Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е»





Скачать 52.43 Kb.
НазваниеУрок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е»
Дата публикации12.08.2014
Размер52.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок русского языка


Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о - е»

Учитель шк.№41 Бобылевой И.Н.

Цель:

  1. познакомить учащихся с правилом написание не с наречиями на о - е;

  2. формировать навык правописания не с наречиями на о - е, умение обозначать новую орфограмму, повторить правописание не с разными частями речи;

  3. учить учащихся конструировать предложение, используя наречия как «живописующий глагол»;

  4. расширить и обогатить словарный запас учащихся за счет знакомства с этимологией слова и использования наречия в речи, делающую ее более точной и выразительной;

  5. воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

I.Слово учителя

Мои глаза видят вас,

Мои уши слышат вас,

Мой разум направлен на вас,

Мое сердце с вами.

Между нами любовь, счастье и согласие.

II.Анализ текста.

На прошлых уроках мы говорили о наречии, продолжим разговор о нем. Перед вами текст В.Белова. Прочитайте его.

…И снова слушаю я шум летнего леса. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор… И над бором висит в синеве солнце. Не солнце – Ярило. Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой …

Под елями – древний запах папоротника …

Мне кажется, что я слышу, как растет на полянах трава, я ощущаю каждую травинку …

Тихая моя родина, ты все также не даешь мне стареть и врачуешь своей зеленой тишиной! ( В. Белов )

Ярило - Бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом.

Червонцы - золотая монета номиналом 5 или 10 руб.

Врачуешь - лечишь.

  • Какую картину вы представили, прочитав его.

  • Нарисуйте ее устно.

  • Назовите основную мысль текста (можно зачитать).

  • Какие чувства автор выражает в этом тексте?

  • Какими частями речи пользуется для выражения этих чувств?

  • Какую роль выполняют наречия?

  • Что хотел сказать этим текстом автор?

III. Повторение(морфологический разбор наречия)

Задание: выписать из текста два наречия и разобрать их.

IV. Словарная работа.

Чтобы пополнить ваши знания о наречии, ваш словарный запас, предлагаю познакомиться с новыми словами.

А слышали ли вы такие?

Вдребезги

  • Кто знает значение этих слов? Приведите примеры.

  • Послушайте происхождение этих слов.

  • Придумайте и запишите словосочетания.

Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого. Слова помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нем происходят процессы отмирания одних слов и рождение других. Так в древнерусском языке употреблялось существительное вдребезг со значением «черешек, осколок ». От данного существительного в Вп. мн. ч. с предлогом в образовалось наречие вдребезги (на мелкие кусочки).

На (во) всю Ивановскую.

В Московском кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями, вступали в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тога не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские указы и приказы.

Так закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.

Дотла

В древнерусском языке существовало слово тло – «дно, основание». Наречие дотла образовалось от Р.п. ед. ч. этого слова с помощью предлога до. В значении наречия дотла (до основания, без остатка) сохраняется значение древнего существительного тло.

V. Изучение нового материала

Слово учителя

Мы все время говорим о наречии, его значении, грамматических, морфологических, синтаксических признаках, но о правописании наречий ничего не знаем. Сегодня на уроке мы познакомимся с первой орфограммой.(запись темы урока, определение цели) (обращение к классу)

  • Определите, что мы должны узнать на уроке?

  • Повторить?

Анализ предложений (на доске написаны предложения).

Задание. Определите, когда не с наречиями пишется слитно, а когда раздельно. Сделайте вывод.

1. Кто-то неуклюже пробежал через дорогу.

2. Незаметно зажглась и тихо стало разгораться в небе алая полоска зари.

3.Справа от нас, недалеко, а близко, журчал ручеек.

4.Идти по знакомой дороге было ничуть не страшно.

Чем является не в этих примерах.

(Чтение орфограммы в учебнике и знакомство с ее графическим оформлением).

(Вывешивается таблица не с наречиями).

Слитно

1.Неряшливо

2. Нелегко

Раздельно

1.Не трудно, легко

2. Далеко не интересно


  • У каких частей речи правила написания с не такие же?

(Вывешивается таблица «Правописание не с существительными, прилагательными, причастиями»).


Слитно

1.не употребляется без не;

2. нет противопоставления;

3.нет слов вовсе не…;

4.можно заменить синонимом без не.

Раздельно

1.употребляется без не;

2. есть противопоставление;

3.есть слова отнюдь не….;

4. нельзя заменить синонимом

VI Закрепление

Выборочный диктант

Цель: уметь выбирать наречия с не, объяснять орфограммы.

  1. Чистая мелкая трава изумрудного цвета, без золотых отливов, не колыхалась; высокие стебельки стояли неподвижно, как очарованные.

  2. Поле неясно белело вокруг, за ним с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак.

  3. Волчата втроем напали на щенка и визжа от восторга, стали кусать его не больно, а в шутку.

  4. Солнце немилосердно припекало.

  5. Грибы нередко выбирают затененные влажные места.

  6. Возраст дерева определить несложно по кольцам на срезе.

Работа с учебником.

Самостоятельная работа.

Из упражнения №191 найти и выбрать по одному примеру слитного и раздельного написания не с наречиями, графически обозначить, объяснить устно.

  1. Сделать неаккуратно, неопрятно, неумело.

  2. Пришить не крепко, а слабо.

  3. Говорить ни чуть не весело, совсем не громко, далеко не ласково.

4.Выполнить небрежно.

Объяснительный диктант.

Цель: повторить правописание не с разными частями речи, объяснить встретившиеся орфограммы.

Неисследованная местность, не говорил неправду, еще не сделанные чертежи, не проверив работу, работа не проверена, негромкий шепот, ненастная ночь, никому неизвестно, не широкая, а узкая дорожка.

Дополнительное задание - работа по карточкам.

К №1

Раскройте скобки, обозначьте графически условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями.

1.(Не) мало я дум передумал с друзьями в далеком краю.

2.Он отвечал далеко (не) обдуманно.

3.Говорил (не) громко, (не) тихо, а совершенно так, как следует.

К №2

Раскройте скобки, обозначьте графически условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями.

  1. Мое настроение (не) пременно должны были учитывать.

  2. (не) давно на песчаной дорожке я заметил совсем (не) обычный следок.

  3. Летела пташка высоко, села (не) далеко.

К №3

Раскройте скобки, обозначьте графически условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями.

  1. Ласковое слово (не) трудно, а споро.

  2. Легко сказать (не) легко доказать.

  3. Что (не) складно, то (не) ладно.

Итог урока.(Обратиться к целям урока).

    • Легко ли писать наречия на о - е с не? (наречия на о - е с не писать правильно не легко, а трудно).

Дома: §41 Упр.193.

Спасибо за урок!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconУрок русского языка. 6 Класс. Тема урока : Слитное и раздельное написание не с существительными
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Слитное и раздельное написание не с существительными». Давайте...
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconУроке по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»
Морфология. Ты окажешься на островах Наречия, где должен будешь самостоятельно с помощью карты пройти трудный и опасный путь. С собой...
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconУрок русского языка в 6 классе. Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconУрок по русскому языку в 7 классе. Тема: «Слитное и раздельное написание...
Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как мы работаем. Постараемся сегодня работать...
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconУрок русского языка в 7 классе Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Восстановите алгоритм рассуждения о слитном и раздельном написании не с причастиями
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconУрок русского языка ( 6 класс) Тема урока: «Слитное и раздельное...
Рабочие программы по русскому языку созданы на основе авторских программ Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. Н., Власенкова...
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconУрок русского языка в 7 классе, 1 час Тема: «Различие частицы не и приставки не»
Цель: систематизировать знания учеников о частице не и приставке не, развивать орфографические и пунктуационные навыки, учиться различать...
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconТема урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Автор: Хуснутдинова И. М., Смирнова С. А. учителя русского языка и литературы мбоу сош №7 г. Бирска, рб
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов» был проведен в форме игры путешествия....
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconУрок русского языка в 7 классе на тему «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
...
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconПлан урока по русскому языку в 7А классе по теме «Слитное и раздельное...
...
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconСлитное, дефисное, раздельное написание слов
Слитное написание союзов тоже, также, что­БЫ, зато и др., Наречий потому, поэтому и др в отличие от сочетаний то же, так же, что...
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconУрок 15. Тема: Слитное и раздельное написание
М/п: пользоваться различными приёмами аудирования, видами чтения (ознакомительным, изучающим); излагать в устной
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconТема: Слитное и раздельное написание не с причастиями. 7 класс Учитель...
Цель: подвести обучающихся к пониманию условий слитного или раздельного написания не с причастиями, формировать на уроке ууд направленные...
Урок русского языка Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о е» iconТема: Написание не- с наречиями
Познавательная: усвоить общие правила слитного и раздельного написание не- с наречиями на -о и -е


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск