Скачать 108.76 Kb.
|
Городская математическая конференция младших школьников «Открытие» Всем кубикам кубик. Автор работы: Гамидова Маргарита и Каутова Анастасия, ученицы 5- Б класса МОУ «Средняя школа №5». Руководитель: Нелюбина Елена Анатольевна, учитель математики МОУ «Средняя школа №5». г. Когалым, 2011г. Содержание.
I. ВведениеКубик Рубика – всем известная головоломка, представляющая собой пластмассовый куб, составленный из 26 кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей. Каждый из девяти квадратов на каждой стороне кубика окрашен в один из шести цветов, как правило, расположенных парами друг напротив друга: белый - жёлтый, синий - зелёный, красный - оранжевый. Повороты сторон кубика позволяют переупорядочить цветные квадраты множеством различных способов. Задача игрока заключается в том, чтобы, поворачивая стороны куба, вернуть его в такое состояние, когда каждая грань состоит из квадратов одного цвета (Приложение 1). Нас не интересовала забава, собрать какой – то кубик, да еще кубиком – Рубика он называется. Но, однажды, к нам в класс принесли этот маленький чудо-кубик и спросили, кто может собрать его? Мы задумались…? Эта задача гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, так как, ни один из пазлов нельзя «оторвать» от кубика, а надо провернуть его на свое место. Это помогает принимать такие решения, которые позволяют игроку развивать свое логическое мышление и воображение. Тема «Кубика» вызвала у нас огромный интерес, в классе у нас началась настоящая «рубикомания» (Приложение 2). Кроме того, на решение заняться этой темой повлияли результаты социологического опроса, проведенного среди учащихся 5Б, 6Б, 6В, 8А, 10Б классов нашей школы (Приложение 3). Опрос показал, что всем респондентам известно название кубик – Рубик. Но, к сожалению, большинство из них не знают: кто такой Рубик, с какой целью он изобрел этот кубик, какие секреты надо знать для сборки кубика, и почему многие не могут сразу собрать этот кубик до конца? Это и определило цель и задачи проекта. Цель: рассмотреть идею создания кубика Рубика, как один из вариантов развития логического мышления школьников, создания практических советов для начинающих «рубикоманов». Задачи:
Объект исследования: логические игры в развитии мышления. Предмет исследования: головоломка кубик - Рубика . Гипотеза: математические головоломки формируют логическое мышление школьников. Методы исследования: социологический опрос, сравнительный анализ, изучение печатных материалов, моделирование (конструирование). II. Всем кубикам кубик2.1. БиографияО, сколько нам открытий чудных, Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, (А.С. Пушкин) Эрнё Рубик родился в Будапеште, во время второй мировой войны. Его отец был авиаинженером на заводе в Эстергоме, мать — поэтесса. В 1967 году окончил инженерный факультет технического университета в Будапеште по специальности инженер-строитель, продолжил обучение в аспирантуре на скульптора и дизайнера интерьера. В 1971—1975 годах работал архитектором, затем снова вернулся в академию и получил звание доцент. В начале 80-х, он стал редактором журнала игр и головоломок. В 1983 году основал собственную студию, которая занималась дизайном мебели и разработкой головоломок. В 1987 году получил звание профессора, а в 1990 совместно с Яношем Гинстлером основал венгерскую техническую академию и был её президентом до 1996 года. В академии был создан международный фонд Рубика для поддержки особенно талантливых молодых изобретателей. В настоящее время в основном участвует в разработке видеоигр, пишет статьи по архитектуре и возглавляет студию Рубика. Награждён: Государственной премией Венгерской народной республики (1983), Премией им. Дэнниса Габора (1995) и Кошутовской премией (2007). 2.2. История появления кубика РубикаВ 1967 году Эрнё Рубик, которому на тот момент исполнилось 23 года, окончил Научно-технический университет в Будапеште по профессии «архитектурное проектирование». Несколько лет он проработал проектировщиком, а после этого перешел на учительскую работу в Будапештский университет умений и дизайна им. Моголи-Наги. Повествуя студентам о дизайне экстерьера, он нередко иллюстрировал всевозможные строительные и дизайнерские концепции на бумажных, деревянных или же пластмассовых моделях. Интерес к трехмерным моделям когда-то вынудил юного учителя задуматься: возможно ли смоделировать куб, состоящий из нескольких частей, которые имели возможность бы меняться местами, оставаясь в ходе данного обмена частями целого? Рубик не имел представления, как должна быть организована структура куба, дабы, возможно, было выполнить это превращение. Он перепробовал резиновые тяги, магниты и пазлы. Решение этой задачи пришло к нему в период прогулки по берегу Дуная. Глядя, как отшлифованные круглые камешки движутся «приятель относительно приятеля», он взял в толк, как можно решить данный вопрос внутри куба. Сконструировав в 1974 году образец 3х3х3, на любой стороне которого были наклейки всевозможного расцветки, Рубик показал модель студентам. Таким образом, в 1975 году Рубик запатентовал свою идею в Венгрии, ну а в 1977 году фирма Politechnika отпустила в реализацию первые серийные головоломки с именем «Магический куб». В отсутствии всякой рекламы в следующем году на улицах Венгрии, в кафе и трамваях можно было обнаружить людей, увлеченно собирающих цветной кубик. Запад познакомился с данной игрой в 1979-м, как скоро иммигрант из Венгрии Тибор Лацци, трудящийся в германской компьютерной фирмы, доставил один из этих кубиков на солиднейшую европейскую экспозицию игр в Нюрнберге. Кубиком были заинтересованы научные работники, он оказался комфортной моделью для презентации каких-либо идей физики и теории групп, и в 1980 году журнал Scientific American вышел с кубиком на обложке, да и наш город Когалым не обошелся без кубика (Приложение 4). Интерес на головоломку оказался невероятно велик. С 1980 по 1982 год было сбыто более 100 млн. данных игр, больше, чем автоматов Калашникова за всю ситуацию изготовления. О кубике сочиняли стихи, создавались мультфильмы, научно - популярные фильмы (Приложение 1; диск). Сейчас интерес к кубику возрастает, проводятся интересные состязания по сборке кубика (Приложение5) создаются даже огромные картины, нарисованные гранями кубика, используя только шесть цветов (Приложение 6). Название «Кубик Рубика» принято в большинстве языков мира, за исключением, венгерского, немецкого, португальского и китайского, где распространённым осталось его первоначальное наименование, а также в иврите, где его называют «венгерским кубиком» и представляет собой механическую головоломку. 2. 3. Усовершенствование головоломки.Помимо традиционного 6-цветного исполнения кубика 3×3×3 встречаются 2×2×2, 4×4×4, 5×5×5; кубики с изображениями на гранях; «гибриды» полученные объединением нескольких кубиков, варианты с тетраэдрами, закруглёнными углами. Куб со стороной 4 часто называют мастер-кубом (англ.) или «местью Рубика». Так же известна аналогичная «Пирамидка (англ.)» (в СССР известна как «Молдавская пирамидка» и «Японский тетраэдр») с четырьмя сторонами (и, соответственно, цветами) (Приложение 6). III. Практическая часть Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня и я пойму. Американская пословица 3.1. Сборка кубика Рубика или советы начинающему «рубикоману».Доказано, что самый простой способ собрать кубик Рубика заключается в сборке по слоям, один за одним, начиная с верхнего (диск). Собирать сторонами очень сложно, а учитывая миллиарды комбинаций, практически невозможно собрать все цвета, полагаясь только на случай. В связи с этим мы и решили помочь начинающим «рубикаманам», создав алгоритм сборки кубика. И еще предлогаем сборку кубика по……… Этапы сборки кубика Рубика. Шаг №1.
Шаг №2.
Шаг №3.
Шаг №4.
Шаг №5.
Шаг №6.
Шаг №7.
Шаг№8. Теперь остается лишь правильно расположить четыре средних кубика нижней плоскости. Здесь могут помочь комбинации «сальто влево» и «сальто вправо». После этих несложных операций кубик Рубика будет собран! Комбинация «Сальто влево»:
I V. Заключение В своей работе мы сделали попытку ответить на вопросы, зачем нужен современным школьникам кубик - Рубика? При изучении геометрии, нам понадобиться воображение, которое используется при сборке кубика - Рубика, так как кубик лежит в основе многих геометрических фигур и используется при решении задач. При рассмотрении пространственных фигур, которые кажутся на первый взгляд простыми надо уметь переключать зрение в нужном направлении, уметь мысленно представлять изменения в расположении фигур. Всему этому можно научиться и изучая секреты простого кубика Рубика. Материалы данной работы могут быть использованы: на уроках математики, геометрии, при проведении внеклассных мероприятий, начинающими спидкуберами, для проведении мастер классов. К ней прилагаются мультимедийные презентации по теме: «Галилео о кубике Рубика», мультик «Умный кубик», мультик- стихотворение «Собирись кубик», новости о создании новой головоломки «Сфера Рубика». Изучение этой темы развивает еще больший интерес к математике, умение применять полученные знания на практике и поможет воспитать такие умения как самостоятельность и творческий математический подход в развитии логического мышления школьников. V. Используемая литература:
Интернет – ресурсы: |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Огромный профессиональный интерес у педагогов города вызвала выставка творческих проектов учащихся. Калинина Л. О. поделилась с коллегами... | В помощь детям и родителям «само собой». Так запоминается главным образом то, что нас живо интересует или вызывает в нас сильное и глубокое чувство. «Я никогда... | ||
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости, и я надеюсь, что мы не разочаруем | Конспект по обж в 1 классе. Тема урока: Учитель I категории Лицея №1 Сегодня у нас с вами очередная встреча с доброй тетушкой Агнеттой. Чему она нас учит? Какой мудрый совет она нам дала? Давайте прочитаем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке много гостей – это мои коллеги – учителя химии. Мы с вами много трудились. Я... | Вот и настал ещё один год обучения в нашей любимой школе У нас появились потери, от нас ушла Морякова Татьяна. А вот в техническом оснащении у нас пополнение – появился принтер. Любой доклад... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... У: Доброе утро, ребята! Вы, наверное, удивлены, что по расписанию у нас окружающий мир, а приготовились мы к уроку труда. Сегодня... | Урок- праздник (для учащихся 5,6 класса) Ведущий-учитель. Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового... | ||
План конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 а... Каждый народ земли – художник'': возродить в детях познавательный интерес, любовь к искусству, патриотизм; возвеличить то, что нас... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вводная беседа. Ребята, у нас в гостях Умка (белый медведь). Какой у него огромный мешок! Давайте посмотрим, что он нам принёс | ||
В наше время уже не секрет, что окружающий нас Мир многообразен и... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Имя существительное». Мы должны повторить и закрепить все, что нового вы узнали об имени... | ||
Урок обобщение (математика, 5 класс) Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби». На этом уроке мы повторим правильные и неправильные дроби, сложение и... | Внеклассное занятие по математике в 1-м классе по теме: "Геометрия вокруг нас" Цели Различать многоугольники; углубить представления учащихся об использовании сведений из геометрии на практике; развивать логическое... | ||
«Симметрия вокруг нас» С теми или иными проявлениями симметрии мы встречаемся буквально на каждом шагу. Внимательно приглядимся к окружающей нас природе.... | Приложение 2 к письму гоу дпо чиппкро Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда (приложение 1).... |