Внутренний мониторинг качества образования в колледже Система управления качеством профессионального образования в колледже, ее эффективность
1. Оценка работодателями уровня подготовленности выпускников колледжа
2. Анализ успеваемости студентов колледжа
3. Результаты итоговой аттестации выпускников колледжа Система управления качеством среднего профессионального образования в образовательном учреждении и ее эффективность Закон РФ «Об образовании» (статья 32, пункт 2, подпункт 24) в качестве одной из обязанностей образовательного учреждения предусматривает обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования. (В новом Законе «Об образовании в РФ» статья 28, пункт 2, подпункты 10,11,13 «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится:
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ…»
13) обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации).
Под внутренним мониторингом качества образования в ОУ понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
Внутренний мониторинг качества образования ориентирован на решение следующих задач:
• систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.
• максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.
В колледже осуществляется контроль качества обучения по следующим направлениям:
1. Оценка работодателями уровня подготовленности выпускников колледжа
2. Анализ успеваемости студентов колледжа
3. Результаты итоговой аттестации выпускников колледжа
Со стороны администрации осуществляется контроль за:
формированием базы портфолио преподавательского состава колледжа;
содержанием учебно-методических комплексов по дисциплинам реализуемых в колледже специальностей;
посещение учебных занятий;
проверка учебной документации;
организацией системы контрольных срезов знаний;
обеспеченностью методическими материалами самостоятельной работы студентов.
1. Оценка работодателями уровня подготовленности выпускников колледжа
В соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 24 апреля 2006 года №140 «Об утверждения Порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам качества бюджетных услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета населению Смоленской области», в ОГБОУ СПО «Смоленский технологический колледж» в декабре месяце 2011 года был проведен мониторинг качества предоставления государственной услуги. Мониторинг проводился среди работодателей города Смоленска и Смоленской области в форме анкетирования.
В колледже в рамках программы предмета «Производственное обучение» студенты третьего года обучения проходят производственное обучение на предприятиях города Смоленска и Смоленской области.
Мастерами производственного обучения были проведены исследования требований работодателей к практикантам (выпускникам колледжа), получающим квалификацию «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин)».
Объектом внимания интервьюеров являлись требования работодателей к результату образования с целью обеспечения максимального соответствия процесса и результата профессиональной подготовки постоянно меняющемуся спросу рынка труда. В опросе участвовали руководители предприятий и структурных подразделений 23 учреждений.
Результатом данного исследования стало определение перечня компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности, которыми, по мнению работодателя, должны владеть выпускники учреждений СПО. Среди них наибольший интерес представляют:
- компьютерные навыки – 22%;
-информационные компетенции (взаимообусловленное целостное единство наиболее значимых знаний, умений, навыков, способов деятельности в сфере работы с информацией) – 22%;
- способность к совмещению профессий – 22%. Необходимые дополнительные компетенции
Компетенции
| В % к общему числу ответов
| компьютерные навыки
| 22%
| информационная компетенция
| 22%
| предпринимательская компетенция
| 14%
| способность к совмещению профессий
| 22%
| работа с текстом
| 20%
|
Особенно тщательно проведен анализ компетенций, не устраивающих работодателей в процессе подготовки выпускников (практикантов). Они отмечают:
- отсутствие мотивированности и инициативности – 14%;
- уверенности в себе – 14%;
- навыки эффективного общения – 15%.
Компетенция
| В % к общему числу ответов
| Навык эффективного общения
| 15%
| Честность
| 6%
| Навык работы в коллективе
| 5%
| Умение налаживать межличностные отношения
| 2%
| Мотивированность и инициативность
| 14%
| Развитая профессиональная этика
| 2%
| Гибкость и адаптируемость
| 2%
| Навыки работы с компьютером
| 5%
| Уверенность в себе
| 13%
| Теоретическая подготовка
| 9%
| Практическая подготовка
| 9%
| Дисциплина
| 12%
|
Оценка качества уровня подготовки выпускников
| Уровень подготовки
| В % к общему числу ответов
|
|
|
|
| Высокий
| 44%
|
|
|
|
| Средний
| 38%
|
|
|
|
| Низкий
| 9%
|
|
|
|
| Затрудняюсь ответить
| 9%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среди личностных качеств практикантов (выпускников) для работодателей наиболее важны такие как:
- исполнительная дисциплина – 18%;
- способность работать в коллективе – 16%;
- способность осваивать новую технику – 16%,
- инициативность – 14%;
- самостоятельность – 14%. В целом анализ маркетинговых исследований продемонстрировал, что уровень сформированности ключевых компетенций выпускников ОГБОУ СПО «Смоленский технологический колледж» оценивается руководителями предприятий в большинстве случаев как достаточный.
Также результаты опроса выявили, что 50% опрашиваемых учреждений готовы к сотрудничеству с образовательными учреждениями системы СПО и НПО. Заинтересованы в участии в разработке учебно-программной документации – 25%. Стоит отметить, что наиболее применяемой формой профессиональной переподготовки работников на предприятии является повышение квалификации в учреждениях профессионального образования. – 31%.
2. Анализ успеваемости студентов колледжа
Анализ успеваемости осуществляется:
-по уровню требований в ходе промежуточных аттестаций студентов (экзаменационных билетов и результатов экзаменов) начального профессионального и среднего профессионального образования;
- по степени усвоения студентами программного материала (на основе контрольных опросов по утвержденным фондам контрольных заданий);
- по результатам итоговых аттестаций выпускников (уровню требований к перечню и содержанию выпускных квалификационных экзаменов, данным анализа тематики выпускных квалификационных работ, их соответствию профилям подготовки, организации и проведению итоговых аттестаций выпускников, ориентации на внешнюю оценку).
Структура и содержание аттестации обучающихся в колледже определяются нормативными актами и «Положением об аттестации». Основными видами аттестации студентов являются: текущий контроль; промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация.
Анализ успеваемости по профессиям и специальностям
Код
| Профессия, специальность
| Качественная
успеваемость %
| Абсолютная успеваемость
%
| 2009 – 2010 уч.г.
| 1.12
| Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
| 22%
| 94%
| 38.14
| Секретарь
| 36,5%
| 96%
| 1.9.
| Оператор ЭВМ
| 36,4%
| 98%
| 080108.51
| Банковское дело
| 38%
| 99%
| 080108.52
| Банковское дело
| 21%
| 100%
| 2010 – 2011 уч.г.
| 1.12
| Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
| 19,2%
| 96,6%
| 38.14
| Секретарь
| 22%
| 96,7%
| 1.9.
| Оператор ЭВМ
| 38%
| 98,5%
| 080110
| Банковское дело
| 23%
| 97%
| 080108.52
| Банковское дело
| 21%
| 100%
| 2011 – 2012 уч.г.
| 1.12
| Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
| 21%
| 98%
| 38.14
| Секретарь
| 36,5%
| 96%
| 1.9.
| Оператор ЭВМ
| 36,4%
| 98%
| 080110
| Банковское дело
| 23%
| 97%
| 080108.52
| Банковское дело
| 21%
| 100%
| 2009-2010 уч. год
2010-2011 уч. год
2011 – 2012 уч. год
Данные таблицы свидетельствуют о том, что абсолютная и качественная успеваемость за последние 3 года существенно не изменились.
Характеристика успеваемости студентов по результатам контрольных опросов, проведенных в ходе самообследования В ходе самообследования в колледже проводился контроль знаний обучающихся в форме тестирования.
Результаты самообследования представлены в таблицах: Группы НПО:
Учебные дисциплины, циклы
| Абсолютная успеваемость (%)
| Качественная успеваемость
(%)
| Удовлетвори
тельные знания (%)
| Общеобразовательная подготовка:
Гуманитарные дисциплины
| 97%
98%
| 38,6%
41,4%
| 57,6%
56,2%
| Естественнонаучные дисциплины
| 96%
| 35,3%
| 59,2%
| Общепрофессиональный и профессиональный циклы
| 97%
| 39,3%
| 65,5%
| Производственное обучение, учебная практика
| 100%
| 75%
| 25%
|
Группы СПО:
Учебные дисциплины
| Абсолютная успеваемость (%)
| Качественная успеваемость (%)
| Удовлетвори
тельные знания (%)
| Общегуманитарные и социально-экономические
| 97%
| 56%
| 43,6%
| Математические и общие естественнонаучные
| 98%
| 38,3%
| 61%
| Общепрофессиональные
| 98%
| 66%
| 33%
| Специальные
| 99%
| 53%
| 33,8%
| Производственная практика, учебная практика
| 100%
| 82%
| 18%
|
|
|
|
|
С учетом вышеуказанного можно констатировать достаточную степень подготовленности студентов по всем циклам дисциплин и соответствие знаний опрошенных студентов требованиям ГОС СПО по аккредитуемым специальностям.
3. Результаты итоговой аттестации выпускников колледжа
Государственная (итоговая) аттестация проходит в соответствии с положением о проведении государственной итоговой аттестации для обучающихся колледжа по программам начального и среднего профессионального образования.
Виды государственной (итоговой) аттестации:
Для групп НПО итоговая аттестация проходит в три этапа:
Итоговая аттестация по специальным дисциплинам.
Выполнение выпускной квалификационной работы.
Защита письменных экзаменационных работ, тематика которых отражает квалификационные характеристики профессий и утверждается на предметно-цикловых комиссиях ежегодно.
Для групп СПО – защита дипломного проекта (работы).
По каждой специальности и профессии разработаны программы государственной (итоговой) аттестации, отражающие требования государственного образовательного стандарта. Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников НПО за 3 года:
Результаты выпуска
| 2009-2010
| 2010-2011
| 2011-2012
| С отличием
| 26/7,6 %
| 16/6,3%
| 6/3,3%
| Разряды выше установленного
| 12/30 %
| 10/23%
| 11/48,3%
|
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников СПО за 3 года:
Результаты выпуска
| 2010-2011
| 2011-2012
| С отличием
| 18/56%
| 6/14,8%
| Сдали экзамен с оценкой «отлично»
| 18/32%
| 6/14,8%
| Средний балл
| 4,6
| 4,1
| Председатели Государственных аттестационных комиссий в отчетах отмечают достаточный уровень подготовки выпускников, хорошие теоретические и практические знания, которые демонстрируют обучающиеся на государственной (итоговой) аттестации.
Процент трудоустройства выпускников – высокий (80%) . |