Открытый урок по русскому языку: "Состав слова" Приставки и предлоги» (3-й класс)
Цели урока:
образовательные:
формировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их,,употреблять их в речи.
продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами;
выделять приставки в словах;
обучение использованию предлогов иприставок в устной иписьменной речи с использованием ИКТ.
развивающие:
развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
развитие мышления, внимания и речи учащихся;
воспитывающая:
воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.
формирование любви к родному языку;
Основные виды учебной деятельности:
обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить сходство и различие в произношении и правописании приставок и предлогов. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
Понимать, как отличать приставку от предлога
Универсальные учебные действия
Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
.
Тип урока: изучение нового материала. урок - исследование
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
рассказ учителя,
проблемные вопросы,
работа над новыми понятиями,
творческие задания,
практические упражнения.
Педагогические технологии:
элементы технологии проблемного обучения,
элементы игровой технологии,
здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Личностно – ориентированные технологии
Ход урока – Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло Пусть будет уютно и очень легко, Поручено нам вас сегодня встречать, Но начнем же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
Актуализация знаний
Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.
2. Минутка чистописания.
– На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.
Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю В лед реки убираю.
– Что это? (зима)
– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв з З)
– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)
3. Проверка домашнего задания. Самоопределение к деятельности .
Ребята нашего класса работали над проектом «Словарные слова по теме Зима» Разгадав кроссворд, мы узнаем над какой темой будем работать на уроке.
Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.
Не снег и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней)
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
Верхняя одежда. (Пальто)
В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе. На него показывает И слова все связывает. (Предлог)
У избы побывал – Все окно разрисовал, У реки погостил – Во всю реку мост мостил. (Мороз)
Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, Словно каменная! (Коньки)
Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже. А лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это? (Январь)
Он в берлоге спит зимой Под большой сосной, А когда придет весна Просыпается от сна. (Медведь)
Рядом с дворником всегда. Разгребаю снег кругом. И ребятам помогаю Делать горку, строить дом. (Лопата)
Перед корнем подставляем Эту часть. Как называем? (Приставка)
Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?
Дети:
– Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.
– Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.
– В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.
Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?
– Что такое приставка?
Дети: Значимая часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.
Учитель: А что такое предлог?
Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Учитель: Как пишутся предлоги и приставки
Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.
4. Работа по теме урока
Учитель: Открываем ноутбуки Тема: «Предлоги и приставки»
Слушаем и прочитаем правило о приставке и предлогах.
Учитель
Выполняем упражнение по компьютеру внизу с цветочком.
Работаем в парах, помогаем друг другу
Учитель: Какие приставки вставили в слова,
Записываем их в тетрадь в столбик и на доске (Работа с интерактивной доской)
Найдите слова с предлогами выпишите их во второй.(Вывод)
5. Физкультминутка
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
Дома вдруг они растаяли,
Грусть в глазах у нас оставили.
6. Работа по развитию речи.
Составление предложения из слов ,разбор предложения .
Сн…жинки
..кном
за
лё..кие
закруж..лись
Закрепление материала
Учитель– Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.
Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.
Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)
Учитель: Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги.
(за)горой
на льду
(по)бежать
(под)сосной
(за)мерзнуть
(зав)ывает
(под)снегом
(на)мело
скатиться
(во)дворе
(на )горе
(под)снежник
(по)крывает
(на)мело
(за)окном
(на)катке
(за)морозить
с горы
– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.
9. Рефлексия
Учитель:
– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.
Повязка на рукаве – …
Шаг без шума – …
Переход под землей – …
Камни под водой – …
Совет без пользы – …
Годы до войны – …
Значок на груди – …
Учитель
10. Задание на дом:
(работа в группах)
Карточка 1 Прочитайте выразительно, озаглавьте текст, 3-е предложение разберите по составу.
Зимой русский лес сказочен и чудесен. Снег украшает пушистые ветки деревьев. Смолистые шишки висят на елях. В серебряном уборе стоят красавицы-берёзки.
| Карточка 2 Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните предлоги и выделите приставки.
В лес примч…лся первый сне… Попр…сился на ночлег. Перепуганный не в шутку, Примерять стал зайчик шу…ку. Без иголки, без портного Шу…ка новая готова.
| Карточка 3 Составьте из слов каждой строки предложения. Подчеркните предлоги и приставки.
Морозы, трескучие, на, стояли, улице. Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам. Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.
| Карточка 4 Выделите приставки в словах.
Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Затихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Вкусная еда у пушистого зверька запасена в кладовой. (7 слов)
| Станция «Проверяй-ка»
(Проверочная работа по карточкам)
Карточка 1
– Докажи правильность своего ответа.
– Какие словосочетания подчёркивают красоту зимнего леса?
Карточка 2
– Объясни пропущенные орфограммы.
– Какую шубку стал примерять заяц?
– Для чего ему новая шубка?
Карточка 3
– В чём смысл этого текста?
– Для чего нужны кормушки?
– На каких уроках мы об этом говорили?
– У кого из вас есть кормушка для птиц?
Карточка 4
– Как зимует белка?
– Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.
7. Физкультминутка
С ПРИ- приставкою – присесть, С ПО- приставкою – подняться С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть, С ПО- приставкой – посмеяться, С ВЫ- – вытягиваем руки, С О- – опустим их опять. Вот и все настало время С ПО- – зарядку повторять. С ЗА- – зарядку завершать.
8. Подведение итогов.
– Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?
– Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене, В очерке найти приставку мне Суффикс мой в тетрадке, все встречаем Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя.
Распределите свои снежинки на нашей ёлочке:
- если вы хорошо усвоили тему прикрепите снежинки на верхние веточки;
-если у вас всё получилось, но были небольшие ошибки, на средние веточки;
- если не всё получилось, то украсьте нижние веточки.
Скоро Новый год! Украсьте нашу ёлочку разноцветными снежинками..
Поздравление гостей. |