Скачать 1.08 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "УТВЕРЖДАЮ" Проректор по учебной работе ВолГМУ [рофессор В.Б.Мандриков 2008 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ, ВПХ. Для специальности 040400 « стоматология» Факультет: стоматологический Кафедра хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов Курс — III, IV Семестр — VIVII Форма обучения — очная Лекции — 26 часов (VIVII семестры) Практические занятия — 68 часов (VIVII семестры) Самостоятельная работа — 50 часов Всего часов — 144 ч Экзамен 7 семестр Волгоград, 2008 год. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040400 - «Стоматология».на основании примерной программы по хирургическим болезням и ВПХ для студентов стоматологического факультета медицинских ВУЗов, разработанной Московским государственным медико-стоматологическим университетом: заслуженным деятелем науки РФ профессором, д.м.н. Б.С. Брискиным; зав. кафедрой хирургических болезней с курсом клинической ангиологии профессором, д.м.н. М.Д. Дибировым; доцентом, к.м.н. зав. учебной частью кафедры хирургических болезней с курсом ангиологии В.П. Федоровым. Рецензенты: зав. каф. хирургических болезней педиатрического факультета РГМУ, проф. И.И. Затевахин; зав. кафедрой хирургических болехней № 3 МГМСУ, проф. А.И. Станулис. Программа одобрена на заседании Экспертного совета по специальности 040400 «стоматология» УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России 10 сентября 2002 г., протокол № 7 Индекс 040400 Составитель: к.м.н. доц. В.Т.Пекарский. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов № 10 от 26.10.2008г. Заведующий кафедрой, д.м.н., проф В.А. Гольбрайх. Рабочая программа утверждена на заседании ЦМК хирургического профиля Председатель, д.м.н., проф. Г.И.Жидовинов. Одобрена Советом стоматологического факультета Председатель Дмитриенко С.В. 3 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИРУРГИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ С ВПХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Изучение хирургических болезней студентами стоматологического факультета занимает большое место в формировании специалиста "врача-стоматолога", т.к. знания основной хирургической патологии, связи её с патологией челюстно-лицевой области и умения в этой области медицины являются необходимым в его практике. Типовая программа, по хирургическим болезням утверждена в 2002 году. Она предусматривает изучение студентами-стоматологами основных форм хирургических заболеваний, их этиологию, патогенез, диагностику, методы обследования, лечения и реабилитации больных с позиции доказательной медицины, а также разделы ВПХ. За годы со времени её утверждения хирургическая наука и организация лечения хирургических больных поднялись на более высокий уровень. За, это время значительно улучшились и совершенствовались новые методы обследования (эндоскопия,изотоп-исследования и др) и лечения больных (открытие новых научно-исследовательских и лечебных институтов, строительство и ввод крупных лечебно-профилактических центров, организации специализированной хирургической помощи). В связи с этим рабочей программой предусматривается включение в изучение каждой темы дисциплины хирургических заболеваний нового достигнутого в годы со времени утвержденной текущ. программы. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. 1.1. Цель преподавания дисциплины Цель преподавания хирургических болезней и военнополевой хирургии студентам стоматологического факультета - освоение теоретических основ и формирование практических умений для диагностики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний, оказание неотложной врачебной помощи на госпитальном этапе и этапах медицинской эвакуации при боевой травме. 1.2. Задачи преподавания дисциплины Научить студентов диагностировать острую и онкологическую патологию у хирургических больных. Научить студентов оказанию доврачебной и первой врачебной помощи при боевой травме и у больных с повреждениями и ранениями мирного и военного времени. Студенты должны знать: - основные принципы организации хирургической помощи населению как 4 одной из важнейших составных частей организации здравоохранения;
клинику, диагностику и лечение современных боевых повреждений, объём и организацию оказания первой врачебной и квалифицированной хирургической помощи на этапах медицинской эвакуации. В соответствии с Государственным образовательным стандартом студенты должны уметь: использовать полученные теоретические знания при оказании скорой и неотложной помощи хирургическим больным и раненым. Студент должен иметь навыки диагностики острой хирургической патологии на догоспитальном этапе. Диагностировать огнестрельные, закрытые ранения, повреждения, раневую инфекцию, травматический шок, массивную кровопотерю и оказать раненым первую врачебную помощь. Студент должен иметь представление об оперативном лечении острых хирургических заболеваний и об оказании хирургической помощи в ОМеДБ дивизии и госпиталях фронта. -5- 1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:
-6-
1.4. Формы организации обучения и виды контроля: Это позволяет наиболее полно соблюдать принцип преемственности,исключающий необоснованное дублирование учебного материала. Формами обучения студентов являются: лекции, практические занятия, написание курсового проекта - истории болезни, рефератов, а также внеаудиторная самостоятельная работа (решение стандартных и нестандартных ситуационных задач, участие в подготовке стендов, участие в клинико-анатомических конференциях, работа в перевязочной, изучение рентгенограмм, написание истории болезни). Контроль - текущий, промежуточный, итоговый, с помощью опроса, контроля выполнения практических навыков, тестовых заданий. Итоговый контроль - оценка на зачете, как результирующая трех видов контроля. Средства обеспечения освоения дисциплины. Аудитории Учебные комнаты Компьютеры Слайды Таблицы Хирургическое отделение клинической больницы Травматологическое отделение клинической больницы Реанимационное отделение клинической больницы Пациенты Оснащение перевязочных, процедурных кабинетов отделений Оснащение приемного, диагностического отделений больницы, оперблока. -7-2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий: Учебные темы по хирургическим болезням
-8- 8. Легочные кровотечения. Должны знать клинику, диагностику и уметь использовать теоретические знания при оказании неотложной помощи. Виды самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Лекция 2 часа Учебные темы по ВПХ
2.3. Практические занятия, их содержание, объем в часах: ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ. 1. Желудочно-кишечные кровотечения. Объём - 4 часа Семестр - 6 Цель - разобрать клинику, диагностику, лечение больных с желудочно-кишечными кровотечениями. Содержание (задачи): ■ разобрать клинику диагностику, научить студентов обследованию больных с язвенной болезнью желудка и 12-ти перстной юшки.
" разобрать со студентами виды опухолей желудка.
- сделать клинический разбор больного (-ых). продемонстрировать оперативное вмешательство по поводу указанной патологии. ■ изучить общие положения (частота, причины, локализация) рака прямой кишки
-10- 2. Механическая желтуха. Объём - 4 часа Семестр - 6 Цель - научить студентов диагностике указанной патологии и практическому определению механической желтухи. Содержание (задачи): ■ разобрать основные анатомо-физиологические сведения о билиарной системе; ■ изучить этиологию, классификацию, клинику, диагностику, (дифференциальную диагностику) желчно-каменной болезни;
■ опухоли печени, желчного пузыря, внепечёночных желчных протоков и органов данкрето-дуоденальной зоны (первичные и метастатические).
3. Непроходимость пищеварительного тракта. Заболевания пищевода. Повреждения, инородные тела. Ожоги пищевода. Дивертикулы. Опухоли. Грыжи живота. Кишечная непроходимость. Объём - 6 часов Семестр - 6 Цель - дать студентам теоретические знания и практические навыки по указанной теме. Содержание (задачи):
-11- 4. Курация больных. Написание истории болезни. Объем 2 часа. Семестр - 6 Цель - закрепление ранее (общая хирургия) полученных знаний по обследованию хирургических больных, изучение методов диф. диагностики, анамнеза и лечения больных, оформление истории болезни. Задача: научить студента-стоматолога методам обследования хирургического больного, анализу основных симптомов, диф. диагностике, применению теоретических знаний по профилактике хирургических заболеваний к конкретному больному, вопросам реабилитации больных. 5. Гнойная инфекция органов брюшной полости. Объём - 6 часов Семестр - 6 Цель - дать студентам теоретические и практические знания по острым гнойным заболеваниям органов брюшной полости. Содержание (задачи): ■ изучить этиологию, классификацию, клинику, диагностику, (дифференциальную диагностику) острого холецистита;
■ изучить общие сведения об аппендиците, этиология, патогенез;
■ разобратъ определение понятия, анатомо-физиологическое строение брюшины, классификацию перитонитов.
■ разобрать со студентами этиологию, патогенез, классификацию острого панкреата -12-
6. Окклюзионные заболевания сосудов. Объём - 4 часа „ Семестр - 6 Цель - дать студентам теоретические знания и практические навыки по варикозной болезни нижних конечностей, тромбофлебитам и флеботромбозам, оолитерирующему атеросклерозу, эндоартерииту, диабетической ангиопатии. Содержание (задачи):
-13- 7. Заболевания желез. Заболевания молочной железы. Заболевания щитовидной железы Объем - 4 часа Семестр - 6 Цель - научить студентов своевременной диагностике заболеваний молочной и щитовидной железы. Содержание (задачи) : ■ разобрать виды рака молочной железы и международную классификацию по системе T,N,M;
■ разобрать этиологию, клинику, диагностику (диф. диагностику) острого мастита, мастопатии, доброкачественных опухолей молочной железы;
■ изучить этиологию, патогенез и патологическую анатомию зоба;
■ изучить острые и хронические тиреоидмты и струмиты (зоб Риделя и Хасимсто), (зоб Де Кервена), специфические формы воспаления (туберкулез, сифилис, актинсмикоз); - изучить методы лечения воспалительных заболеваний щитовидной железы с позиции доказательной медицины; ■ Рак щитовидной железы.
-14- 8. Нагноительные заболевания лёгких и плевры. Острая и хроническая эмпиема плевры. Абсцесс и гангрена лёгкого. Объём - 6 часов Семестр - 6 Цель - дать студентам основное понятие о гнойных заболеваниях лёгких и плевры. Содержание (задачи):
9. Легочные кровотечения. Объём - 2 часа Семестр - 6 Цель - разобрать одну из патологий лёгких - рак и выработать у студентов чувство онконастороженности. Содержание (задачи):
впх 1. Огнестрельные ранения. Инфекционные осложнения боевых повреждений. Объём 8 часов Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):
■ Изучить основные осложнения ран гнойной инфекцией, особенности патогенеза. Сепсис и гнойно-резорбтивная лихорадка. Анаэробная инфекция. Столбняк. Этиология, патогенез, клиника, диагностика. Причины летальности. Профилактика. Лечение на этапах эвакуации. 2. Травматический шок. Травматический токсикоз. Объём 4 часа Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):
3.Огнестрельные и закрытые повреждения конечностей и суставов. Кровотечение, кровопотеря. Объём 4 часа Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):
-16- 4. Ранения и закрытые повреждения головы и шеи. Объём 2 часа Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи): ■ Изучить клинику, диагностику сотрясения, ушиба и сдавления головного мозга.
5. Ранения и закрытые повреждения груди. Объём 2 часа Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):
6. Ранения и закрытые повреждения живота и таза Объём 2 часа Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):
-17- 7. Термические поражения. Комбинированные радиационные и химические поражения. Объём 4 часа Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Университет: Владимирский государственный педагогический университет (реструктуризирован в 2012 г. Владимирский государственный университет... | Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления... | ||
«Управление проектами в туризме» «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет) | Университет Опыт «языкового погружения» Кулдкепп Ирина Анатольевна (г. Тарту, Эстония), докторант, Тартуский Университет | ||
Отчет о реализации программы развития Фгбоу впо «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) | «Информатика и программирование» для студентов специальности «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет) | ||
Программа дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет) | Oxford University Press Доступ имеют организации дво ран, Дальневосточный государственный технический университет, Владивостокский университет экономики... | ||
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет... Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет) | ||
Методика физической подготовки девочек 7-8 лет, занимающихся фитнес-аэробикой ... | Ск но пвд 03 123 2011 «Московский государственный строительный университет» (далее мгсу или Университет), содержит основные сведения по составлению документации,... | ||
Нир научно-исследовательская работа Университет – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный... | Образовательная программа «школьный университет» Котова А. В. Юный дизайнер : Учебная программа. — Томск : ноу «Открытый молодёжный университет», 2012. — 14 с | ||
Дальневосточный государственный университет открытый университет двгу М 79 Мониторинг развития системы образования. Часть Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного... | Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» Правила приема в Государственный университет – Высшую школу экономики в 2010 году |