Скачать 96.85 Kb.
|
6 класс Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Тип урока: Урок-исследование. Цели урока: Обучающая: познакомить учащихся с правилом написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, показать значение суффиксов –ИН-, -ЫН-, -АН-, -ЯН-, -ОНН-, -ЕНН-. Развивающая: развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы. Воспитывающая: показать стилистическую принадлежность прилагательных с суффиксами –ИН-, -ЫН-, -АН-, -ЯН-, -ОНН-, -ЕНН-. Знать: Смысловые значения суффиксов –ИН-, -ЫН-, -АН-, -ЯН-, -ОНН-, -ЕНН-. Уметь: Выбирать соответствующий суффикс при образовании прилагательных от существительных с суффиксами –ИН-, -ЫН-, -АН-, -ЯН- -ОНН-, -ЕНН- в своей речи. Повторить: суффиксальный способ образования прилагательных от существительных. Оборудование: доска, мультимедийная установка, текст «Серебряная сказка» (на партах), тестовые задания.
ХОД УРОКА. I. Организационный момент урока. Интрига. Учитель: Сегодня мы совершим удивительное восхождение к высотам великой науки – Русский язык. На уроке мы будем исследовать одну из сложных тем. Какую? Вы сможете определить, внимательно прослушав, стихотворение. (Уч-ся читают стихотворение). Хоть мы умны не по годам, не всё нам ясно и понятно. А сколько Н писать в –АН-, -ЯН- нас мучит всех невероятно. Как не верти, как не мудри, но с этим суффиксом при встрече Сначала внимательно прочти, какая встретилась часть речи. Для прилагательных давно записано в учёных книжках: Когда –АН-, -ЯН-, то –Н- одно – и больше никаких излишек. Румяный Дед Мороз взмахнёт серебряною рукавицей – Здесь –Н- одно лишь подойдет, а два тут не годится. А где два –Н-? Ответ простой: в окне с поверхностью стеклянной, Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный. Туман одно имеет –Н-, но если город стал туманный, В основе –Н- и суффикс –Н-, и получается два –Н-. Вам скажет каждый джентльмен: Две буквы –Н- любой порой пиши в словах, где –ОНН- и –ЕНН-, И только ветреный с одною. Ему в ответ абориген: на –Н- кончается основа, к ней прибавляешь суффикс –Н- С двумя –НН- получишь слово! А в суффиксах –ИН-, -АН- и –ЯН- пишите Н одно, друзья. Лишь оловянный, деревянный и стеклянный всегда с двумя! II. Объявление темы и цели урока. Учитель: Ребята, вы правы. Действительно в стихотворении говорится о правописании суффиксов имен прилагательных (правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных). Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Учитель объявляет цели урока) III. Развитие темы. Наблюдение. Обобщение. (На доске таблица) (Разрезные слова) (На экране слова) Учитель: Перед вами слова: Телефон, весна, кожа, песок, плен, глина, оса, соловей, огонь, окно, революция, курица (12 слов). Учитель: Определите часть речи. (Сущ., т.к. обозначает предмет и отвечает на вопрос КТО? ЧТО?) Образуйте от данных сущ. имена прилагательные с помощью суффиксов, распределив по колонкам в таблице. (1 человек у доски) (У уч-ся на парте у каждого таблица)
Учитель: На что вы обратили внимание при распределении прилагательных? (В одних пишется Н, а в других – НН). Предлагаю вам исследовать вопрос о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных (по группам). Учитель: Как образовались прилагательные данной группы? ( Вывод у доски): если прилагательное образовано от сущ. с основой, оканчивающейся на Н, то в прилагательном пишем две НН: одну от корня (производящей основы) + суффикс –Н-. Учитель: Как образовались прилагательные второй группы? (Вывод у доски): если прилагательное образовано от существительного с помощью суффикса и обозначает материал, из которого сделан предмет, то в прилагательном пишем –АН-, -ЯН- с одной Н. Учитель: Как образовались прилагательные третьей группы? (Вывод у доски): если прилагательное образовано от существительного с помощью суффикса и обозначает принадлежность к кому-либо, то в прилагательном пишем –ИН-, -ЫН- с одной Н. Учитель: Как образовались прилагательные четвёртой группы? (Вывод у доски): если прилагательные образовались от существительных с помощью суффиксов и обозначают предметы, которые «нельзя потрогать», то пишем –ЕНН-, -ОНН- с двумя Н. Учитель: Мы выслушали результаты наблюдений каждой группы. Попытайтесь сделать вывод о том, когда в суффиксах прилагательных пишем одну Н, а когда – две Н. (Вывод делают учащиеся). (Вывод делает учитель). IV. Работа с учебником. Учитель: Внимательно прочитайте § 105. Что нового вы узнали из текста § о правописании одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных? (О словах-исключениях). Ко II группе (искл.): стеклянный, оловянный, деревянный. Ко II группе (искл.): соломенный, тыквенный, клюквенный, брюквенный. К IV группе (искл.): ветреный (день, человек) НО! Безветренный (с приставкой, поэтому две Н). (На доске записаны слова: Румяный, юный, свиной, зелёный, пряный, единый). Учитель: Что можете сказать об этих словах? (Вывод у доски): Вы правы. Ещё одна группа слов, которые вообще не имеют суффикса и совершенно безвинно страдают, ведь их вечно путают и пишут неправильно. В этих словах нет изучаемых суффиксов, хотя звучат они похоже. V. Выполнение заданий. (По группам) Тема: Здравствуй, Новый год!
(Проверяем выполнение заданий) Учитель: Молодцы, ребята! VI. Знакомство с орфограммой. Учитель: Прежде, чем будем выполнять следующее задание, мы познакомимся с орфограммой на стр. 116 (практика). VII. Задание на развитие речи учащихся. Комплексный анализ текста. Работа с текстом (у каждого на столе) Серебря…ая сказка. Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима. В звёздные ночи лун…ый свет колдует над сон…ым лесом, над белыми полями, пересечёнными звери…ыми тропами. Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжестве…ым. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стекля…ые цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусстве…ые кружева. Вечерело. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебря…ый щит луны, который ярко осветил снег. А утре…ий ветер погубил серебря…ую сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы. (По К.Паустовскому.) Выполните задание: определите, сколько Н нужно написать в выделенных прилагательных. Обозначьте орфограмму. VIII. Исследование. Опережающее задание. (Запись на доске): Масля…ые краски - масле…ый блин. Учитель: Посмотрите на пару слов. Какой суффикс нужно писать в этих словах? (Уч-ся предлагают свои версии). (Выступает Сизова Ксения с исследованием). IX. Тест. Учитель: А сейчас я предлагаю вам тест на правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных. (Уч-ся выполняют тест: 9 человек + 3 студентки за компьютером; все остальные выполняют по рисунку, а проверяют студенты и выставляют оценку). Компьютер: Дьяков, Сизова, Парамонова,Теняев, Лобанова, Белоглазова; Игошев, Жидкова, Раимов + 3 студентки. X. Итог урока. Учитель: Что нового узнали на уроке? Когда в прилагательном пишем одну букву Н? Когда в прилагательном пишем две буквы Н? Учитель: Ребята, я довольна вашей подготовкой к сегодняшнему уроку. Вы выполнили большой объём работы. Она была сложной, но интересной, а потому и оценки высокие. XI. Рефлексия. Сюрприз. Синквейн. СИНКВЕЙН - это пятистрочный стих. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения. СИНКВЕЙН: обогащает словарный запас; Учитель: Мы так долго ждём в этом году снега, а его всё нет и нет. Но мы с ребятами решили написать синквейны и надеемся, что снег выпадет и Новогодние праздники будут самыми ярким и запоминающимися. (Уч-ся читают синквейны). (Учитель объявляет оценки). XII. Домашнее задание.
|
Урок русского языка Тема: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных» Целью нашего урока является следующее: знать условия выбора одной и двух н в прилагательных, уметь находить орфограмму в суффиксах... | Тема урока : «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных» Рассуждать, устно и письменно, объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных | ||
Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных Познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; формировать... | Нашего урока “Одна и две буквы Образовательные: Формировать навык написания н и нн в суффиксах прилагательных; расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. (Слайд... | Урока. Постановка учебной задачи Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах... | ||
Тема урока: Буквы Цель урока: Познакомить учащихся с условиями выбора о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц; формирование умения сопоставлять... | Урок русского языка. 7 класс. Тема «Н и нн в суффиксах страдательных... Тема «Н и нн в суффиксах страдательных причастий и н в суффиксах отглагольных прилагательных» | ||
Урока русского языка в 7 классе Тема урока: «Правописание н нн в... Тема урока: «Правописание н нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий» | Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных Тип урока: повторительно-обобщающий | ||
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в суффиксах причастий"... Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Урок вкусный и интересный. Я приглашаю вас на кулинарный поединок | Тема: Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных» слайд 1 | Разработка урока по русскому языку в 7 классе. На тему: «Одна и две... Цели: повторить правописание одной или двух н в прилагательных и причастиях; показать условия выбор одной и двух н в наречиях | ||
Конспект урока в 6 классе Слайд 1 Тема: «Буквы -о-, -е- после шипящих... Орфографическая диктовка. (Работа выполняется по цепочке с одновременным объяснением написания; параллельно запускается презентация... | Урок русского языка "н-нн в суффиксах имен прилагательных" Тип урока Образовательная: объяснить правописание н-нн в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных |