Скачать 0.84 Mb.
|
Управление образования Вологодского муниципального района Вологодской области МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа им. Е.М. Ставцева» Рабочая программа по технологии (с/х труд, технический труд) Основное общее образование (5-8 классы) Срок реализации программы: 4 года Автор: Любовь Николаевна Белова, учитель технологии МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа им. Е.М. Ставцева» 2013 Пояснительная запискаРабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Изучение предмета «Трудовое обучение» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; - овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; - развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; - получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются: Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. В процессе преподавания предмета «Трудовое обучение» решаются следующие задачи: а) формирование политехнических знаний и экологической культуры; б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи; в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения; е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения; ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг; з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации; развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка. Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей. Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы. В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета «Технология (Труд) » в 5-7 классах выделяется 68 часов (по 2 часа в неделю.), в 8 классе – 34 часа ( по 1 часу в неделю) ежегодно. Базовыми для рабочей программы 5-8 классов являются разделы «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Растениеводство». Также в программу включены разделы: «Животноводство», «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Творческая, проектная деятельность». Раздел «Черчение и графика» изучается интегрированно с другими разделами. Так как в школе нет материальной базы для изучения животноводства, этот раздел дается в ознакомительном плане, преимущественно в форме экскурсий. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда. Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности. Тематический план
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 5 – 8 классы ( 238 ч) 5 класс ( 68 ч.) Растениеводство (14ч) Основные задачи: - формирование положительной учебной мотивации по отношению к предмету «Технология (труд)» - знакомство с основными направлениями растениеводства; - освоение технологических знаний о выращивании овощных и цветочно-декоративных культур; -овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками; Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур Осенние работы (8 час) Основные теоретические сведения: Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов. Практические работы: Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме, посадка луковиц. Варианты объектов труда: Свекла, морковь, капуста, картофель, календула, астры, нарциссы, тюльпаны Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур Весенние работы (6 час) Основные теоретические сведения: Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений. Практические работы: Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке, планирование их размещения на участке, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, проведение наблюдений за развитием растений. Варианты объектов труда: Свекла, морковь, огурцы, календула, настурция, космея. Животноводство (2ч) Основные задачи: -освоение основ технологии выращивания молодняка сельскохозяйственной птицы; -развитие познавательных интересов; -воспитание трудолюбия Выращивание молодняка сельскохозяйственной птицы (2 часа) Основные теоретические сведения. Биологические особенности и хозяйственная ценность кур. Требования к условиям содержания молодняка сельскохозяйственной птицы. Правила безопасного труда при работе с сельскохозяйственной птицей. Профессии, связанные с получением продукции птицеводства. Практические работы. Заготовка дикорастущих растений для подкормки птицы. Варианты объектов труда. - цыплята Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов( 25ч.) ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (14 часов) Основные задачи: - ознакомление техникой безопасности труда, основными элементами графической грамоты; -развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения; -овладение общетрудовыми и специальными умениями; - включение в разнообразные виды технологической деятельности -Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей (14 часов) Основные теоретические сведения: древесина и ее применение; лиственные и хвойные породы древесины; характерные признаки и свойства древесины; природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль; виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера; профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов; традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России; понятие об изделии и детали; типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж; чертеж плоскостной детали; графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок; основные сведения о линиях чертежа; правила чтения чертежей плоскостных деталей; технологическая карта и ее назначение; верстак, его устройство; ручные инструменты и приспособления для обработки древесины; основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей; правила безопасности при работе ручными столярными инструментами. Практические работы: распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре; выявление природных пороков древесных материалов и заготовок; определение видов древесных материалов по внешним признакам; чтение чертежа плоскостной детали: определение материала для изготовления, формы, размеров детали, ее конструктивных элементов; определение последовательности изготовления детали по технологической карте; организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок, установка и закрепление заготовок в зажимах верстака, ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, молотком, клещами); изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали, разметка заготовки с учетом направления волокон и пороков материала; определение базового угла заготовки, разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника, пиление заготовок ножовкой, разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону, выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру, сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой, использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия, соединение деталей изделия на клею и гвоздями; защитная и декоративная отделка изделия, выявление дефектов и их устранение, соблюдение правил безопасности при работе ручным инструментом и использовании оборудования верстака; уборка рабочего места; Варианты объектов труда: плоскостные игрушки, игры ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (11 часов) Основные задачи: -освоение техники и приёмов экономичной разметки; - получение опыта применения политехнических и технологических знаний; - развитие технического мышления и пространственного воображения Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки (11 часов) Основные теоретические сведения: металлы, их основные свойства и область применения; черные и цветные металлы; виды: листовой металл, жесть, фольга; проволока; профессии, связанные с добычей и производством металлов; понятие об изделии и детали; типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта; чертеж (эскиз) детали из тонколистового металла и проволоки; графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и др.; основные сведения о линиях чертежа; правила чтения чертежей; слесарный верстак и его назначение; устройство слесарных тисков; ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение; основные технологические операции по обработке тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка; ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение; основные технологические операции по обработке проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка; правила безопасности при изготовлении изделий из тонколистового металла и проволоки. Практические работы: определение видов металлов; подбор заготовок для изготовления изделия; чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов; определение последовательности изготовления детали по технологической карте; организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами); изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базового угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой; визуальный и инструментальный контроль качества изготовления деталей; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасного труда; уборка рабочего места; изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок; визуальный и инструментальный контроль качества изготовления деталей; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда Варианты объектов труда: головоломки, цепочки, Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование (2ч.) Основные задачи: -развитие технического мышления; -освоение технологических знаний; -воспитание бережного отношения к машинам и механизмам Механизмы технологических машин (2 часа) Основные теоретические сведения: механизмы и их назначение; ременные и фрикционные передачи; детали механизмов; условное обозначение деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах; чтение и построение простых кинематических схем. Практические работы: чтение кинематических схем простых механизмов Объекты труда: механизмы оборудования школьных мастерских. Электротехнические работы (4 часа) Основные задачи: -овладение безопасными приёмами труда; -воспитание ответственности за результаты своей деятельности Декоративно- прикладное творчество ( 5 часов) Основные задачи: -знакомство с традиционными видами декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России и Вологодского края; -воспитание эстетического вкуса; -развитие творческих способностей Основные теоретические сведения Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. |
Утверждаю директор школы: Ю. В. Федоров Приказ №43/1-о от 09. 2013года... | Утверждаю Директор мбоу «Гимназия №40» Приволжского района города Казани Издать приказ по школе о проведении месячника по охране труда. Ознакомить с приказом персонал школы | ||
Утверждаю Директор школы Веретёхина Н. М. Приказ №22 от «29» апреля... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа | Утверждаю Директор школы: Е. Ы. Ондар Создание условий, способствующих психическому здоровью учащихся, учителей, всех работников школы | ||
Принято Утверждаю Педсоветом директор мобу протокол № от Федосов В. Н. Приказ № от Положение СанПиН 4 2821-10, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2010 г., Письмом Министерства образования... | Утверждаю: Директор школы Программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова,... | ||
Утверждаю директор мбоу сош №50 В это же время комиссия в составе завучей школы оценивает стенгазеты и рефераты на физкультурную тематику (холл школы) | Анализ работы школы 2010-2011 учебный год Утверждаю Директор школы: О. В. Кузьмина Педагогический совет – одна из форм коллегиального управления организацией образования | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 1 класс умк «Школа России» Согласовано принято утверждаю мо учителей Методическим Директор школы начальных классов советом школы И. Г,Ионова | «утверждаю» Директор школы №2 Платонова О. К. План предметной недели Цели | ||
Утверждаю. Директор моу сош №40 /Гулина И. А./ Приказ № Как этому противостоять, что делать, к кому обращаться – чаще всего школьники этого не знают | Утверждаю. Директор мкс(к)оу школы-интерната №11 Методическая тема школы: Профессиональная компетентность педагога как условие обеспечения качественного коррекционно-развивающего... | ||
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29 | Утверждаю Согласовано Рассмотрено директор школы зам директора школы на заседании мо Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции... | ||
«Утверждаю» Директор школы Индивидуальные беседы с учащимися 7-9 классов о продолжении обучения после окончания моу всош №1 | Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки... Согласовано принято утверждаю мо учителей Методическим Директор школы начальных классов советом школы И. Г,Ионова |