Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Обществознание. 7 класс"





Скачать 238.2 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Обществознание. 7 класс"
Дата публикации19.09.2014
Размер238.2 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Обществознание. 7 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2007 год). Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Срок реализации программы 1 год. , учебник«Обществознание» для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Москва, «Просвещение», 2009 год.

Цели и задачи:

—создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Общая характеристика учебного предмета

Данная программа открывает авторскую линию курса «Обществознание» для основной школы и создает условия подготовки учащихся к изучению обществознания в старших классах.

Пропедевтический характер курса способствует успешной социализации младших школьников в ходе изучения предмета, освоить основные обществоведческие понятия: «общество», «человек», «гражданин», «гуманизм» и др. Формы организации учебного процесса:Коллективная; групповая; индивидуальная. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: содержания; обучающих средств; методов обучения. Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие игры-обсуждения.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа открывает авторскую линию курса «Обществознание» для основной школы и создает условия подготовки учащихся к изучению обществознания в старших классах. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стан­дарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учеб­ных часа (1 час в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В курсе дается представление о человеке как биосоциальном существе, включенном в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, культуру, общество в целом.

Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны общества. В курсе обществознания учащиеся знакомятся с основными сферами общественной жизни, получают представление о процессах, происходящих в современном обществе, а также знакомятся с системой социальных норм, гражданских качеств личности.

При изучении обществознания шестиклассники получают представление о гражданине как свободном и ответственном члене общества.

В процессе изучения данного курса у школьников формируются основы нравственной, экономической, политической, экологической культуры, создаются условия социализации личности.

Результаты освоения конкретного учебного предмета

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации

Содержание учебного предмета

Раздел - 1. Общество и человек (3часа)

Тема 1. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения (1час)

Какие отношения называются межличностными. Виды межличностных отношений. Особенности межличностных отношений

Тема 2. Человек в малой группе. Общение (2часа)

Понятие малая группа. Роли человека в малой группе. Лидер. Групповые нормы. Поощрения и наказания

Раздел-2. Человек и закон (16 часов)

Тема 1. Что значит жить по правилам? (2часа)

Понятия: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, этикет. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальные нормы. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.

Тема 2. Права и обязанности граждан (2 часа)

Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита.

Тема-3. Почему важно соблюдать законы (2часа)

Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина

Тема-4. Защита Отечества (2часа)

Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.

Тема-5. Что такое дисциплина?(2часа)

Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение

Тема-6. Виновен - отвечай (3часа)

Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.

Тема-7. Кто стоит на страже закона?(2часа)

Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.

Раздел-3. Человек и экономика (10 часов)

Тема-1 Экономика и ее основные участники (2 часа)

Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики: производство, потребление, обмен.

Тема-2. Золотые руки работника. (1 час)

Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Тема-3. Производство, затраты, выручка, прибыль. (1час)

Производство и труд. Издержки, выручка. Прибыль.

Тема-4. Виды и формы бизнеса(2 часа)

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства.

Тема-5. Обмен, торговля, реклама.(2часа)

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Тема-6. Деньги и их функции. (2часа)

Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Тема-7. Экономика семьи (2часа)

Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Раздел 4. Человек и природа (3часа)

Тема-1. Воздействие человека на природу. (1час)

Роль человека в охране природы. Экологический кризис. Глобальные проблемы современности. Загрязнение атмосферы. Экологическая катастрофа.

Тема-2. Закон на страже природы. (1час)

Закон РФ «Об охране окружающей среды» Государственный контроль по защите окружающей среды

Тематическое планирование




Тема

урока

часы

Тип

урока


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки уч-ся

Вид контроля. измерители

Дом.

задание

1

Курс обществознания: особенно­сти и фор­мы работы

1

вводный

Знакомство с курсом «Обществознание». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника.

Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета.


Анализ учебника

Стр 3-6

2 -3

Отношения между людьми

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления материала


Человек славен добрыми делами. «Золотое правило нравственности»

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Индивидуальная и групповая

Составить словарик темы.

*1

Рубрика

«В классе и дома»

4 - 5

Ты и твои товарищи

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления материала


Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята.

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Индивидуальная и групповая

Составить словарик темы.

*2

Рубрика

«В классе и дома»

6

Зачем люди общаются

1

Комбинированный урок

Общение. Учимся жить дружно.

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Работа в группах по заданиям


*3

Рубрика

«В классе и дома»

7-8

Почему надо быть терпимым

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления материала


Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления.

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Работа по карточкам.

Приво­дить приме­ры ситуаций по заданной теме, анализировать их

*4

Рубрика

«В классе и дома»

9

Обобщение по теме «Человек среди людей»

1

Урок обоб­щения и систематизации знаний




Учащиеся должны знать все термины по изученной теме. Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Индивидуальная

Выполнение проблемных заданий

повторение

10-11

Что значит жить по правилам?

2

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Урок обобщения и закрепления материала


Знать термины: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Понимать значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальные нормы. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов.

Работа в группах по заданиям

Составление и защита правил и норм в пред­ложенных ситуациях

*5

Под­готовить послови­цы и по­говорки по теме

12-13

Права и обязанно­сти граждан

2

Комбини­рованный урок

Урок обобщения и закрепления материала


Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.

Знать: основные положения урока; термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; находить в СМИ информацию по заданной теме; приводить примеры правовых отношений.

Парная и групповая работа

Составить таблицу «Граждан­ские и поли­тические права». Ра­бота с доку­ментами. Составить словарик темы

*6

Во­просы. Перечис­лить свои права, сделать подборку статей из газетных материа­лов по теме

14

Почему важно соблюдать законы?

1

Комбини­рованный урок


Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Знать: основные положения раздела; термины: свобода, закон, справедливость. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Работа по карточкам. Разбор и анализ доку­ментов

*7

Нари­совать, как вы понимае­те свобо­ду в по­ступках

15-16

Защита Отечества

2

Комбини­рованный урок

Урок обобщения и закрепления материала


Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.

Знать: основные положения урока; термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; понимать важность выполнения священного долга – службы в армии; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций.

Индивидуальная и групповая

Составить словарик темы. Работа по заданиям (анализ ма­териалов СМИ)

*8

На­рисовать картинки по теме

17-18

Что такое дисциплина?

2

Комбини­рованный урок

Урок обобщения и закрепления материала


Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение.

Знать: основные положения урока; термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы; приводить примеры различных ситуаций по заданной теме; выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения.

Составить словарик те­мы. Приво­дить приме­ры ситуаций по заданной теме, анализировать их

*9

При­вести примеры из лите­ратурных произве­дений

19-20

Виновен - отвечай

2

Комбинированный урок

Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.

Знать: основные положения раздела; термины: преступление, виды преступлений, кража, грабёж, подстрекатели, соучастники. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения.

Работа с нор­мативно-правовыми документами, составить словарик те­мы, схему «Виды право­нарушений», таблицу «Признаки преступле­ния»

*10

Сде­лать под­борку из газетных статей

21

Кто стоит на страже закона?

1

Комбинированный урок

Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан

Знать: основные положения урока; термины: правопорядок, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; понимать содержание и значение правовых норм; приводить примеры правовых отношений и ситуаций; регулируемых различными видами норм.

Составить схему «Структура правоохра­нительных органов РФ»

*11

Повторить материалы раздела.

22

Обобщение по теме «Человек и закон»

1

Повторительно - обобщаю­щий урок




Учащиеся должны знать все термины по изученной теме. Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Групповая работа




23

Экономика и ее основные участники

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала


Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики производство, потребление, обмен.

Знать: основные положения урока; термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель; сущность совместной деятельности людей в сфере экономики. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; решать познавательные и практические задачи в рамках материала.

Парная и индивидуальная

Составить словарик те­мы, схему «Сферы эко­номики»

*12

На­писать мини-сочине­ние «Все работы хороши - выбирай на вкус!»

24

Золотые руки работника

1

Комбинированный урок

Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Знать: основные положения урока; термины: квалификация. Труд, зарплата, виды зарплаты. Уметь анализировать, делать выводы. Отвечать на вопросы.

Индивидуальная

Составить схему «Фак­торы, влияю­щие на про­изводительность труда»

*13

Подобрать пословицы и поговорки о труде. Подготовить сообщения по газетным статьям о людях труда

25

Производ­ство, затраты, выручка, прибыль

1

Комбинированный урок

Производство и труд. Издержки, выручка. Прибыль.

Знать: основные положения темы; основные понятия. Уметь решать задачи.

Групповая. Парная

Составить словарик темы, ре­шить задачи на опреде­ление за­трат, выруч­ки прибыли

*14




26

Виды и формы бизнеса

1

Комбинированный урок

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства.

Знать: основные положения урока; термины: бизнес., предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты; приводить примеры из жизни по теме.

Индивидуальная и групповая

Составить словарик те­мы, решить задачи на определение затрат, вы­ручки при­были

*15

27

Обмен, торговля, реклама

1

Комбинированный урок

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Знать: основные положения курса; определения понятий: обмен, торговля, реклама, услуги. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять знания на практике; самостоятельно моделировать заданную ситуацию.

Моделиро­вать задан­ную ситуа­цию, анали­зировать ее. Задания по группам: раз­работать рекламу

*16

Нарисо­вать рек­ламу сво­его товара

28

Деньги и их функция

1

Комбинированный урок

Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Знать: основные положения урока; определения понятий: деньги, бартер.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; ориентироваться в типичной для подростка ситуации; осуществлять поиск необходимой информации.

Индивидуальная

Составить схему «Функ­ции денег», словарик те­мы.

*17

Решить задачу: рас­считать ре­альные и номиналь­ные доходы предприятия

29

Экономика семьи

1

Комбинированный урок

Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Знать: основные положения урока; термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме; решать практические задачи в рамках темы.

Парная и индивидуальная

Составить таблицу «Формы страхова­ния», рас­считать се­мейный бюджет по заданным параметрам

*18

Написать мини-сочине­ние «Наш семейный бюджет»

30

Обобщение по теме «Человек и экономика»

1

Урок обоб­щения и систематизации знаний




Учащиеся должны знать все термины по изученной теме. Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Индивидуальная

Выполнение проблемных заданий

Повторить вторую главу

31

Воздействие человека на природу

1

Комбинированный урок

Человек и природа.

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Индивидуальная и групповая

Составить словарик темы.

*19

32

Охранять природу – значит охранять жизнь

1

Комбинированный урок

Охрана природы

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Парная и индивидуальная


*20

33

Закон на страже природы

1

Комбинированный урок

Природоохранительное законодательство

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Индивидуальная и групповая

Составить словарик темы.

*21

34

Обобщение по теме «Человек и природа»

1

Урок обоб­щения и закрепле­ния мате­риала




Учащиеся должны знать все термины по изученной теме. Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Индивидуальная

Выполнение проблемных заданий

повторение

35

Обобщение по курсу «Обществознание – 7 класс»

1

Урок обоб­щения и систематизации знаний







Индивидуальная

Выполнение теста




Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Карты, атласы, наглядные пособия, компьютер, проектор, аудио сопровождение.

Нормативная основа реализации рабочей программы по истории

Закона об образовании

Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных

документов. сост. Э,Д, Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.; Дрофа, 2007год

Примерной программы основного общего образования Сборник. –М.: Дрофа, 2007.

Приказ МО и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»

Учебного плана МАОУ «Балаганская СОШ» на 2012/2013 учебный год Приказ № 86-ОД от 29 августа 2012г.

Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы.

Методические пособия для учителя:

Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголю­бов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.

И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010г.

Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.

Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... : метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.

Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражне­ния для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.

Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.

Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб, пособие для 10-11 кл. общеобразоват. уч­реждений /А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 1996.

Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество-знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.

Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010.

Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград: Учитель, 2006.

Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компо­нента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад : Учитель, 2006. - 123 с.

Дополнительная литература для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Вла­димирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.

Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.

Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. обра­зования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Сычев, А. А. Обществознание : учеб, пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconРабочая программа по обществознанию. 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена...
Примерной программы основного общего образования по обществознанию (А. И. Кравченко, И. С. Хромова. Программы курса «Обществознание»....
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconРабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального...
Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. (Сборник Рабочие программы....
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconПримерная рабочая программа по обществознанию составлена на основе...
Обществознание. 7 класс: учебн для общеобразоват учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.— М., 2010
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconПояснительная записка 8 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой и др и составлена с учетом Федерального...
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconПрограмма для 5-х классов составлена Сасиной Е. Н. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования,...
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconРабочая программа по обществознанию учителя истории и обществознания...
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconРабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе...

Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconРабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе...
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б....
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconРабочая программа по обществознанию (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconРабочая программа по обществознанию в 9 классе. Пояснительная записка
...
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconПояснительная записка Программа составлена на основе Примерной программы...
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию мо РФ 2004 и авторской программы...
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconРабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе...
Билет №1 Вопрос 1: Боевая одежда пожарного. Назначение, устройство, характеристика
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы \"Обществознание. 7 класс\" iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск