Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании»





НазваниеЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании»
страница1/5
Дата публикации06.11.2014
Размер0.74 Mb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чеченский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ




Ректор ЧГУ __________ З.А. Саидов




«___» _________ 2011 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об основной образовательной программе, реализуемой по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования

1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение определяет структуру и порядок формирования основной образовательной программы высшего профессионального образования (далее – ООП ВПО) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чеченский государственный университет» (далее – университет), реализуемой на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО).

1.2 ООП ВПО представляет собой комплект нормативно-методических документов, определяющих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения и воспитания.

1.3 Настоящее Положение разработано на основании следующих документов:

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;

- Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»;

- СТО 02069024.110-2008. Стандарт организации. Издания для образовательного процесса. Общие требования и правила оформления.

1.4 В настоящем Положении применяются следующие термины, определения и сокращения:

- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) – комплексная федеральная норма качества высшего профессионального образования по направлению и уровню подготовки, обязательная для исполнения всеми высшими учебными заведениями на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение;

- примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) – система учебно-методических документов, сформированная на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рекомендуемая университету для использования при разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования в части: набора профилей; компетентностно-квалификационной характеристики выпускника; содержания и организации образовательного процесса; ресурсного обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования; итоговой аттестации выпускников;

- основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) комплексный проект образовательного процесса в университете, представляющий собой совокупность учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по определенному направлению, уровню и профилю подготовки;

- направление подготовки – совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;

- профиль – совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержание;

- компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

- модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания, формирующая одну или несколько смежных компетенций;

- зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы.

2 Структура ООП ВПО

2.1 ООП ВПО состоит из следующих элементов:

Общие положения:

- ООП ВПО (Определение);

- нормативные документы для разработки ООП ВПО;

- общая характеристика ООП ВПО;

- требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВПО.

Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП ВПО:

- область профессиональной деятельности выпускника;

- объекты профессиональной деятельности выпускника;

- виды профессиональной деятельности выпускника;

- задачи профессиональной деятельности выпускника.

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВПО.

Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП ВПО:

- календарный учебный график;

- учебный план;

- рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

- программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся.

Фактическое ресурсное обеспечение ООП ВПО:

- кадровое обеспечение;

- учебно-методическое и информационное обеспечение;

- материально-техническое обеспечение.

Характеристики среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.

Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП ВПО:

- фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;

- итоговая государственная аттестация выпускников ООП ВПО.

Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

Приложения.

3 Разработка ООП ВПО

3.1 Перед началом разработки ООП ВПО учебно-методическая комиссия по направлению подготовки (специальности) определяет миссию программы, цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающие ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.

Далее учебно-методическая комиссия по направлению подготовки (специальности) разрабатывает документ «Содержательно-логические связи учебных дисциплин (модулей), практик ООП ВПО» (приложение А), содержащий: перечень дисциплин (модулей), практик с кратким содержанием (перечнем основных дидактических единиц); перечень дисциплин (модулей), практик, на содержание которых опирается данная дисциплина; перечень дисциплин, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как опора. Данный документ используется при согласовании рабочих программ дисциплин и разработки учебного плана.

3.2 ООП ВПО разрабатывается на основе ФГОС ВПО с учетом ПрООП ВПО.

3.3 ООП ВПО подготовки бакалавра разрабатывается по каждому профилю соответствующего направления. ООП ВПО подготовки специалиста разрабатывается по каждой специализации соответствующей специальности. ООП ВПО подготовки магистра разрабатывается по каждой магистерской программе.

3.4 ООП ВПО ежегодно обновляется в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

3.5 ООП ВПО подготовки магистров размещаются на сайте университета.

3.6 Ответственной за разработку, формирование и хранение комплекта документов, входящих в ООП ВПО, является выпускающая кафедра.

3.7 ООП ВПО утверждается ректором университета либо проректором по учебно-воспитательной работе.

4 Содержание ООП ВПО

4.1 Общие положения

4.1.1 ООП ВПО, реализуемая в университете по направлению подготовки (специальности) и профилю подготовки (специализации, магистерской программе), представляет собой систему нормативно-методических документов, разработанную на основе ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО и требований рынка труда.

4.1.2 ООП ВПО включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
4.1.3 Нормативные документы для разработки ООП ВПО составляют:

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании»;

- Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (далее – Типовое положение о вузе), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. № 71;

- ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности), утвержденный соответствующим приказом Министерства образования и науки Российской Федерации;

- Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;

- ПрООП ВПО по направлению подготовки (специальности);

- Устав университета.

4.1.4 Общая характеристика ООП ВПО

4.1.4.1 Цель (миссия) ООП ВПО

ООП ВПО имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности).

При этом формулировка целей ООП ВПО, как в области воспитания, так и в области обучения, даётся с учетом специфики конкретной ООП ВПО, характеристики групп обучающихся, а также особенностей научной школы вуза и потребностей рынка труда.
4.1.4.2 Срок освоения ООП ВПО

Срок освоения ООП ВПО указывается в годах для конкретной формы обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности).

4.1.4.3 Трудоемкость ООП ВПО

Трудоемкость освоения студентом ООП ВПО указывается в зачетных единицах за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности) и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП ВПО.

4.1.5 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВПО

4.1.5.1 Для освоения ООП ВПО подготовки бакалавра и специалиста абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

4.1.5.2 Для направлений подготовки, зарегистрированных в Перечне направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме для обучения могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утвержденным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в данном разделе ООП ВПО могут быть указаны дополнительные требования к абитуриенту – наличие определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств.

4.1.5.3 Лица, имеющие диплом о высшем профессиональном образовании и желающие освоить магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются университетом с целью установления у поступающего наличия компетенций, необходимых для освоения магистерских программ по данному направлению

4.2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП ВПО

4.2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

Приводится характеристика области профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности). Описывается специфика профессиональной деятельности выпускника с учетом профиля его подготовки (специализации или магистерской программы), указываются типы организаций и учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник по данному направлению подготовки (специальности) и профилю подготовки (специализации или магистерской программы).

4.2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

Указываются объекты профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), в случае необходимости описывается специфика объектов профессиональной деятельности с учетом профиля его подготовки (специализации или магистерской программы) и потребностями рынка труда.

4.2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

Указываются виды профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности). Например: производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, педагогическая и др.

Виды профессиональной деятельности могут дополняться в соответствии с профилем подготовки (специализации или особенностями конкретной программы) и потребностями рынка труда.

4.2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

Задачи профессиональной деятельности выпускника формулируются для каждого вида профессиональной деятельности по данному направлению подготовки (специальности) и профилю подготовки (специализации или магистерской программы) на основе соответствующих ФГОС ВПО и ПрООП ВПО и дополняются с учетом традиций вуза и потребностями рынка труда.

4.3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВПО

Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения ООП ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности), ПрООП по данному профилю подготовки (специализации или магистерской программы) и дополняются профессионально-специализированными, в том числе профильно-специализированными компетенциями (и при необходимости – иными компетенциями) в соответствии с целями основной образовательной программы. На этапе проектирования ООП ВПО следует разработать документ «Содержательно-логические связи учебных дисциплин (модулей), практик ООП» (приложение А) и структурную матрицу формирования компетенций ООП ВПО. При разработке указанной матрицы рекомендуется использовать шаблон, приведенный в приложении Б.

4.4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП ВПО

В соответствии с п. 39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО содержание и организация образовательного процесса при реализации ООП ВПО регламентируется учебным планом; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.4.1 Календарный учебный график

График учебного процесса устанавливает последовательность и продолжительность теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, итоговой государственной аттестации, каникул. График разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и размещается на первой странице рабочего учебного плана. Форма графика учебного процесса приведена в приложении В.
4.4.2 Учебный план

По каждой образовательной программе разрабатываются базовый учебный план и рабочий учебный план. В учебных планах отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП ВПО (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций.

В базовом учебном плане указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также формы промежуточной аттестации.

В рабочем учебном плане трудоемкость каждого учебного курса, предмета, дисциплины, модуля указывается в академических часах и в зачетных единицах.

При расчетах трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах необходимо исходить из следующего:

- одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут или 27 астрономическим часам;

- максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа или 1,5 зачетные единицы;

- одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами;

- трудоемкость семестрового экзамена соответствует 36 академическим часам. На экзамен может отводиться не менее трех дней, включающих подготовку и сдачу экзамена;

- трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: одна неделя соответствует 1,5 зачетной единицы.

ООП ВПО подготовки бакалавра, специалиста и магистра предусматривает изучение учебных циклов и разделов, указанных в соответствующих стандартах.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую университетом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых, обязательных дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре для ООП ВПО бакалавриата и (или) обучения в аспирантуре для ООП ВПО специалиста или магистра.

В базовых частях учебных циклов указывается перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. В вариативных частях учебных циклов указывается самостоятельно сформированный методической комиссией перечень и последовательность модулей и дисциплин в соответствии с профилем подготовки с учетом рекомендации ПрООП.

Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц, за исключением дисциплин по выбору обучающихся.

Суммарная трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год должна составлять 60 зачетных единиц.

Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем учебным циклам ООП ВПО.

Для каждой дисциплины, модуля, практики в рабочем учебном плане указываются виды учебной работы и формы промежуточной аттестации.

Факультативные дисциплины устанавливаются университетом дополнительно к ООП ВПО с учетом профиля подготовки (специализации или магистерской программы) и не являются обязательными для изучения студентами. Общая трудоемкость факультативных дисциплин не входит в суммарную трудоемкость ООП ВПО и может составлять до 10 зачетных единиц для программ подготовки бакалавров и специалистов и самостоятельно определяется коллективом разработчиков для магистерских программ.

Часы, выделяемые на факультативные дисциплины, учитываются при расчете максимального объема учебных занятий обучающихся, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, который не может составлять более 54 академических часов в неделю.

По факультативным дисциплинам в университете устанавливается единая форма аттестации – зачет.

При составлении учебного плана необходимо руководствоваться общими требованиями к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированными в разделе 7.1 ФГОС ВПО по направлению подготовки.

Наряду с учебным планом подготовки магистра для каждого обучающегося в магистратуре составляется индивидуальный план подготовки магистра.

4.4.3 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

В ООП ВПО должны быть приведены рабочие программы всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента. Разработка рабочих программ осуществляется в соответствии с Положением университета «О рабочей программе дисциплины, реализуемой по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования», утвержденным решением Ученого совета от __________ _____________

4.4.3.1 Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

В соответствии с ФГОС ВПО раздел основной образовательной программы бакалавриата и специалитета «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающихся.

4.4.3.2 Программы учебных практик

Указываются все виды учебных практик и приводятся их программы, в которых указываются цели и задачи практик, практические навыки, общекультурные и профессиональные компетенции, приобретаемые обучающимися. Указываются местоположение и время прохождения практик, а также формы отчетности по практикам. Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договоры.

В том случае, если практики осуществляются в университете, перечисляются кафедры и лаборатории, на базе которых проводятся те или иные виды практик, с обязательным указанием их кадрового и научно-технического потенциала.

4.4.3.3 Программы практик (производственных практик)

В ООП ВПО указываются виды практик (производственных практик) и приводятся программы всех практик, в которых указываются цели и задачи практик, практические навыки, общекультурные и профессиональные компетенции, приобретаемые обучающимися. Указываются местоположение и время прохождения практик, а также формы отчетности по практикам.

4.4.3.4 Программа научно-исследовательской работы

Данный раздел включается в ООП ВПО подготовки бакалавров в случае, если один из видов учебной практики заменяется научно-исследовательской работой (далее – НИР).

В программе НИР указываются виды, этапы НИР, в которых обучающийся должен принимать участие.

Например:

- изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

- участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

- принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;

- составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

- выступать с докладом на конференции и т.д.

Для магистерских программ и программ подготовки специалистов в соответствии с ФГОС ВПО НИР обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и целями данной программы.

В ООП ВПО подготовки магистров и специалистов перечисляются виды НИР, осуществляемые обучающимися при освоении данной магистерской программы; указываются виды, этапы НИР, формы контроля хода ее выполнения.

При планировании и организации НИР для магистрантов необходимо руководствоваться требованиями к организации НИР обучающихся, сформулированными ФГОС ВПО по направлению подготовки.

4.4.3.5 Разработка программ практик осуществляться в соответствии с нормативными документами о практике студентов высших учебных заведений.

4.5 Фактическое ресурсное обеспечение ООП ВПО

Ресурсное обеспечение ООП ВПО университета формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ, определяемых ФГОС ВПО по направлению подготовки, действующей нормативной правовой базой, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО и особенностей, связанных с уровнем и профилем основной образовательной программы.

Ресурсное обеспечение ООП ВПО университета определяется как в целом по ООП ВПО, так и по циклам дисциплин и/или модулей и включает в себя:

- кадровое обеспечение;

- учебно-методическое и информационное обеспечение;

- материально-техническое обеспечение.

4.5.1 Кадровое обеспечение

При разработке ООП ВПО должен быть определен кадровый потенциал, который призван обеспечить реализацию данной образовательной программы. Уровень кадрового потенциала характеризуется выполнением следующих требований к наличию и квалификации научно-педагогических кадров в соответствии с действующей нормативно-правовой базой.

Для программ всех уровней подготовки:

- базовое образование преподавателей должно, как правило, соответствовать профилям преподаваемых дисциплин (модулей);

- преподаватели должны систематически заниматься научной и/или научно-методической деятельностью по профилю преподаваемых дисциплин (модулей);

- преподаватели профессионального цикла должны, как правило, иметь ученую степень кандидата, доктора наук и(или) опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере;

- доля преподавателей, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по ООП ВПО, должна быть не менее критериального значения, предусмотренного ФГОС ВПО для соответствующего направления и уровня подготовки;

- доля преподавателей, имеющих основное место работы в данном вузе, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по ООП ВПО, должна быть не менее критериального значения, утвержденного нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Для программ магистерского уровня:

- общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником университета, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 3 лет;

- для штатного научно-педагогического работника университета, работающего на полной ставке, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами, для внутреннего штатного совместителя – не более одной магистерской программой;

- непосредственное руководство магистрантами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем пятью магистрантами;

- руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, являться авторами (соавторами) монографий, учебников, учебных пособий по данной магистерской программе, иметь публикации в отечественных научных журналах, включая журналы из списка Высшей аттестационной комиссии и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в 5 лет проходить курсы повышения квалификации.

4.5.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение

При разработке ООП ВПО должны быть определены учебно-методические и информационные ресурсы, включая учебно-методические комплексы дисциплин и/или модулей, необходимые для реализации данной ООП ВПО.

Должен быть обеспечен доступ каждого студента к современным информационным базам данных в соответствии с профилем подготовки. Для обучающихся на старших курсах должна быть обеспечена возможность оперативного получения и обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса по всем дисциплинам (модулям) ООП ВПО в соответствии с нормативами, установленными ФГОС ВПО.

Объем фонда основной и дополнительной учебной литературы, имеющей грифы различного уровня, должен соответствовать Минимальным нормативам обеспеченности вузов учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.04.2004 № 1623.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания. Фонд периодики должен быть представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилю подготовки, и в обязательном порядке комплектоваться массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями.

Фонд научной литературы должен быть представлен монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы в соответствии с требованиями, определенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.04.2004 № 1623.

Библиотечный фонд должен содержать число наименований отечественных и зарубежных журналов не ниже предусмотренного ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности).

4.5.3 Материально-техническое обеспечение

При разработке ООП ВПО должна быть определена материально-техническая база, обеспечивающая проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и НИР студентов, предусмотренных учебным планом, и соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Материально-техническая база обеспечивается наличием:

- зданий и помещений, находящихся у университета на правах собственности, оперативного управления или аренды, оформленных в соответствии с действующими требованиями законодательства Российской Федерации. Обеспеченность одного обучающегося, приведенного к очной форме обучения, общими учебными площадями должна быть не ниже нормативного критерия для каждого направления подготовки (специальности);

- оборудования для оснащения междисциплинарных, межкафедральных, межфакультетских лабораторий, в том числе современного, высокотехнологичного оборудования, обеспечивающего выполнение ООП ВПО с учетом профиля подготовки (специализации или магистерской программы);

- вычислительного и телекоммуникационного оборудования и программных средств, необходимых для реализации ООП ВПО и обеспечения физического доступа к информационным сетям, используемым в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности;

- прав на объекты интеллектуальной собственности, необходимых для осуществления образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности;

- специализированных полигонов и баз учебных и учебно-научных практик;

- средств обеспечения транспортными услугами при проведении полевых практик и других выездных видов занятий со студентами;

- других материально-технических ресурсов.

4.6 Характеристики среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

Указываются возможности в формировании общекультурных социально-личностных компетенций выпускников. Дается характеристика социокультурной среды университета, условия, созданные для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся. Могут быть представлены соответствующие документы.

Например: документы, регламентирующие воспитательную деятельность; сведения о наличии студенческих общественных организаций; сведения об организации и проведении внеучебной общекультурной работы; сведения о психолого-консультационной и специальной профилактической работе; сведения об обеспечении социально-бытовых условий и др.

4.7 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП ВПО

В соответствии с ФГОС ВПО, Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП ВПО осуществляется в соответствии с Типовым положением о вузе, а также нормативными документами университета.

4.7.1 Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП ВПО кафедрами создаются фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды могут включать: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ (проектов), рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ООП ВПО, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и главным образом обучения.

При разработке оценочных средств рекомендуется пользоваться структурной матрицей формирования компетенций в соответствии с ФГОС ВПО (приложение Б).
4.7.2 Итоговая государственная аттестация выпускников ООП ВПО

Итоговая государственная аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по решению Ученого совета университета.

Методические комиссии по конкретному направлению подготовки (специальности) в рамках ООП ВПО разрабатывают программу итоговой аттестации на основе нормативных документов об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений. Программа должна определять требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ, а также требования к содержанию и процедуре проведения государственного экзамена при его наличии.

4.8 Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

В данном разделе могут быть представлены документы и материалы, не нашедшие отражения в предыдущих разделах ООП ВПО.

Например:

– описание механизмов функционирования при реализации данной ООП ВПО системы обеспечения качества подготовки, созданной в университете, в том числе: мониторинга и периодического рецензирования образовательной программы; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности; системы внешней оценки качества реализации ООП ВПО, учета и анализа мнений работодателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса;

– положение о балльно-рейтинговой системе оценивания достижений студентов (в случае ее применения);

– соглашения (при их наличии) о порядке реализации совместных с зарубежными партнерами образовательных программ и мобильности студентов и преподавателей и т.д.

Макет ООП ВПО приведен в приложении Г.

5 Порядок утверждения и изменения настоящего Положения
5.1 Настоящее Положение, а так же изменения и дополнения к нему рассматриваются и утверждаются на Ученом совете университета.










СОГЛАСОВАНО:










Первый проректор

З.Б. Киндаров

Проректор

по учебной работе


Р.А. Кутуев

Начальник

учебно-методического управления


Ш.В. Дукаев

Начальник отдела правового обеспечения

В.Т. Сагаев
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз)
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз)
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13. 01. 1996г. №12-фз; от...
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (извлечения)
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания обучающихся Нормативно-правовой...
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №3266-1 (с последующими изменениями)
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в ред. 12. 11. 2012)

Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconУчебный план гбоу школы №550 реализуется в соответствии с Федеральным...
Закон Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (гл I, ст. 28,п. 2),принятый 12. 03. 99г
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 n 3266-1 «Об образовании»
Правила разработки, оформления, порядка согласования и утверждения рабочей программы дисциплины
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» icon1. Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 "Об образовании"
Календарь проведения государственной итоговой аттестации (гиа) в новой форме в 2013 году
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconПрограмма кружка изобразительной деятельности (для 1 4 классов) «мир животных»
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10. 07. 1992 №3266-1) с последующими изменениями
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconРабочая программа по географии (профильный уровень) 11 класс
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз)
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10. 07. 1992 г. №3266-1 в редакции от 13. 02. 2009 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск