Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству»





Скачать 384.09 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству»
страница1/2
Дата публикации01.10.2014
Размер384.09 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2


Министерство образования и науки Российской Федерации

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»
Кафедра педагогики и психологии



.

Утверждаю

Декан факультета «Промышленности и транспорта»

А.В. Спирин

(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________2011 г



УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета промышленности и

________________А.В. Спирин

«_____»_____________2011 г.




Утверждаю

Декан факультета заочного обучения

И.М.Дребнева

(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________2011 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Практикум по педагогическому мастерству»
Направление подготовки

050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки

«Информатика»
Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная
Бузулук 2011 г.

Рецензент кандидат психологических наук Омельяненко Л.А.
Рабочая программа дисциплины «практикум по педагогическому мастерству»/ сост. Н.В. Хомякова. Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 23 с.


Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация бакалавр), утвержденного в 2011 г. Приказом №46 Министерством образования Российской Федерации.

Составитель: _________________ Н.В. Хомякова

29.08.2011


©Хомякова Н.В., 2011

©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011

Содержание


1

Цели и задачи курса

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

4

4

Содержание и структура дисциплины

6

5

Образовательные технологии

18

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

19

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

24

7.1

Рекомендуемая литература

25

7.1.1

Основная литература

25

7.1.2

Дополнительная литература

25

7.1.3

Периодическая литература

27

7.1.4

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

30

7.2

Методические указания к практическим занятиям


30

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины


31




Лист согласования рабочей программы дисциплины

32




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины

33

1 Цели и задачи курса
Факультативная дисциплина «Практикум по педагогическому мастерству» - сложная отрасль педагогического знания, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями психолого-педагогических и социально-философских дисциплин.

Целью изучения дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» является знакомство с теоретическими основами и практическими подходами к организации учебного процесса, изучение требований к преподавателю с позиции его компетентности.

Задачи дисциплины:

- знакомство с нормативно-правовой базой деятельности общеобразовательных учреждений и работы преподавателя;

- обеспечение знаний структурных элементов педагогического мастерства и их содержание;

- развитие знаний по технологии организации педагогического взаимодействия;

- овладение способами стимулирования активной познавательной деятельности;

- овладение способами управления учебно-воспитательной деятельности студентов;

- формирование личностной педагогической культуры.

- приобретение навыка рефлексии собственной деятельности, развитие критического мышления.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Практикум по педагогическому мастерству» является факультативной дисциплиной Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация бакалавр).

Изучение дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» базируется на школьном курсе таких предметов как педагогика. В свою очередь знания, приобретенные студентами при изучении данной дисциплины, могут быть использованы при изучении дисциплин «Педагогика», «Психология».

Общая трудоёмкость освоения учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы, количество часов – 72 , в т.ч. аудиторных – 36; внеаудиторных – 36 часов (очная форма обучения). Форма отчётности – зачёт.

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО дисциплина «Практикум по педагогическому мастерству» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК) компетенций бакалавра:

- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- быть способным понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- быть готовым к взаимодействию с коллегами, к работе с коллективом (ОК-7);

- быть готовыми использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК -13);

- быть готовыми к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому и культурному наследию (ОК-14);

-быть способным понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

- быть способным использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

- способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- быть способным применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- быть способным использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- быть готовым включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- быть способным организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- быть к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать

- нормативно-правовую базу деятельности общеобразовательных

учреждений и работы преподавателя;

- передовой педагогический опыт;

- современные образовательные технологии;

- приемы педагогической техники;

- способы диагностики процесса обучения и приемы его

интенсификации;
Уметь

- определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;

- планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в психологических, дидактических, методических аспектах с учётом современных требований;

- проводить рефлексию, самооценку и корректировку собственной деятельности;

- управлять учебной деятельностью и формировать общеучебные умения и навыки;

- проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся;

- использовать в общении оптимальные педагогические средства;

- устанавливать внутригрупповые и межгрупповые отношения в своем образовательном пространстве.
Владеть

- культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- категориальным аппаратом на уровне понимания и свободного владении;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, в том числе с использованием современных информационных технологий;

- приемами и методами научного анализа научных источников.
Приобрести опыт деятельности

- в подготовке и анализе публичного выступления;

- в работе с научной и справочной литературой по дисциплине.
4 Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

Модуль 1 – Специфика педагогической деятельности. Педагогическое мастерство как система.

1

Система образования: нормативно-правовая база и структура.


Очерк истории школы и педагогики. Возникновение и развитие педагогической профессии. Своеобразие педагогической деятельности. Педагогическое призвание. Мотивы выбора педагогической профессии. Роль учителя в обществе. Системы профессиональной педагогической подготовки. Нормативно-правовая база образования. Педагогическая система. Концепция построения, цели развития и структура педагогических систем. Современные концепции образования. Планирование образовательного процесса. Внешние и внутренние факторы педагогической деятельности. Мастерство управления образовательным процессом. Структура образовательного процесса как объекта управления. Субъекты управленческой деятельности. Характеристика подходов к управлению образовательным процессом (субъект-объектный и субъект-субъектный подход).

ДЗ, Т, ПЗ,Р

2

Педагогическое мастерство и его значение.



Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность. Понятие педагогического искусства и педагогического мастерства. Мастерство педагога профессиональное управление педагогической деятельностью. Специфика педагогической деятельности. Педагогическое мастерство как система. Гуманистическая направленность личности педагога. Профессиональное знание. Педагогические способности. Профессиональные и личностные качества педагога –мастера. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Пути формирования и реализация педагогического мастерства. Основные компоненты педагогического мастерства. Сущность и основные компоненты педагогического искусства. Сущность и сферы проявления педагогического мастерства. Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства. Мастерство педагога и опыт студента (учащегося).


ДЗ, Т, ПЗ,Р

3

Мастерство педагогического управления



Педагогическое управление. Специфика внутривузовского управления. Организационные формы управленческой деятельности. Основные признаки государственного управления. Основные признаки общественного управления. Основные принципы социального управления. Общие принципы управления педагогическими системами. Сущность управления. Функции и методы управления. Педагогическая направленность педагога. Моделирование структур управления. Процесс обучения как форма организации жизнедеятельности учащихся. О воспитательном потенциале обучения. Творческая деятельность педагога. Эвристическая деятельность как элемент творческого мышления.


ДЗ, Т, ПЗ,Р

Модуль 2 – Профессиональные качества личности педагога

4

Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.



Педагогическая техника, как форма организации поведения преподавателя. Понятие педагогической техники. Типичные ошибки молодого педагога. Педагогический и актерский талант. Педагогическая совместимость и педагогическое восприятие. Завоевание внимания аудитории. Умение управлять собой. Управление эмоциональным состоянием. Пантомимика, мимика. Техника речи. Техника педагогической рефлексии. Технология решения педагогических задач. Педагогическое искусство. Система Станиславского в педагогических ситуациях. Артистизм в структуре личности педагога. Функции артистизма. Условия и пути развития педагогического артистизма.


ДЗ, Т, ПЗ,Р

5

Мастерство педагогического общения



Педагогическое общение и его функции. Понятие педагогического общения. Отечественные педагоги об общении. Структура педагогического общения. Стили общения педагога. Общение: наука и искусство. Понятие педагогического такта. Воспитательный эффект. Требования педагогического такта.

Сложность раскрытия сущности педагогического такта. Определение «такта», его характеристика. Понятие «педагогического такта. Проявление педагогического такта в поведении педагога. Педагогический такт на паре. Конфликты студентов с педагогами, анализ конфликта. Выражение такта в поведении педагога. Самостоятельная работа педагога. Такт и тактика. Проявление такта в различных тональностях. Разные формы общения. Выбор тактики в общении. Уровень общения. Ролевые позиции: «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом». Условия овладения педагогическим тактом. Нравственный смысл в поступках. Конфликты как несоответствие позиций студента и педагога. Условий целесообразно педагогическим замыслам. Речь и коммуникативное поведение педагога. Формы и качества педагогической речи. Функции педагогической речи. Особенности речи педагога. Пути совершенствования речи будущего педагога. Основы ораторского искусства. Оратор и его речь. Этапы и основные приёмы подготовки устного публичного выступления. Коммуникативные техники оптимизации речевого взаимодействия.

ДЗ, Т, ПЗ,Р

6

Организация педагогического взаимодействия


Культура общения преподавателя и студента (учащегося). Культура в педагогической деятельности. Убеждение и внушение в педагогическом процессе.

Техника убеждения и внушения. Убеждение как основной способ коммуникативного воздействия.

Конфликт. Метод разрешения конфликтов. Переговоры в экстремальных условиях.

ДЗ, Т, ПЗ,Р

7

Педагогический опыт как основа развития педагога.



Педагогический опыт. Обобщение и использование передового педагогического опыта. Педагогическое творчество и новаторство. Развитие педагогического мастерства. Самосовершенствование учителя.

ДЗ, Т, ПЗ,Р


4.2 Структура дисциплины
Для студентов очной формы обучения, 2 зачетные единицы (72 часа)


Вид работы

Трудоемкость, часов




2 семестр

Всего

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторная работа:

36

36

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа:

36

36

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат (Р)

4

4

Эссе (Э)

-




Самостоятельное изучение разделов

8

8

Контрольная работа (К)

-

-

Самоподготовка

проработка и повторение лекционного материала, материала учебников и учебных пособий,

подготовка к семинарским занятиям

выполнение практических заданий

подготовка докладов, сообщений

24

12
8

3

1

24

12
8

3

1

Подготовка и сдача экзамена

-

-

Вид итогового контроля



зачет

зачет



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconРабочая программа учебной дисциплины «Профессиональный практикум»
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональный практикум» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление...
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» icon«Моя педагогическая философия»
Педагогическому мастерству тоже учатся. Моя задача – успешное овладение методами и приёмами преподавания математики
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconМетодические указания по проведению преподавателями основных видов...
Рабочая программа учебной дисциплины «Субъективная сторона преступления» для магистрантов отделения очного обучения
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Бизнес-планирование и лабораторный практикум по финансовому планированию с использованием по
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
Практикум по изучению религиозной и религиоведческой литературы на иностранном языке
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconПрограмма учебной дисциплины «Практикум устного общения на китайском языке: этап 2»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62, обучающихся...
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconРабочая программа учебной дисциплины «Практикум по решению задач...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам по направлению подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconПрограмма дисциплины «Налоговый практикум» для направления 030900....
При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству» iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск