Скачать 0.85 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии работы с семьёй» направления подготовки 040101.65 «Социальная работа» Автор программы: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы. . Цели освоения дисциплины: Цель курса «Технологии работы с семьей» - углубить систему знаний о формах и методах выявления и решения социальных проблем различных категорий семей; выработать у будущих специалистов профессиональные умения и навыки определения путей и способов организации практики социальной работы с семьей. Задачи курса: - углубить и систематизировать знания студентов о содержании и характере технологий социальной работы с семьей; - изучить особенности технологий социальной работы с различными категориями семей; - обучить современным технологиям внедрения основных направлений государственной семейной политики, принципам социальной работы с семьей и детьми; - способствовать овладению основными профессиональными технологиями работы с семьей в органах и учреждениях социальной сферы. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Тема 1. Роль и место курса «Технологии работы с семьей» в системе подготовки специалистов по социальной работе План 1. Курс «Технологии работы с семьей» как учебная дисциплина: цели, задачи, основные принципы, объект и предмет. 2. Общеобразовательная и специальная подготовка будущих специалистов в вузе. 3. Требования к уровню освоения содержания курса студентами, обучающимися по специальности «Социальная работа». Тема 2. Актуальные проблемы современной семьи План 1. Демографическая ситуация в Российской Федерации. 2. Демографическая политика в РФ, ее основные направления, механизмы реализации в условиях рыночных отношений. 3. Основные нормативно-правовые акты в области народонаселения по планированию семьи. 4. Социально-экономическое положение современной семьи. 5. Жилищная проблема современной семьи: ее состояние, тенденции, проблемы. 6. Социально-экономическое положение семей в Мурманской области. Тема 3. Государственная политика социальной защиты и поддержки российской семьи План 1. Принципы и механизмы государственной семейной политики в современных условиях. 2. Федеральные и региональные программы защиты материнства и детства. 3. Учреждения социальной работы с семьей, их основные функции. 4. Понятие «социальная защита». Правовая основа и законодательные акты государства в осуществлении социальной защиты материнства и детства. 5. Социальная защита семьи, материнства и детства. Социальная работа с семьей в Мурманской области. Тема 4. Формы организации социальной работы с семьей План 1. Нормативно-правовые основы, регламентирующие деятельность специалистов по социальной работе с семьей. 2. Типы социальной службы для семьи и детей, их характеристика. Структура, функции и полномочия социальной службы семьи. 4. Развитие социальной работы с семьей в Мурманской области. 5. Сбор и создание информационного обеспечения как начальный этап социальной работы с семьей в структуре социальной службы. Раздел 2. Общие технологии социальной работы с семьей Тема 5. Социальная диагностика семейного благополучия План 1. Сущность понятий «благополучная» и «неблагополучная семья», показатели неблагополучия. 2. Понятие «социальная диагностика», принципы организации и проведения. 3. Современные подходы к изучению семьи. Проблема экспериментального изучения человеческих отношений. 4. Метод изучения документов, порядок изучения. Тема 6. Социально - экономические методы и технологии поддержки семьи План 1. Сущность основных понятий: пособие; льгота; гарантии; субсидии, их характеристика. 2. Социально-экономические технологии поддержки современной семьи. 3. Виды социальных льгот, их характеристика. Компенсационные выплаты, порядок начисления. 4. Факторы удовлетворения потребностей семьи. 5. Основные критерии социальной защиты семьи: адресность, конкретность, дифференциация. Тема 7. Психодиагностические методы работы с семьей План 1. Критерии и показатели семейного благополучия. 2. Методы сбора фактического материала о социально-психологических явлениях в семье. 3. Психологические методы (метод эмпатического слушания, «исповедальный метод», социометрия, рисуночные методы и др.). 4. Социальная профилактика взаимоотношений супругов при наличии факторов риска в браке. Тема 8. Социально-педагогические методы работы с семьей План 1. Педагогические методы, их характеристика. 2. Методы изучения детско-родительских отношений, их характеристика. 3. Изучение семейного опыта воспитания. 4. Проблемы количественного изучения текстов. Методика контент-анализа сочинений «Мой ребенок». Тема 9. Повышение образовательных возможностей семьи План 1. Психолого-педагогические особенности родительства. 2. Психологическая готовность к материнству и отцовству. 3. Формирование психолого-педагогической культуры родителей. 4. Модели воспитания родителей. 5. Методики исследования родительства. Раздел 3. Технологии социальной работы с различными категориями семей Тема 10. Социальная работа с молодой семьей План 1. Социальный статус молодой семьи в обществе и его определение. 2. Проблемы современной молодой семьи в процессе социокультурной адаптации. 3. Динамика браков и разводов в России и Мурманской области. 4. Типы молодых семей: студенческие, семьи несовершеннолетних родителей, семьи военнослужащих срочной службы и др. 5. Государственная молодежная политика и ее основные направления. 6. Кредитование молодых семей. Система льгот и пособий. 7. Стабилизация института молодой семьи и факторы, способствующие этому. Тема 11. Социальная работа с неполной семьей План 1. Сущность термина «неполная семья». Типы неполных семей, их характеристика. 2. Основные причины формирования неполных семей. 3. Законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, регламентирующие социальную защиту и оказание помощи неполным семьям. 4. Современные формы социальной помощи и поддержки неполной семье. 5. Центры социальной помощи семье и детям, функции, основные направления оказания помощи и поддержки семьям с одним родителем. 6. Опыт социальной работы с неполными семьями в Мурманской области («Поддержка семьи в Мурманской области» на 2006-2008 годы; «Дети Кольского Заполярья» на 2007-2010 годы и др.). Тема 12. Социальная работа с многодетной семьей План 1. Демографическая характеристика многодетности в России: основные тенденции, региональные различия. 2. Основные проблемы многодетных семей: жилищная неустроенность, малообеспеченность, ослабленное здоровье, проблемы в сфере образования, досуга и отдыха. 3. Типы многодетных семей: традиционные семьи (осознанная многодетность); многодетность, вызванная религиозными взглядами; немотивированная многодетность и др. 4. Реализация социальных программ поддержки многодетных семей. Тема 13. Социальная работа с семьей людей пожилого возраста План 1. Семья пожилых людей, краткая характеристика данной социально-демографической группы. 2. Проблемы адаптации пожилых людей к новым условиям жизни. 3. Государственная система социальной защиты семьи пожилых людей. Основные направления социальной работы при решении проблем пожилых людей. 4. Система обслуживания пожилой семьи: государственная. 5. Формы и методы социальной защиты семьи пожилых людей. Опыт социальной работы с семьями пожилых людей в Мурманской области. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой... Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная... Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная... Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии... «Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии... «Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы | Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические... Целью курса является изучение основных институтов и норм римского права в их историческом развитии и их влияние на нормы современного... | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое... Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы |