№
| Раздел, название урока в поурочном планировании
| К/ч
| Тип урока
| Элементы содержания
| Вид
контроля.
Измерители
| Дата
План.
| Дата факт.
|
РАЗДЕЛ 1. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО (5 часов)
|
|
|
1
| Общественная власть и виды социальных норм в первобытном обществе.
| 1
| Вводный урок
| Роль права в жизни человека и общества
Происхождение права и государства
| Дискуссия о необходимости изучения права. Выработка кодекса юриста
Задание на определение теорий происхождения государства и права. Задание на сопоставление функций первобытной власти и власти государственной
|
|
|
2
| Современное понимание права: понятие, признаки, определение.
| 1
| Комбинированные уроки
| Сущность права . Основные направления учения о праве
| Составление схем , разбор проблемных вопросов
|
|
|
3
| Государство как публичная политическая власть
| 1
| Комбинированные уроки
| Сущность государства Признаки политической публичной власти.
Функции государства Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства
| Заполнение таблицы: «Отличительные черты государства от негосударственных организаций»
|
|
|
4
| Формы государства.
| 1
| Комбинированный урок
| Формы государства
Формы правления, формы государственного устройства, политический режим
| Составление схемы
|
|
|
5
| Понятие гражданского
общества, его элементы.
| 1
| Комбинированные уроки
| Понятие гражданского
общества. Элементы
гражданского общества.
Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления.
| Разбор проблемных вопросов
|
|
|
РАЗДЕЛ 2. ФОРМА И СТРУКТУРА ПРАВА (5 часов)
|
|
|
|
|
|
|
6
| Понятие нормы права. Виды социальных норм.
| 1
| Урок изучения
Нового материала
| Право в системе социальных
Регуляторов. Социальные и технические
нормы. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы
| Заполнение таблицы:
«Общие черты и
различия социальных норм», групповая работа с текстами на определение социальных регуляторов поведения людей
|
|
|
7
| Структура правовой нормы
| 1
| Урок
обобщения и закрепления (лабораторная работа)
| Классификация правовых норм Структура правовой нормы
| Задания
на определение структурных частей норм права, классификация норм
|
|
|
8
| Понятие и система источников права.
| 1
| Комбинированные уроки
| Источники права Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц
| Дискуссия
на тему «Роль прецедента в регулировании общественных отношений»
|
|
|
9
| Основные деления права на отрасли и институты.
| 1
| Комбинированные уроки
| Система права Предмет и методы правового регулирования. Частное и публичное право
| Составление схемы «Основные структурные элементы системы права»
|
|
|
10
| Правовые системы, их развитие
| 1
| Урок изучения нового материала
| Право древнего мира. Право средневековой Европы. Право Нового времени. Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа
| Работа с источниками
|
|
|
РАЗДЕЛ 3. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ (11часов)
|
|
|
11
| Правотворчество и формирование права.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Понятие, виды, принципы правотворчества.
| Дискуссия на тему: «Можно ли создать идеальный закон?»
|
|
|
12
| Стадии правотворческого процесса
| 1
| Урок изучения нового материала
| Стадии законодательного процесса
| Деловая игра «Законодательный процесс»
|
|
|
13
| Формы реализации права
| 1
| Комбинированный урок
| Применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Формы применения права.-
| Составление схем: «Классификация форм реализации права. Толкование норм права.-
|
|
|
14
| Толкование права: понятие и виды.
| 1
| Урок обобщения
(практикум)
| Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права
| Составление актов применения права
|
|
|
15
| Правоспособность, дееспособность.
| 1
| Комбинированный урок
| Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений. Содержание правоотношений
| Составление схем: «Субъекты права», «Содержание правоотношений», «Классификация юридических фактов»
|
|
|
16
| Понятие законность и ее принципы. Правовой порядок.
| 1
| Урок изучения , нового материала
| Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка
| Разбор проблемных вопросов, заданий
|
|
|
17
| Виды и средства правового регулирования.
| 1
| Комбинированные уроки
| Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права
| Составление схемы стадий механизма правового регулирования, разбор проблемных вопросов
|
|
|
18
| Правомерное поведение
Понятие правосознания.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание
| Обсуждение проблемы формирования правосознания молодежи.
|
|
|
19
| Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность.
| 1
| Комбинированный урок (ролевая игра
«Мнение жителей города»)
| Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений
| Составление словарика темы, таблицы
«Квалификация правонарушений». Моделирование ситуаций правонарушений и анализ их
|
|
|
20
| Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушения
| 1
| Урок изучения нового материала
| Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм.
| Составить сравнительную таблицу «Преступление и проступок», схему «Виды преступлений», кластер «Терроризм». Решение правовых задач
|
|
|
21
| Правотворчество и правореализация. Зачет.
| 1
| Итоговый урок
|
| Тестирование, выполнение проблемных заданий. Моделирование и разбор ситуаций по теме
|
|
|
РАЗДЕЛ 4. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ (4 часа)
|
|
|
22
| Понятие и сущность прав человека.
| 1
| Урок изучения нового материала
Урок закрепления знаний и умений
| Права человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека
| Составление таблицы «Классификация видов прав человека». Работа с нормативными документами
|
|
|
23
| Понятие и элементы правового статуса.
Права человека и гражданина.
| 1
| Урок изучения нового материала
Урок закрепления знаний и умений
| Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина
| Организация пресс-конференции по проблеме «Реализация конституционных прав в России»
|
|
|
24
| Юридический механизм защиты прав человека в РФ
| 1
| Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)
| Президент - гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ.
Парламентский уполномоченный по правам человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты.
Прокурорский надзор. Адвокатура.
Возможность защищать свои права и свободы
Правозащитные общественные организации
| Составление искового заявления. Синквейн «Правосудие». Словарик темы
Решение правовых задач, написание исковых заявлений, жалоб. Составить список правозащитных организаций страны, города, района
|
|
|
25
| Международная защита прав человека.
| 1
| Комбинированные уроки
| Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени
| Составление схемы прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский Суд по правам человека
|
|
|
РАЗДЕЛ 5. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (9 часов)
|
|
|
26
| Конституционное право РФ
| 1
| Урок изучения нового материала
| Понятие конституционного права: структура, элементы.
Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства.
Структура Конституции РФ
| Работа с текстом Конституции РФ
Работа с текстом Конституции.
Задание на сравнение содержания текста Конституции с содержанием Устава области, статьями Всеобщей декларации прав человека
|
|
|
27
| Основы конституционного права
| 1
| Урок изучения нового материала
| Российская Федерация как демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства
| Составление схемы «Основные пути осуществления народовластия в РФ»
|
|
|
28
| Принцип разделения властей.
| 1
| Урок обобщения и закрепления знаний (лабораторная работа)
| Российская Федерация как демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальная деятельность государства
| Работа с 1-й главой Конституции. Составление таблицы
|
|
|
29
| Система органов государства.
| 1
| Комбинированные
уроки
| Президент - глава государства. Федеральное собрание - представительный и законодательный орган РФ.
Исполнительная власть. Судебная власть, её органы
| Работа с текстом Конституции. Со-
Ставить схему «Органы государственной власти РФ»
|
|
|
30
| Конституционные права
и свободы граждан РФ.
| 1
| Комбинированные
уроки
| Система
Конституционных прав, свобод и обязанностей человека
в РФ
Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков
| Проект «Права человека в мире».Работа с текстом Конституции РФ, заполнение таблицы
|
|
|
31
| Гражданство РФ.
Правовое положение иностранцев
| 1
| Комбинированные уроки
| Понятие гражданства.
Приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Закон о гражданстве
| Решение правовых задач. Составление кластера «Гражданство». Анализ нормативных документов
|
|
|
32
| Избирательное право, его сущность.
| 1
| Комбинированные уроки
| Значение и разновидности выборов в России.
Сущность избирательного права.
Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система
| Заполнение таблицы «Типология публичных выборов в РФ»
|
|
|
33
| Основные стадии избирательного процесса.
| 1
| Комбинированные уроки (политико-правовая игра «Стань мэром»)
| Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах
| Составление схемы стадий избирательного процесса
|
|
|
34
| Основы конституционного права РФ
| 1
| Повторительно -обобщающий урок
|
| Тестирование, выполнение проблемных заданий
|
|
|
35
| Итоговый урок
| 1
|
|
|
|
|
|