Скачать 320.04 Kb.
|
Государственное управление образования Псковской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ __________________________________________ Заместитель директора по __________________________________________ учебной работе «____» ________________ ___________ Л.Е.Забейда Протокол № Заведующая кафедрой _____» _________ 20 _________ _____________________ подпись ФИО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса «Профессионального цикла» основной профессиональной образовательной программы по специальности 150144 Дошкольное образование Составитель: Андреева Марина Леонидовна, преподаватель ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» Опочка, 2012 Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее МДК) 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения профессионального модуля (далее ПМ), изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 150144 Дошкольное образование, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «5» ноября 2009 г. № 530. Учебно-методический комплекс по МДК.05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста входит ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности 150144 Дошкольное образование, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения. Учебно-методический комплекс (далее УМК) по МДК.05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста адресован студентам заочной формы обучения. УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, виды самостоятельной работы, задания по промежуточной аттестации. СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемый студент! Учебно-методический комплекс по МДК.05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста является частью ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса и создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении межсессионного задания и подготовки к итоговому контролю по МДК. УМК по МДК включает теоретический блок, перечень практических занятий, виды заданий для самостоятельной работы, задания по промежуточной аттестации. Приступая к изучению МДК, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную. После теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения допуска к дифференцированному зачету, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу. Содержание контроля результатов освоения МДК разработано на основе содержания теоретического блока, практических занятий, заданий для самостоятельного изучения. По итогам изучения МДК проводится промежуточный вид контроля в виде дифференцированного зачета. В результате освоения МДК Вы должны: иметь практический опыт: - анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных; - участия в создании предметно-развивающей среды; - изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования; - оформления портфолио педагогических достижений; - оформления презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений; - участия в исследовательской и проектной деятельности; уметь: - анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования; - определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников; - осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников; - определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; - сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников; - адаптировать и применять имеющиеся методические разработки; - создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования; - готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты; - с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования; - использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем; - оформлять результаты исследовательской и проектной работы; - определять пути самосовершенствования педагогического мастерства; знать: - теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста; - концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования; - теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании; - методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации; - особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования; - педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды; - источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта; - логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию; - основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования. В результате освоения МДК у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК): Таблица 1
В результате освоения МДК у Вас должны формироваться профессиональные компетенции (ПК). Таблица 2
Внимание! Если в ходе изучения МДК у Вас возникают трудности или Вы пропустили занятия, то Вы всегда можете получить консультацию у преподавателя.
Таблица 3
Желаем Вам удачи!
Раздел 1. Проведение методической работы в ДОУ. Тема 1.1. Анализ и разработка методических материалов в ДОУ на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. Формы и содержание методической работы воспитателя детей дошкольного возраста. Работа педагогического совета, методических объединений ДОУ. Самообразование, повышение профессиональной квалификации, аттестация педагогов как условие развития их профессиональной компетентности. Анализ примерных и вариативных программ дошкольного образования. Планирование образовательного процесса в ДОУ с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников. Тема 1.2. Создание в группе предметно-развивающей среды. Принципы создания предметно-развивающей среды: открытость, гибкое зонирование, стабильность и динамичность развивающей среды, комплексный подход (многофункциональность помещения; рациональность использования пространства; взаимосвязь цветовой отделки и освещения; целесообразность озеленения интерьера, взаимосвязь образовательной, развивающей, оздоровительной, информационной составляющих среды). Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в группе. Тема 1.3. Изучение и внедрение педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного образования. Передовой педагогический опыт: критерии отбора, этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта, рекомендации по обобщению передового педагогического опыта. Особенности современных подходов и педагогических технологий в области дошкольного образования. Источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта. Работа с библиотечным и электронным каталогами и составление собственных каталожных карточек. Оформление отзыва и рецензии. Представление педагогического опыта в виде портфолио педагогических достижений; отчетов, рефератов, выступлений. Требования к их выполнению. Тема 1.4. Проведение исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. Виды исследовательских работ. Основы организации исследовательской и проектной деятельности работы в сфере дошкольного образования. Состав компонентов методологического аппарата исследования: тема, проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи. Педагогический эксперимент: выбор критериев и показателей эффективности исследовательской деятельности, этапы проведения, мониторинг, анализ и оценка результатов. Методы исследования психолого-педагогических проблем. Наблюдение, эксперимент, методы опроса, тестирование, изучение передового педагогического опыта, изучение педагогической литературы. Проектная деятельность в образовании: сущность проектной деятельности, типология проектов. Этапы работы над проектом: диагностика, целеполагание, поиск информации, разработка и оформление проекта, защита проекта, реализация на практике, рефлексия. Деятельность на различных этапах проектирования. Примерная структура проекта. Организация проектной деятельности дошкольников. Занятия-проекты, их особенности, методика подготовки и проведения.
В процессе изучения МДК предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая следующие виды заданий:
Форма контроля самостоятельной работы: проверка выполнения практических работ; проверка рецензий, планов, рефератов, методических картотек, проектов, презентаций. Рекомендации к рецензированию РЕЦЕНЗИЯ – (от лат. recensio - рассмотрение) разбор и оценка художественного, научного или научно-популярного произведения. План рецензии включает в себя: 1) предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы); 2) актуальность темы работы; 3) краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения; 4) общая оценка работы рецензентом; 5) недостатки, недочеты работы; 6) выводы рецензента. Типовой план для написания рецензии и отзывов Предмет анализа. (В работе автора... В рецензируемой работе... В предмете анализа...). Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме... Актуальность темы обусловлена... Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...). Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является... В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...). Краткое содержание работы. Общая оценка. (Оценивая работу в целом... Суммируя результаты отдельных глав... Таким образом, рассматриваемая работа... Автор проявил умение разбираться в... систематизировал материал и обобщил его... Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты... Работа, бесспорно, открывает...). Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том... К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...), Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями), Существенным недостатком работы является... Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы... Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора... Упомянутые недостатки связаны не столько с... сколько с...). Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет важное значение... Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени... Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени... Работа удовлетворяет всем требованиям... а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...). Рекомендации к выполнению рефератов Р е ф е р а т (от лат. refero ‘сообщаю’) – краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Изложение материала носить проблемно-тематический характер. Этапы работы над рефератом Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. Подбор и изучение основных источников по теме (рекомендуется использовать не менее 8-10 различных источников). Составление списка литературы. Обработка и систематизация информации. Разработка плана реферата. Написание реферата. Подготовка презентации к защите. Публичное выступление (защита) с результатами исследования. Примерная структура реферата Титульный лист. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы). Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы). Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации). Список литературы. Требования к оформлению реферата Рекомендуемый объем реферата – 10-15 печатных страниц; приложения к работе не входят в ее объем. Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата. Критерии оценки реферата
Правила оформления компьютерных презентаций Правила выбора цветовой гаммы 1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов. 2. Исключать несочетаемые комбинации цветов. 3. Помнить, что черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст, а белый текст на черном фоне читается плохо. Правила общей композиции 1. На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо. 2. Дизайн должен быть простым, а текст – коротким. 3. Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами. 4. Крупные объекты в составе любой композиции, огромные буквы в заголовках – все это придает дизайну непрофессиональный вид; 5. Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле. 6. Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части. Текстовая информация • размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст); • цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза; • тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем; • не рекомендуется использовать более 3 типов шрифта; • для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы; • шрифтовой контраст можно создать посредством размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета. • курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста. Графическая информация • рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде; • желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления; • цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда; • иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом; • если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем. Анимация Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории. Звук • Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации; • необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным; • если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации. Общие правила оформления текста 1. Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них. 2. Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. 3. Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется. 4. Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого. 5. В тексте не допустимы ошибки в правописании. После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления. Требования к проекту Метод проектов – педагогическая технология, интегрирующая в себе исследовательские, поисковые, проблемные методы. Цель метода проектов – обеспечить участникам проекта возможность и необходимость самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели:
Требования к проекту:
Последовательность этапов проектной деятельности с детьми дошкольного возраста:
Тему и проблему формирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого.
Дифференцированный зачет проводится в форме письменного выполнения заданий. Перечень заданий. Задание 1: сформулируйте темы (не менее 7) по самообразованию для воспитателя детей дошкольного возраста, обоснуйте их актуальность. Проверяемые результаты обучения: З 1, З 3, З 4, З 5, У 4, У 12. Критерии оценки: рациональность выбора тем по самообразованию, аргументированность обоснования актуальности. Задание 2: опишите структуру проектной деятельности. Проверяемые результаты обучения: З 9, У 9, У 10. Критерии оценки: соответствие структуры проектной деятельности предъявляемым требованиям. Задание 3: опишите этапы подготовки и проведения опытно-экспериментальной работы в сфере образования. Проверяемые результаты обучения: З 9, У 9. Критерии оценки: соответствие требованиям к планированию этапов исследовательской деятельности. Задание 4: опишите примерную структуру программы эксперимента в сфере образования. Проверяемые результаты обучения: З 9, У 9. Критерии оценки: соответствие образцу структуры программы эксперимента. Задание 5: перечислите основные методы теоретического исследования, используемые в области дошкольного образования. Проверяемые результаты обучения: З 1, У 9, У 10. Критерии оценки: полнота и точность характеристик методов. Задание 6: перечислите основные методы эмпирического (опытно-практического) исследования, используемые в области дошкольного образования. Проверяемые результаты обучения: З 1, У 9, У 10. Критерии оценки: полнота и точность характеристик методов. Задание 7: представьте критерии передового педагогического опыта. Проверяемые результаты обучения: З 7, У 5, У 6. Критерии оценки: полнота и точность представления критериев. Задание 8: представьте структуру процесса изложения результатов исследования. Проверяемые результаты обучения: З 9, У 11. Критерии оценки: соответствие образцу структуры процесса изложения результатов исследования. |
Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... Мдк. 01. 02. Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста | Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... Мдк. 02. 02. Теоретические и методические основы трудовой деятельности дошкольников | ||
Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк) 04. 01 Составитель: Андреева Марина Леонидовна, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк) 04. 01 Составитель: Андреева Марина Леонидовна, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | ||
Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... ПМ, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по профессии 150709. 02. Сварщик (электросварочные... | Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... ПМ, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по профессии 150709. 02. Сварщик (электросварочные... | ||
Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... Общеобразовательные дисциплины, дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла, дисциплины математического и общего... | Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... Составитель: Степанов Виктор Леонидович, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | ||
Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... ПМ. 02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях | Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... ПМ. 02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях | ||
Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... ПМ. 03 Наплавка дефектов и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление | Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... ПМ. 03 Наплавка дефектов и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление | ||
Рассмотрено По дисциплине, междисциплинарному курсу (с указанием кода мдк) Наименование дисциплины | Ушакова Т. А., преподаватель гбоу спо со «Екатеринбургский монтажный... Номинация: «Учебно-методический комплект для обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «адвокатура» Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основе государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «жилищное право» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности... |