков, предназначена школьным учителям истории....
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы познакомились с необратимым гидролизом бинарных соединений, повторили, как подвергаются гидролизу органические вещества, провели...
Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» iconМетодическая разработка» Разработка по теме «Семья»
Данная технология направлена на расширение словарного запаса уч-ся, а также развитие умений устной речи по заданной теме, что является...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск