Скачать 0.6 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Стандарт начального общего образования по математике Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач; - освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; - воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни. В учебно-методический комплект «Школа России» входят: - Учебник М.И.Моро, М.А Бантова и др. «Математика. 4 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2009. - Тетрадь на печатной основе М.И.Моро, С.И.Волкова. «Тетрадь по математике. 4 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение», 2013 - О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по математике» М. «Вако» 2006 год. Тематическое планирование рассчитано на 4 часа в неделю, 136 часов за год. Основные разделы курса: «Нумерация чисел в пределах 1000» (1 ч), «Арифметические действия. Порядок выполнения» (15 ч), «Нумерация многозначных чисел» (12 ч), «Величины» (18 ч), «Сложение и вычитание многозначных чисел» (10 ч), «Умножение и деление многозначных чисел» (74 ч), «Итоговое повторение» ( 6 ч). Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический, геометрический материал. Основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и их некоторыми свойствами, а также, основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. В ходе формирования представлений о величинах происходит опора на опыт ребёнка, уточнение и расширение его. Курс изучения математики предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежами и измерительными приборами. При этом ведущая роль отводится практическим упражнениям: построение, измерение, преобразования фигур. Элементы алгебраической пропедевтики позволяют повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в нём основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. К общим умениям работы над задачей относится и умение моделировать описанные в ней взаимосвязи, использовать разного вида схематические и условные обозначения. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт благоприятные условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. Учитывая особенности класса, считаю необходимым организацию систематической работы на уроках математики, направленной на развитие не только логического, но и творческого математического мышления. Важнейшее значение при этом придаётся постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления, аналитико-синтетической деятельности учеников. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок учитывая интересы к математике. Практическая направленность начального курса изучения математики выражена в следующих положениях: - сознательное усвоение детьми различных приёмов вычислений обеспечивается за счёт использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приёмов на основе изученных теоретических положений; - рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей к индуктивным выводам на основе собственных наблюдений; - система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены по времени. Усилено в 4 классе внимание к практическим упражнениям, к использованию схематических рисунков, предусмотрена вариативность в приёмах выполнения действий и в решении задач; -широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т.е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе: Нумерация Учащиеся должны знать: -название и последовательность чисел в натуральном ряду; - как образуется каждая следующая счётная единица; - сколько разрядов содержится в каждом классе, название и последовательность первых трёх классов. Учащиеся должны уметь: - читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; - записывать результат сравнения, используя знаки « >», «<», «=»; - представлять трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых. Арифметические действия Учащиеся должны знать: - названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результатов каждого действия; - связь между компонентами и результатом каждого действия; - правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и без них; - таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления. Учащиеся должны уметь: - записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия ( со скобками и без них); - находить числовое значение буквенных выражений вида: а+3, 8-k, d:2, с . в, k: nпри заданных числовых значениях; - выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; -выполнять письменные вычисления ( сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число), выполнять проверку вычислений; - решать уравнения вида: х+60=320, х-60=320, 125+х=750, 2000-х=1450, х. 12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действий; - решать задачи в 1-3 действия. Величины Учащиеся должны иметь представление о таких величинах как длина, площадь, масса, время, и способах их измерения. Учащиеся должны знать: - единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой величины; - связи между такими величинами как цена, количество, стоимость; время, скорость, расстояние. Учащиеся должны уметь: - находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); - находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон; - определять время по часам; - выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание величин, умножение и деление значений величин на однозначное число); - применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами. Геометрические фигуры Учащиеся должны иметь представления о названиях геометрических фигур: точка, лини (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус. Учащиеся должны знать: - виды углов (прямой, острый, тупой); - определение прямоугольника (квадрата); - свойство противоположных сторон прямоугольника. Учащиеся должны уметь: - строить заданный отрезок; - строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон. Календарно-тематическое планирование по математике.
|