Урок математики во 2 классе : «Периметр квадрата и прямоугольника»
Цели:
1) Выявить основные свойства прямоугольника и квадрата, сформировать способность к их распознаванию на основе этих свойств, умение изображать их, вычислять периметр прямоугольника и квадрата.
2) Развивать вычислительные навыки, закреплять правила порядка действий в выражениях со скобками, развивать речь, логическое мышление, умение применять полученные знания в реальной жизни.
3) Воспитывать внимательность, активность, чувство коллективизма.
4) Продолжать работу по укреплению здоровья учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки с примерами, числами, тесты с разноуровневыми заданиями
Ход урока:
Организационный момент.
- Дети, вам тепло? (Да)
-В классе светло? (Да)
- Прозвенел уже звонок? (Да)
- Уже закончился урок? (Нет)
- Только начался урок? (Да)
- Хотите учиться? (Да)
- Значит, можно всем садиться!
II. Актуализация знаний.
1. Устный счёт.
- Сегодня, ребята, мы попадём в интересную страну, населённую удивительными жителями. А как называется эта страна, нам помогут узнать эти выражения.
- Установите принцип соединения примеров, продолжите, найдите значения выражений.
(Ответы примеров развешаны по всему классу. Дети решают пример, находят ответ и вывешивают его на доску – здоровьесберегательная технология по методике Базарного).
- На какие группы можно разделить эти числа? (Однозначные и двузначные; четные и нечетные). Расположите их в порядке возрастания.
4 8 12 24 36 40 55 65 100
Переверните карточки с цифрами и вы узнает, как называется эта страна.
ГЕОМЕТРИЯ Слайд 1
Геометрия - раздел математики, изучающий фигуры и их измерения. Слово "геометрия" греческого происхождения. В буквальном переводе оно означает "землемерие".
Возникла геометрия в Египте более 4000 лет назад. Вот что пишет о зарождении геометрии греческий историк Геродот, живший около 2500 лет назад: "Сезострис, егиетский царь, произвел деление земель, отмежевав каждому египтянину участок по жребию, сообразно этим участкам с их владельцев ежегодно взимали налоги. Если Нил заливал чей-нибудь участок, то пострадавший обращался к царю и докладывал ему о случившемся. Тогда царь посылал землемеров (геометров); они измеряли, на сколько уменьшился участок, и сообразно этому понижали налог. Вот откуда возникла геометрия и перешла из этой страны в Грецию.
В окружающей жизни мы постоянно сталкиваемся с прямоугольниками, квадратами, параллелипипедами и другими фигурами. Люди очень давно научились отличать эти фигуры друг от друга, научились определять их периметры, площади и объемы. Это им было нужно, так как дома они строили чаще всего из камня, имеющего форму параллелипипеда, налог платили с единицы площади и т.д. Так возникла большая и интересная наука геометрия.
III. Постановка темы и задач.
- На какие группы можно разделить эти фигуры? (плоские и объёмные) Слайд 2-3
- На какие 2 группы можно разделить плоские фигуры? (прямоугольники и фигуры, не имеющие прямых углов)
- Как называются эти фигуры? (квадрат и прямоугольник)
- Кто из вас уже догадался, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (о прямоугольнике и квадрате).
- Правильно, тема нашего сегодняшнего урока «Периметр квадрата и прямоугольника». Сегодня мы вспомним всё, что знаем об этих фигурах, закрепим наши знания и попытаемся с пользой их применить, попробовав себя в роли конструкторов и проектировщиков. А помогать мы будем….
Слайд 4
Наш герой – зайчик. 16 февраля 2011 года согласно восточному календарю наступает самый счастливый год лунного цикла. В Японии символом этого года является – Заяц, Кролик. В восточных гороскопах сказано, что Заяц очень умен. Заяц - зверь очень чистоплотный. Любит причесывать шерсть лапками и умывать языком. Год плодовитого, миролюбивого Зайца связан с семьей, уютом, заботой о детях и родителях, постоянным трудом, деликатностью и тактичностью. Заяц – умный дипломат, умеет убеждать, но чересчур безмятежен. Заяц символизирует долголетие и трудолюбие. Вечный труженик. Для того, чтобы Заяц вам покровительствовал, надо стать таким же добродушным, спокойным и трудолюбивым. Слайд 5,6,7,8
IV. Открытие нового знания.
- В вашем трудолюбии я не сомневаюсь. Зная, как вы любите мастерить, создавать что-то своими руками, я предлагаю вам попробовать себя в роли конструкторов. Слайд 9
1. Работа в парах.
Перед вами лежит кусок проволоки, сделайте из него
для I ряда: модель квадрата (это фундамент для будущего домика зайчика)
для II ряда: модель прямоугольника (это модель огорода)
и найдите сумму длин всех сторон полученной фигуры.
2. Выведение формулы нахождения периметра квадрата и первичное закрепление.
а) Ребята из I ряда показывают свои модели и объясняют, как можно найти сумму длин всех сторон: а+а+а+а.
- Каким знанием о квадрате вам пришлось воспользоваться, чтобы найти сумму длин всех сторон? ( У квадрата все стороны равны)
-Можно ли заменить сложение одинаковых слагаемых умножением? ( а х 4) Слайд 10
-Можно ли сказать, что это сумма длин всех сторон, ведь мы сейчас производили умножение? (ребята задумываются)
- В математике существует специальный термин для обозначения этой величины – Периметр. Обозначается латинской буквой Р.
- А теперь давайте проверим, правильно ли мы вывели формулу нахождения периметра квадрата. Откройте свои учебники на с.6 и прочитайте материал для запоминания.
- Чему равен Р вашей модели? Слайд 11
б) Ребята из II ряда показывают свои модели и объясняют, как можно найти сумму длин всех сторон:
а+в+а+в. Слайд 12
- Каким знанием о прямоугольнике вам пришлось воспользоваться, чтобы найти сумму длин всех сторон? (У прямоугольника противоположные стороны равны)
- Возможно ли в этой формуле заменить сложение умножением? (Только частично). С помощью учителя ребята выводят формулы:
Р = а х2+в х2
Р = (а+в) х2
Сверка полученных формул с материалом учебника на с.6
- Чему равен Р вашей модели? Слайд 13
3. Физкультурная минутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
V. Систематизация и повторение.
1. Фронтальная работа.
Решение задачи.
- О домике и огороде для нашего зайчика мы позаботились, а вот чем наш герой будет питаться всю зиму, нам предстоит подумать. Для этого решим задачу. Слайд 14,15,16
Задача
Зайчик решил запастись на зиму овощами, для этого он вырастил на огороде на 4 грядках морковь по 8 штук в каждом ряду и на 3 грядках капусту по 9 штук в каждом ряду.
- Как будем решать задачу? (не сможем её решить, т. к. в нём нет вопроса)
- Какой вопрос можно подобрать к задаче? ( Сколько всего овощей нужно собрать зайчику?)
Ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
- Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? (Пока не знаем сколько моркови выросло и сколько капусты выросло на грядках).
- Каким действием будем это узнавать? ( Лучше умножением, это быстрее)
- Каким действием будем отвечать на главный вопрос задачи? Почему? (Сложением, т.к. узнаем, сколько всего)
Проверка решения. Слайд 17
2. Индивидуальная работа.
Выполнение тестов с разноуровневыми заданиями. Слайд 18, 19, 20
- Ребята, сейчас вам самим предстоит оценить свои знания и выбрать себе карточку для работы:
Тест №1 работа на «5»
Тест № 2 работа на «4»
Тест № 3 работа на «3»
- Я хочу подарить вам этот смайлик за вашу хорошую работу. Слайд 21
VI. Рефлексия.
- С каким настроением заканчиваем наш урок?
Дети прикрепляют к доске знаки:
? – если не всё понятно, требуется помощь учителя;
. - если всё понятно;
! - если всё понял, было интересно!
VII. Домашняя работа. Вычислить периметр своей комнаты.
VIII. Подведение итогов урока.
- Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (Решали примеры, задачи, конструировали, учились находить периметр квадрата и прямоугольника разными способами, делали физминутку)
Посмотрите вокруг себя и найдите прямоугольники в классе. (Парта, доска, дверь, стол, шкаф, тетрадь и т. д.)
- А как вы думаете, зачем нам надо уметь находить периметр плоских поверхностей? Когда это может пригодиться в жизни? (Определить размеры скатерти для стола, размеры ковра для пола. Гирлянды повесить вдоль стены, тесьмой украсить и т. д.)
- Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!
- Я думаю, что и наш дружок Зайка тоже остался вами доволен, и теперь обязательно будет покровительствовать вам в этом году! |